Ответственность за ложное нажатие на ручной пожарный извещатель или кнопку пуска установки пожаротушения
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Ответственность за ложное нажатие на ручной пожарный извещатель или кнопку пуска установки пожаротушения

Дата актуализации статьи: 18.08.2022 08:00:00 18.08.2022
прослушать текст

Школа. Будний день. Вот уже который десяток лет все идет по плану: дети по утрам, как правило, встают нехотя, поэтому их родителям приходится торопиться, чтобы успеть завезти свое чадо в учебное заведение и самим не опоздать на работу.

Дети, спешно проходя через недавно установленный новенький турникет, попадают в храм знаний. Оставляя верхнюю одежду в гардеробе, по дороге в учебный класс успевают поговорить друг с другом о насущном, сливаясь в хаотично несущемся людском потоке.

Наконец, школьный звонок подает свой голос, и дети приступают к новым познаниям или, как говорится, начинают грызть гранит науки.

И вроде ни одно событие в мире не может отвлечь их задумчивые взгляды от скользящего по доске белого рассыпающегося мела, оставляющего после себя чувство восторга разума над материей, как по коридорам проносится фраза, выдаваемая системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре: «Внимание! Пожар! Всем покинуть помещения!»

Все кануло в пропасть. Паника, смех, крики, суматоха — эвакуация. Та информация, которая только что была понятна и почти усвоена пытливыми детские умами, не успев в них закрепиться, рассеялась как дым.

Ясно одно: урок сорван.


Реклама
Фабрика расчетов
Сервис «Готовые документы» — ваш помощник в создании самых необходимых документов по вопросам пожарной безопасности, охраны труда, оказания первой помощи
Сайт компании: https://gotdoc.ru/
Рекламодатель ООО «ПроПБ.ру» LdtCKCHFs

Действия представителей пожарной охраны при получении сигнала о срабатывании пожарной сигнализации в здании школы

Пожарные подразделения незамедлительно выдвигаются к месту вызова и прибывают на адрес не позднее нормативного времени, установленного статьей 76 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Федеральный закон № 123), поскольку в соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона № 123 сигнал о возникновении пожара с системы пожарной сигнализации, смонтированной в школе, автоматически дублируется в подразделение пожарной охраны.

Кроме пожарной охраны к месту предполагаемого происшествия следует представитель органа государственного пожарного надзора МЧС России, который в силу части 1 статьи 40 Уголовно-процессуального кодекса РФ является органом дознания.

Дознаватель проводит проверку поступившего сообщения о пожаре, по результатам которого принимает одно из решений, определенных приказом МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее — Приказ МЧС России № 270).

Представим ситуацию, когда по приезде на место вызова сотрудники МЧС России не обнаружили пожар, вызов оказался ложным. Первые мысли, возникшие у детей: «Пронесло, слава богу», — однако взрослые и опытные люди понимают, что все не так просто.

Пожарные подразделения после обследования школы на наличие возгорания, не найдя его, возвратились в пожарную часть.

Проверка сообщения о ложном вызове подразделений пожарной охраны

Дело в свои руки берет дознаватель.

В ходе отработки сообщения о пожаре, пользуясь предоставленными статьей 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Приказом МЧС России № 270 полномочиями, он берет объяснения с очевидцев, выясняет обстоятельства случившегося, совершает иные необходимые действия.

Например, из анализа полученной информации дознаватель узнает, что вызов пожарной охраны осуществил некий ребенок, который специально сформировал сигнал о пожаре с помощью извещателя пожарного ручного (далее — ИПР), требования пожарной безопасности к которому установлены статьей 83 Федерального закона № 123 и СП 484.1311500.2020 «Свод правил. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования».

Данный ребенок дополнительно пояснил, что нажал на ИПР с целью сорвать урок (побаловаться, на спор и т. п. причины), поскольку их класс должен был писать контрольную работу по математике, к которой, соответственно, он не приготовился.

Из постановления Правительства РФ от 31 августа 2021 г. № 1453 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи» следует, что пожарная охрана относится к экстренным оперативным службам. Кроме этого, это видно из диспозиции статьи 19.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ).

Описанные действия ребенка указывают на признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.13 КоАП РФ.

Анализируя административную ответственность за заведомо ложный вызов специализированных служб, необходимо определить, имеется ли в действиях ребенка состав административного правонарушения.

В юридической литературе под правонарушением понимается виновное противоправное общественно вредное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, влекущее административную ответственность.

Состав правонарушения — система элементов, необходимых для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

В состав правонарушения входят следующие элементы:

- объект,

- объективная сторона,

- субъект,

- субъективная сторона.

Объектом правонарушения по статье 19.13 КоАП РФ являются общественные отношения в области установленного порядка функционирования и выполнения служебных обязанностей пожарной охраны.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в заведомо ложном вызове пожарной охраны.

