Как мы уже отмечали ранее, 25 ноября 2021 года свершилось очень важное событие, а именно был официально опубликован приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее — приказ 806). Данный приказ начнет действовать с 1 марта 2022 года и заменит давно устаревший приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций"» (далее — приказ 645).
Почему это событие мы считаем очень важным? Да потому, что оно влечет за собой переработку массы документов, связанных с организацией порядка и сроков проведения обучения мерам пожарной безопасности. В связи с этим мы решили внимательно проанализировать новый приказ 806 и сравнить его с приказом 645, чтобы понять, насколько сильно они отличаются. А также мы хотели выяснить, насколько изменились принципы организации обучения и какую нужно провести работу руководителям организаций, чтобы успеть привести свою документацию в соответствие с требованиями нового приказа до 1 марта 2022 года. Результаты нашего труда читайте в данной статье.
Но вначале уточним: так как приказ 806 содержит требования к порядку организации обучения мерам пожарной безопасности как по программам противопожарного инструктажа, так и по дополнительным профессиональным программам, мы решили в данной статье рассказать только о противопожарных инструктажах (поскольку материала получилось достаточно много, и статью не хотелось перегружать), а об особенностях обучения по дополнительным профессиональным программам мы расскажем в ближайшее время в отдельной статье. Итак, начнем.
Отличия в ответственности
Первое, на что мы обратили внимание, — это то, что в приказе 806 ответственность за организацию и своевременность обучения мерам пожарной безопасности возложена на одно лицо — руководителя организации (пункт 1 приложения № 1 к приказу 806), а не «размыта» среди массы должностных лиц, как в приказе 645.
Новые требования к лицам, проводящим противопожарный инструктаж
В отличие от приказа 645, в приказе 806 расписано намного больше требований к образованию лиц, которые имеют право проводить противопожарные инструктажи, а именно:
«8. К проведению противопожарных инструктажей на основании гражданско-правового договора могут привлекаться лица, прошедшие обучение мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, либо лица, имеющие образование пожарно-технического профиля, либо лица, прошедшие процедуру независимой оценки квалификации, в период действия свидетельства о квалификации».
Подробнее о том, что является образованием пожарно-технического профиля и процедурой независимой оценки квалификации разъясняется в пункте 7 приложения № 1 к приказу 806.
Также в приказе 806 расширен перечень лиц, которые могут проводить противопожарные инструктажи, к ним относятся:
руководитель организации;
лицо, которое по занимаемой должности или характеру выполняемых работ является ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, назначенным руководителем организации;
должностным лицом, назначенным руководителем организации ответственным за проведение противопожарного инструктажа в организации;
иные лица по решению руководителя организации.
Каждое из перечисленных выше лиц имеет право проводить все виды инструктажей. То есть в приказе 806 нет такого избирательного подхода, как в приказе 645, в котором отдельно под каждым видом инструктажа указываются конкретные лица, имеющие право его проводить.
Отличие в организации проведения противопожарных инструктажей и проверке полученных знаний
Здесь в первую очередь нужно отметить, что в приказе 806, в отличие от приказа 645, четко прописано право руководителя организации определять порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, мерам пожарной безопасности с учетом требований нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 2 приложения № 1 к приказу 806).
Вот только пока не понятно, какие еще нормативные правовые акты Российской Федерации (помимо самого приказа 806) определяют порядок и сроки проведения противопожарных инструктажей. Нам таких найти не удалось. Соответственно, по состоянию на день публикации этой статьи, при переработке организационно-распорядительных документов, определяющих порядок и сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, мерам пожарной безопасности, в части касающейся противопожарных инструктажей, необходимо руководствоваться только приказом 806.
Кроме того, приказ 806 разработан с учетом современных возможностей обмена информацией и организации процесса обучения, чего, конечно ж, нет в приказе 645.
Сам процесс обучения в приказе 806 четко разделен на теоретическую и практическую части для каждого вида противопожарного инструктажа. Он может осуществляться как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно). Теоретическая часть обучения по программам противопожарного инструктажа может реализовываться дистанционно, в том числе и проверка полученных знаний.
Для проведения обучения как по приказу 645, так и по приказу 806 требуется разработка и утверждение программ противопожарного инструктажа. Причем приказ 806 позволяет утверждать программу вводного инструктажа лицам, назначенным руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации (пункт 9 приложения № 1 к приказу 806).
Что касается программ противопожарного инструктажа, есть еще один интересный момент. В приказе 645 вы не найдете словосочетаний «программа повторного противопожарного инструктажа», «программа внепланового противопожарного инструктажа», «программа целевого противопожарного инструктажа», а вот в приказе 806 такие словосочетания есть, что свидетельствует о необходимости их разработки. Подробнее об этом расскажем далее.
Также в отличие от приказа 645, в приказе 806 сказано, что проведение каждого противопожарного инструктажа должно завершаться проверкой соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, которые осуществляет лицо, проводившее противопожарный инструктаж, либо иное лицо, назначенное руководителем организации, в соответствии с порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности. Лица, показавшие неудовлетворительные результаты проверки соответствия знаний и умений требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, по итогам проведения противопожарных инструктажей, к осуществлению трудовой (служебной) деятельности в организации не допускаются до подтверждения необходимых знаний и умений (пункты 20, 21 приложения № 1 к приказу 806).
Помимо этого, новшеством приказа 806 является возможность фиксации результатов обучения и проверки соответствия знаний и умений лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организации, требованиям, предусмотренным программами противопожарного инструктажа, путем подписания работником (служащим) и лицом, проводившим противопожарный инструктаж, документов, определяемых порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности, электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи».
Также отметим, что виды противопожарных инструктажей остались теми же, а вот основания, порядок и сроки их проведения заметно изменились, о чем подробнее расскажем далее.
Отличия в требованиях к проведению водного противопожарного инструктажа
В приказе 806 требования к проведению вводного инструктажа изложены в более сжатой форме, чем это было в приказе 645. Из наиболее заметных отличий можно выделить следующие:
в приказе 806 есть важное уточнение о том, что вводный противопожарный инструктаж проводится до начала выполнения трудовой (служебной) деятельности в организации, чего нет в приказе 645;
в отличие от приказа 645 в, приказе 806 ничего не говорится о необходимости проведения вводного противопожарного инструктажа с «обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику», видимо в новом приказе их отнесли к категории лиц, принимаемых на временную работу в организации, с которыми также необходимо проводить инструктаж;
в приказе 806 нет требования о необходимости утверждения программ проведения вводного инструктажа именно приказом (распоряжением) руководителя организации.
Отличия в требованиях к проведению первичного противопожарного инструктажа
О порядке проведения первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте в приказе 806 также сказано в разы меньше, чем в приказе 645. В новом приказе намного проще изложен перечень лиц, с которыми нужно проводить первичный инструктаж, и опять сделан акцент на то, что он должен проводиться до начала трудовой (служебной) деятельности. Чтобы это наглядно продемонстрировать, мы свели указанные требования двух приказов в одну таблицу. Вот что получилось:
Приказ 806
Приказ 645
14. Первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте проводится непосредственно на рабочем месте до начала трудовой (служебной) деятельности в организации:
со всеми лицами, прошедшими вводный противопожарный инструктаж;
с лицами, переведенными из другого подразделения, либо с лицами, которым поручается выполнение новой для них трудовой (служебной) деятельности в организации
6. Первичный противопожарный инструктаж проводится непосредственно на рабочем месте:
со всеми, вновь принятыми на работу;
с переводимыми из одного подразделения данной организации в другое;
с работниками, выполняющими новую для них работу;
с командированными в организацию работниками;
с сезонными работниками;
со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные и иные работы на территории организации;
с обучающимися, прибывшими на производственное обучение или практику
Также имеется еще ряд заметных отличий:
в приказе 645 допускается утверждение программ проведения первичного противопожарного инструктажа руководителем структурного подразделения организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность структурного подразделения, а в соответствии с требованиями приказа 806 эти программы должны утверждаться руководителем организации или лицами, назначенными руководителем организации ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты в организации;
по требованиям приказа 645 первичный противопожарный инструктаж должен проводиться с каждым работником индивидуально (допускается его проведение с группой лиц только в том случае, если они обслуживают однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места). А приказ 806 не только не требует обязательного индивидуального подхода, но и позволяет (с учетом структуры и численности работников (служащих) организации) совмещать проведение вводного противопожарного инструктажа и первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте в случаях, установленных порядком обучения лиц мерам пожарной безопасности (пункты № 15, 19 приложения № 1 к приказу 806).
Отличия в требованиях к проведению повторного противопожарного инструктажа
Основное отличие приказа 806 от приказа 645 в вопросах проведения повторного противопожарного инструктажа заключается в разных подходах к определению категории лиц, с которыми необходимо проводить повторный противопожарный инструктаж с периодичностью не реже одного раза в полгода.
Так, если в приказе 645 сказано: не реже одного раза в полугодие необходимо проводить повторный противопожарный инструктаж только с работниками организаций, имеющих пожароопасное производство, то в приказе 806 перечень лиц, подпадающих под проведение повторного инструктажа, заметно расширили. В соответствии с пунктом 16 приложения № 1 к приказу 806 повторный противопожарный инструктаж проводится не реже одного раза в полгода со всеми лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также с лицами, осуществляющими трудовую (служебную) деятельность в организации, связанной с охраной (защитой) объектов и (или) имущества организации.
Также в приказе 806 отсутствует необходимость проведения повторного противопожарного инструктажа в соответствии именно с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации, как это требует приказ 645.
Помимо этого, приказ 806 позволяет проводить повторный противопожарный инструктаж как в пределах помещения, пожарного отсека здания, здания, сооружения одного класса функциональной пожарной опасности, так и в иных помещениях (учебных классах, кабинетах), а также на территории организации с лицами, осуществляющими трудовую или служебную деятельность в организации, если их трудовые функции не предусматривают работу в зданиях, сооружениях и помещениях производственного и складского назначения.
Кроме того, в приложении № 2 к приказу 806 указано следующее:
«3. Требования к содержанию программ повторного противопожарного инструктажа аналогичны требованиям к содержанию программ первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте».
То есть получается, что программу повторного противопожарного инструктажа нужно разрабатывать отдельно, а вот в приказе 645 позволяется проведение указанного инструктажа по программе первичного противопожарного инструктажа на рабочем месте.
Отличия в требованиях к проведению внепланового противопожарного инструктажа
При сравнении приказа 806 и приказа 645 в части подхода к организации и проведению внепланового противопожарного инструктажа видны явные отличия в основаниях для его проведения. Так, в приказе 806 отсутствую следующие основания, которые имеются в приказе 645:
для дополнительного изучения мер пожарной безопасности по требованию органов государственного пожарного надзора при выявлении ими недостаточных знаний у работников организации;
при установлении фактов неудовлетворительного знания работниками организаций требований пожарной безопасности.
При этом в приказе 806 есть и новое основание, которое отсутствует в приказе 645, а именно «по решению руководителя организации или назначенного им лица».
Также в приказе 806 по-иному указаны основания для проведения внепланового противопожарного инструктажа при длительных перерывах в работе. В расположенной ниже таблице это наглядно видно.
В случае перерыва в осуществлении трудовой (служебной) деятельности более чем на 60 календарных дней перед началом осуществления трудовой (служебной) деятельности на объектах защиты организации, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно, объектах защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности, а также у лиц, осуществляющих трудовую (служебную) деятельность в организации, связанную с охраной (зашитой) объектов и (или) имущества организации
При перерывах в работе более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются дополнительные требования пожарной безопасности)
Нельзя не указать на то, что исходя из содержания требований пункта 9 приложении № 1 и пункта 4 приложения № 2, приказ 806 прямо подразумевает разработку теоретической и (при необходимости) практической частей программы внепланового противопожарного инструктажа, объем и содержание которых определяются руководителем организации либо лицом, назначенным руководителем организации ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
А в приказе 645 непосредственно о разработке программ внепланового противопожарного инструктажа ничего не говорилось (либо было завуалировано под словосочетанием «специальные программы обучения», которое каждый понимал по-своему). При этом в пункте 27 приложения к приказу 645 сказано, только то, что «объем и содержание внепланового противопожарного инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения» и ни слова о необходимости разработки отдельной программы внепланового противопожарного инструктажа.
Отличия в требованиях к проведению целевого противопожарного инструктажа
Изменились и основания для проведения целевого противопожарного инструктажа.
В приказе 806 более подробно расписаны основания для его проведения перед выполнением огневых работ и других пожароопасных и пожаровзрывоопасных работ. Также приказ 806 дает право самостоятельно определять перечень случаев, когда требуется проведение целевого противопожарного инструктажа, чего нет в приказе 645. При этом в приказе 806 отсутствуют следующие основания для проведения целевого противопожарного инструктажа, которые есть в приказе 645:
при проведении экскурсий в организации;
при организации массовых мероприятий с обучающимися;
при подготовке в организации мероприятий с массовым пребыванием людей (заседания коллегии, собрания, конференции, совещания и т. п.) с числом участников более 50 человек.
И как в случае с внеплановым противопожарным инструктажем, в соответствии с требованиями пункта 9 приложения № 1 и пункта 4 приложения № 2, приказ 806 подразумевает разработку теоретической и (при необходимости) практической частей программы целевого противопожарного инструктажа, объем и содержание которых определяются руководителем организации либо лицом, назначенным руководителем организации ответственным за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты в организации, в каждом конкретном случае, в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.
Новые требования к журналу учета инструктажей
Журнал также заметно изменили. Во-первых, он теперь по-иному называется, а именно «Журнал учета противопожарных инструктажей». Во-вторых, изменилась форма его заполнения. Мы подготовили для вас бланк новой формы журнала учета противопожарных инструктажей и образец его заполнения, скачать их можно по ссылке ниже.
Также в отличие от приказа 645, в приказе 806 предусмотрена возможность оформления журнала учета противопожарных инструктажей в электронном виде. Помимо этого, в приказе 806 есть интересное уточнение о том, что при оформлении наряда-допуска на выполнение огневых работ запись в журнале учета противопожарных инструктажей не производится.
Как изменились требования к содержанию программ вводного и первичного противопожарных инструктажей
Невооруженным взглядом видно, что требования к программам как вводного, так и первичного противопожарных инструктажей, изложенные в приложении №2 к приказу 806, заметно отличаются от требований, содержащихся в приказе 645. Новые требования значительно объемнее и конкретнее, чем были в старой версии. Вдаваться в подобности этих изменений мы здесь не будем, каждый желающий легко найдет их самостоятельно. Одно очевидно, что старые программы нужно будет перерабатывать и на это осталось не так много времени, как кажется.
Узнавайте о наших акциях, спецпредложениях, получайте бонусы и скидки от партнеров портала ProPB
Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности
Калькуляторы расчета пожарного риска для общественных зданий
Калькуляторы расчета пожарного риска для производственных объектов
Проверочные листы МЧС с комментариями эксперта
Организации в области Пожарной безопасности
Системы противопожарной защиты
Первичные средства пожаротушения
Источники наружного противопожарного водоснабжения
Требования к зданиям
Выбор системы противопожарной защиты для зданий
Выбор системы противопожарной защиты для сооружений
Определение требуемого типа СОУЭ
Выбор системы противопожарной защиты для оборудования
Определение необходимого уровня звука СОУЭ