Требования к разработке и применению дополнительных профессиональных программ по пожарной безопасности (обзор приказа МЧС России от 05.09.2021 № 596)
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Требования к разработке и применению дополнительных профессиональных программ по пожарной безопасности (обзор приказа МЧС России от 05.09.2021 № 596)

Дата актуализации статьи: 29.10.2021 08:00:00 29.10.2021
прослушать текст
Тем, кто занимается деятельностью в сфере обучения мерам пожарной безопасности, давно известно, что вместо программ пожарно-технического минимума законодательством РФ предусмотрено применение программ дополнительного профессионального образования. И вот совсем недавно был опубликован приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности» (далее — Приказ). В данной статье мы постараемся донести до наших читателей все самое важное, что есть в этом документе (86 страниц Приказа спрессуем до семи).

Зачем нужен этот приказ

Как видно из его названия, новый Приказ утверждает типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности. Это сделано для того, чтобы обеспечить выполнение требований части второй статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 69).

Ранее мы подробно рассказывали в этой статье о том, что с 1 июля 2021 года вступили в силу изменения в ФЗ № 69, которые как раз таки касались включения в него положений, связанных с дополнительным профессиональным образованием в области пожарной безопасности.

Фактически Приказ является составной частью обновляемой нормативной базы, регулирующей вопросы обучения мерам пожарной безопасности. Эту базу готовят взамен давно устаревших НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645.

На основании типовых программ, содержащихся в Приказе, образовательные организации будут разрабатывать свои дополнительные профессиональные программы в области обучения мерам пожарной безопасности.

Напомним, что Приказ вступает в силу с 1 марта 2022 года.

На кого распространяются новые типовые дополнительные профессиональные программы по пожарной безопасности

Приказ содержит в себе четыре типовые дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и одну типовую дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки.

Программы повышения квалификации предусмотрены:

  • для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, назначенных руководителем организации, индивидуальным предпринимателем ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации;

  • для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

  • для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;

  • для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.

Типовая дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки предусмотрена для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике».

Требования к разработке дополнительных профессиональных программ

В соответствии с требованиями Приказа организации, желающие осуществлять образовательную деятельность, связанную с дополнительным профессиональным образованием в области пожарной безопасности, должны разработать дополнительные профессиональные программы (далее — Программы) на основании типовых программ, содержащихся в Приказе, их структура должна соответствовать типовым программам.

Содержание Программ определяется с учетом потребностей лиц, организаций, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Типовые программы построены на модульном принципе представления содержания обучения и построении учебных планов, которые позволяют обеспечить дифференцированный подход к проведению подготовки обучающихся с учетом их образования, квалификации и опыта.

В процессе разработки Программы могут быть дополнены модулями обучения, содержащими требования пожарной безопасности, исходя из специфики деятельности организации, работники которой осваивают дополнительную профессиональную программу.

Требования к организации учебного процесса

Слушателями Программ являются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Для получения слушателями знаний и умений типовыми программами предусматривается проведение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, теоретических и практических занятий, а для оценки степени и уровня освоения обучения — проведение итоговой аттестации.

Формы обучения слушателей (очная, очно-заочная, заочная) определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно. Повышение квалификации может осуществляться с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также с использованием сетевой формы реализации.

При этом минимально допустимый срок освоения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, в том числе практической части — менее 4 часов, а минимально допустимый срок освоения дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов, в том числе практической части — менее 16 часов.

Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности обучающихся, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

Оценка качества освоения Программ включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по каждому разделу Программ и итоговую аттестацию.

Формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации слушателей устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

Освоение каждой Программы завершается итоговой аттестацией, которая направлена на определение теоретической и практической подготовленности слушателей.

Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к итоговой аттестации не допускаются.

Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу повышения квалификации или дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки и прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о квалификации (удостоверение о повышении квалификации), оформляемый на бланке, образец которого самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

Лицам, не прошедшим итоговую аттестацию или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть дополнительной профессиональной программы повышения квалификации или дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.

Содержание учебного плана и модулей типовых дополнительных профессиональных программ по пожарной безопасности

Учебный план Программ разрабатывается на основании содержания модулей, установленных типовыми программами. Каждый из модулей состоит из нескольких тем или учебных вопросов. Приказом предусмотрены вводные, обязательные и вариативные модули. Вариативные модули есть только в двух типовых программах:

  • программе повышения квалификации для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности;

  • программе повышения квалификации для лиц, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарного инструктажа.

Порядок включения вариативных модулей в Программы не определен. Но, судя по всему, их необходимо включать в зависимости от функционального назначения объектов, на которых осуществляют трудовую деятельность лица, проходящие обучение.

Содержание модулей типовых программ, предусмотренных приложением № 1 к Приказу (для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, лиц, назначенных руководителем организации, индивидуальным предпринимателем ответственными за обеспечение пожарной безопасности, в том числе в обособленных структурных подразделениях организации) и приложением № 2 к Приказу (для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, лиц, назначенных ими ответственными за обеспечение пожарной безопасности) по большей части совпадают. Отличия в тематике просматриваются лишь в модуле № 3.

А вот типовые программы, предусмотренные приложениями № 3, 4, 5 к Приказу, заметно отличаются по составу модулей и тем.

Типовую программу, предусмотренную приложением № 5 к Приказу (программа профессиональной переподготовки предусмотрена для получения квалификации «Специалист по противопожарной профилактике»), в целом нужно рассматривать отдельно от программ повышения квалификации, так как она рассчитана на заметно большее количество часов и существенно отличается по своему наполнению.

Из типовых программ повышения квалификации самой обширной является типовая программа, предусмотренная приложением № 3 к Приказу (для ответственных должностных лиц, занимающих должности главных специалистов технического и производственного профиля, должностных лиц, исполняющих их обязанности, на объектах защиты, предназначенных для проживания или временного пребывания 50 и более человек одновременно (за исключением многоэтажных жилых домов), объектов защиты, отнесенных к категориям повышенной взрывопожароопасности, взрывопожароопасности, пожароопасности), ее обязательные модули состоят из 41 темы, она содержит в себе 10 модулей (с учетом вариативных).

В целом тематика обучения, предлагаемая типовыми программами повышения квалификации, очень обширная и сложная, с нашей точки зрения. Чтобы хотя бы вкратце рассказать про каждую из обязательных тем и содержащихся в них учебных вопросах, нужно затратить намного больше предлагаемого минимума — 16 часов. Складывается впечатление, что по типовым программам готовят не лиц, деятельность которых связана с вопросами обеспечения пожарной безопасности в организациях, а чуть ли не специалистов в области пожарной безопасности. К примеру, в модулях типовых программ повышения квалификации есть такие темы и учебные вопросы:

  1. Правовые основы аккредитации. Цели, принципы и правила аккредитации на территории Российской Федерации. Порядок организации и функционирования единой национальной системы аккредитации, права и обязанности ее участников.

  2. Расчет числа лифтов, необходимых для эвакуации инвалидов из зон безопасности.
  3. Основные требования к организации внутреннего технического аудита и аудита по пожарной безопасности. Система менеджмента пожарной безопасности. Основные положения менеджмента пожарного риска.

Далеко не каждый специалист в области пожарной безопасности может с ходу хоть как-то прокомментировать указанные темы, а тут их должны знать простые работники организаций. С нашей точки зрения, это явный перебор.

Ошибка, допущенная в типовых дополнительных профессиональных программах по пожарной безопасности

В ходе внимательного изучения нами обнаружена одна нестыковка в содержании типовых программ. С нашей точки зрения, тема 5.12 «Системы противопожарной защиты многофункциональных зданий» ошибочно указана в типовой программе, предусмотренной приложением № 1 к Приказу, так как в модуле № 3 данной типовой программы отсутствует тематика, связанная с обеспечением пожарной безопасности многофункциональных зданий. В свою очередь, такая тема есть в третьем модуле типовой программы, предусмотренной приложением № 2 к Приказу (тема 3.14. «Обеспечение пожарной безопасности многофункциональных зданий») соответственно, было бы логично, если бы и в пятом модуле данной типовой программы имелась тема, связанная с системами противопожарной защиты многофункциональных зданий, а ее там нет. Да и в целом, исходя из названия типовых программ, указанная тематика больше подходит к типовой программе, предусмотренной приложением № 2 к Приказу. Либо нужно обе типовые программы дополнить недостающими темами. Ждем, когда разработчики Приказа признают ошибку и внесут в него изменения.

На этом обзор Приказа завершен. Желаем всем лицам, деятельность которых связана с вопросами обучения мерам пожарной безопасности, качественно и своевременно подготовить новые Программы.







  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Мы внимательно проанализировали новый приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 и сравнили его с пока еще действующим приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, чтобы понять, насколько сильно они отличаются. А также мы хотели выяснить, насколько изменились принципы организации обучения и какую нужно провести работу руководителям организаций, чтобы успеть привести свою документацию в соответствие с требованиями нового приказа до 1 марта 2022 года. Результаты нашего труда читайте в данной статье.
В данной статье расскажем, какими документами предусмотрен порядок обучения мерам пожарной безопасности, что в нем должно содержаться, исходя из требований, действующих в 2022 году, и предложим для скачивания свой образец его оформления.
Подготовили ответы на часто задаваемые нам вопросы, связанные с получением дополнительного профессионального образования в области пожарной безопасности по новым требованиям 2022 года.
S-1694 (А001)
просмотры22047
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт