Ушаков Д.Н. в своем словаре от 1935 года слово «возражение» толкует как «опровергающий довод, мотивированное несогласие с чем-нибудь».
Смысл данного термина, не претерпев изменений, дошел до наших дней и лег в основу, по сути, конституционного (базового) права гражданина на свою защиту от разного рода посягательств.
На основании этого, «возражение» как юридическое (собирательное) понятие вошло в главный нормативный правовой акт, регулирующий общественные отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливающий гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц, Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248).
Федеральный закон № 248 статьями 45 и 56 устанавливает виды профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий соответственно.
Одними из таких видов являются объявление предостережения и выездная проверка.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона № 248 в случае наличия у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
На основании полученного предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований контролируемое лицо вправе после его получения подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения (часть 4 статьи 49 Федерального закона № 248).
Порядок подачи и рассмотрения возражения в отношении предостережения устанавливается положением о виде контроля.
МЧС России в силу закона наделено полномочиями по осуществлению государственного пожарного надзора и лицензионного контроля. Названные полномочия закреплены в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 (далее – постановление № 290), в Положении о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1128 (далее – постановление № 1128), а также в Положении о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. № 1131 (далее – постановление № 1131).
Постановление № 290 определяет, что возражение на предостережение подается и рассматривается в порядке и в сроки, которые установлены настоящим положением для жалоб на решения органов государственного пожарного надзора, действий (бездействия) их должностных лиц.
Пунктом 41 постановления № 1128 установлено, что по результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган, направивший предостережение, могут быть поданы возражения. В пунктах 42-45 того же постановления указаны: содержание возражения, способ его подачи и порядок рассмотрения лицензирующим органом.
Аналогичные требования к организации возражения на предостережения содержат пункты 40-44 постановления № 1131.
Рассматривая выездную проверку, необходимо уточнить, что в силу части 2 статьи 87 Федерального закона № 248 по ее результатам всегда составляется акт проверки, на который и может быть подано анализируемое возражение (статья 89 Федерального закона № 248).
Свое несогласие с фактами и выводами, изложенными в акте контрольного (надзорного) мероприятия, контролируемое лицо вправе выразить в порядке, предусмотренном статьями 39-43 Федерального закона № 248. Это же положение закреплено в пункте 57 положения № 290.
На основании вышеизложенного, возражение в области пожарной безопасности приравнено к подаче контролируемым лицом жалобы на решения органов государственного пожарного надзора, действия (бездействия) их должностных лиц и направлено на защиту своих прав, а в случае их нарушения, на их восстановление.
Один из возможных вариантов жалобы размещен в разделе «Документация» нашего портала, его можно скачать по ссылке ниже.
Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности
Калькуляторы расчета пожарного риска для общественных зданий
Калькуляторы расчета пожарного риска для производственных объектов
Проверочные листы МЧС с комментариями эксперта
Организации в области Пожарной безопасности
Системы противопожарной защиты
Первичные средства пожаротушения
Источники наружного противопожарного водоснабжения
Требования к зданиям
Выбор системы противопожарной защиты для зданий
Выбор системы противопожарной защиты для сооружений
Определение требуемого типа СОУЭ
Выбор системы противопожарной защиты для оборудования
Определение необходимого уровня звука СОУЭ