Субъектами правонарушения могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет.

Субъективная сторона правонарушения характеризуется только умышленной формой вины.

Таким образом, из вышеописанной ситуации в зависимости от возраста субъекта правонарушения может вытекать два различных вывода:

1) о составлении административного протокола и привлечении ребенка к ответственности в пределах санкции статьи 19.13 КоАП РФ, предусматривающей административное наказание в виде административного штрафа в размере от 1000 до 1500 рублей, при условии достижения им 16-летнего возраста;

2) в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении с вынесением мотивированного определения о таком отказе (часть 5 статьи 28.1 КоАП РФ).

В последнем случае дознаватель вправе направить информацию о случившимся в полицию для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности родителей ребенка по статье 5.35 КоАП РФ, поскольку на основании пункта 1 статьи 61 и пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса РФ родители имеют родительские права и обязанности по воспитанию и развитию своих детей, а за невыполнение возложенных на них обязанностей несут предусмотренную законом ответственность.

Кроме этого, сотрудник полиции вправе направить на рассмотрение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для решения вопроса о постановке несовершеннолетнего ребенка на межведомственный контроль с последующей организацией с ним индивидуально-профилактической работы.

Ложный пуск установки пожаротушения

Рассматривая ситуацию ручного включения (пуска) установки пожаротушения, необходимо аналогично применять вышеуказанный подход и нижеследующее дополнение.

Как правило, в случае срабатывания установки системы пожаротушения объекту защиты причиняется имущественный (материальный) вред (например, порча мебели). Поэтому в случае такой ложной сработки руководство школы может потребовать возмещения причиненного вреда в силу статьи 1073 Гражданского кодекса РФ от законных представителей ребенка, который совершил действие по запуску системы пожаротушения, или в силу статьи 1074 ГК РФ непосредственно от самого ребенка (правонарушителя).

Как видно из сказанного, обычная, на первый взгляд, безопасная шутка может обернуться серьезными последствиями как для самого ребенка, так и для его законных представителей. Таким образом, родителям необходимо правильно воспитывать своих детей, прививая им культуру пожарной безопасности, а также объясняя, что каждое совершенное ими действие имеет свой итог. И какой он будет, зависит от понимания категории «можно-нельзя», а также от осознания личной ответственности за свои поступки.

Особенности привлечения нарушителей к административной ответственности

Приведенный выше пример о ребенке в школе — лишь частный случай общего подхода. На его месте может выступать любое вменяемое (статья 2.8 КоАП РФ) лицо (статья 2.6 КоАП РФ), достигшее возраста 16 лет (статья 2.3 КоАП РФ), за исключением должностных лиц, поименованных в статье 2.5 КоАП РФ. Например, субъектом правонарушения могут быть рабочие на предприятии, медицинские работники системы здравоохранения, работники учреждений культуры и т. д., действия которых образуют состав правонарушения по статье 19.13 КоАП РФ.

Для образования состава правонарушения по статье 19.13 КоАП РФ необходимо дополнительное условие, выражающееся в том, чтобы сигнал о возникновении пожара с системы пожарной сигнализации автоматически дублировался в подразделение пожарной охраны, ведь в случае отсутствия такого дубляжа дежурный персонал при срабатывании системы пожарной сигнализации может предотвратить вызов пожарной охраны тем, что после поступления сигнала о возникновении пожара на пульт приемно-контрольный пожарный дежурный персонал проверяет достоверность такого сигнала.

В соответствии с частью 7 статьи 83 Федерального закона № 123 системы пожарной сигнализации должны дублировать сигналы о возникновении пожара в подразделения пожарной охраны со следующих объектов защиты:

  • зданий дошкольных образовательных организаций, специализированных домов престарелых и инвалидов (неквартирных), спальных корпусов образовательных организаций с наличием интерната и детских организаций, зданий медицинских организаций, предназначенных для оказания медицинской помощи в стационарных условиях (круглосуточно) (Ф1.1);

  • гостиниц, общежитий (за исключением общежитий квартирного типа), спальных корпусов санаториев и домов отдыха общего типа, кемпингов (Ф1.2);

  • зданий общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций (Ф4.1);

  • зданий образовательных организаций высшего образования, организаций дополнительного профессионального образования (Ф4.2).

В завершение статьи нашим читателям (руководителям организаций, специалистам по пожарной профилактики и т. п.) хотелось бы напомнить, что если на вашем объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов), произойдет три и более ложных срабатываний систем противопожарной защиты в течение тридцати календарных дней, то данный факт (индикатор риска нарушения обязательных требований, утвержденный приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. № 364, в силу пункта 1 части 1 статьи 57 и статьи 66 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации») будет являться основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий со стороны органов государственного пожарного надзора.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-2308(А022)
просмотры20387
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт