Причина пожара в мифологии и религии
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Причина пожара в мифологии и религии

Дата актуализации статьи: 25.07.2022 12:00:00 25.07.2022
прослушать текст

Сталкиваясь со стихией, с какими-то явлениями природы, которые люди не в состоянии были объяснить с точки зрения науки, они, естественно, искали объяснения причин этих явлений, обращаясь к духам, к богам, формируя мифологию. В качестве примера такого представления причины пожара можно рассказать про Айтвараса. Это балтийское мифологическое существо — дух в виде огненного петуха, чье убийство вызывает пожар. Очень интересно, не отсюда ли пошло выражение «убить красного петуха»? Нельзя не упомянуть и Жижа, или Жижаля, белорусского духа огня. Жиж, по легендам, расхаживает под землей и там выпускает из себя огонь. Когда он ходит тихо, то через это согревается земля, а когда расхаживает быстро, то земля загорается, — отсюда происходят пожары. Пожары эти истребляют леса, выпаливают сенокосы, сушат огороды, поля, отчего они делаются бесплодными. Именно этот дух, по мнению людей, вызывал природные пожары. А вот литовский дух огня Габижда или Габет, являвшийся то в образе кошки, то в образе аиста, то женщины в красном, отвечал за пожары в доме. Люди верили, что если его ненароком обидеть, то он может сжечь дом.

И вот точно так же, как возникновение пожаров, в представлении наших предков, и его прекращение зависело от различных духов. Здесь можно вспомнить, прежде всего, литовского духа по имени Димстипатис, который мог прекратить огонь при определенном жертвоприношении. Здесь же можно упомянуть многоликого китайского бога Хо-сина, персонализированного божества, представляющего собой планету Марс. Второе лицо этого бога, расположенное на затылке, было, по легенде, прекрасное и доброе, с которым он представал перед людьми добрым духом, способным предотвращать и ликвидировать пожары. В индийском трактате «Махабхарата» описывается, как бог огня Агни во время пожара в лесу, пожара, который, по легенде, он сам и вызвал, оставляет невредимыми некоторых обитателей леса.

Вообще, список сверхъестественных существ, языческих богов, связанных с огнем как таковым, чрезвычайно обширен. Достаточно вспомнить, что само появление огня в жизни человека древние греки связывали с вмешательством титана Прометея, который похитил огонь у олимпийских богов и передал его людям. И относясь так к огню вообще, люди и к пожару как к проявлению злого, опасного огня относились так же. Они искали причины и возникновения пожара, и избавления от пожара в деятельности, в действиях сверхъестественных сил. Это очень важно для нас с вами. Здесь истоки колоссального заблуждения, которое до сих пор не изжито. Здесь истоки того, с чем мы с вами должны бороться как пожарные специалисты. Потому что вот эти вот примитивные языческие представления впоследствии перешли в христианство, как перешли многие другие обычаи и традиции, верования. И вот уже святой Флориан, католический святой, считающийся покровителем пожарных, помогает огнеборцам тушить пожар. Даже международный день пожарных, 4 мая, празднуется в день этого святого. Или, например, из православия: святой Никита Новгородский — святитель, в простонародье называемый Никита-пожарник, помогал людям, избавлял их от пожара по представлениям уже православных христиан на Руси. В житии этого святого имеется очень интересный эпизод: Господь сотворил его пастырем своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол. Там Господь, для удостоверения пасомых и полного убеждения их в прощении святому случившегося с ним соблазна, прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды во время бездождья святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города. И отсюда же, из этого представления о причине пожара как о чем-то сверхъестественном, наше убеждение, в том числе современное убеждение многих о том, что молитва перед иконой Неопалимая Купина, которая является покровителем пожарных в России, — это путь избавления от пожара.

Но лучше всего и суеверные, мифологические представления о причине пожара, и религиозные показывает исторический пример большого московского пожара 1547 года. Вот как историк Николай Михайлович Карамзин в своей книге «История государства Российского» описывает этот пожар: «Летописи Москвы часто говорят о пожарах, называя иные великими. Но никогда огонь не свирепствовал в ней так ужасно, как в 1547 году. 12 апреля сгорели лавки в Китае с богатыми товарами, гостиные казенные дворы, обитель Богоявленское и множество домов от Ильинских ворот до Кремля и Москвы-реки. Высокая башня, где лежал порох, взлетела на воздух с частью городской стены, пала в реку и запрудила оную кирпичами. 20 апреля обратились в пепел за Яузою все улицы, где жили гончары и кожевники. А 24 июня, около полудня, в страшную бурю начался пожар за Неглинною на Арбатской улице с церковью Воздвижения. Огонь лился рекой и вскоре вспыхнул Кремль, Китай, Большой посад. Вся Москва представила зрелище огромного пылающего костра под тучами густого дыма. Деревянные здания исчезали, каменные распадались, железо рдело, как в горни, медь текла». И вот это ужасающее, потрясшее современников явление, этот страшный пожар, вошедший в историю, очень интересно был воспринят людьми. И нас, в рамках нашей темы о причине пожаров, это интересует.

Давайте посмотрим, как Николай Михайлович Карамзин дальше описывает восприятие народом причин этого страшного пожара: «В следующий день государь поехал с боярами навестить митрополита Новоспасской обители. Там духовник его и знатные их единомышленники объявили Иоанну, что Москва сгорела от волшебства некоторых злодеев. Государь удивился и велел исследовать сие дело боярам, которые через два дня, приехав в Кремль, собрали граждан на площади и спрашивали: “Кто жег столицу?” В несколько голосов отвечали: “Глинские, Глинские — родственники царя. Мать их, княгиня Анна, вынимала сердца из мертвых, клала в воду и кропила ею все улицы, ездя по Москве. Вот от чего мы сгорели”». Что это — как не язычество чистой воды? Причина пожара — в сверхъестественном, в действиях колдуньи. Но еще интереснее, что одновременно с этой мифологической причиной царю Иоанну предложили и христианскую, религиозную, которую описал уже другую историк. Во время этого пожара протопоп Сильвестр обличил Ивана Грозного в некоторых грехах и подвел его к мысли, которую в своей книге «История России с древнейших времен» Сергей Михайлович Соловьев, российский историк, описал в качестве вывода Ивана Грозного по этому пожару: «Иван Грозный сказал так: "Господь наказывал меня за грехи то потопом, то мором, и я все не каялся, наконец, Бог наслал великие пожары, и вошел страх в душу мою". И вот это вот многовековое представление человека о пожаре как о проявлении воли каких-то сверхъестественных сил, как о чем-то, с чем невозможно по этой причине и даже грешно бороться, потому что если мы боремся с пожаром, мы противимся Божьему наказанию за наши грехи.

Вот это вот мышление практически без изменений дошло до конца XIX века, до очень интересного периода в истории пожарной охраны. Периода, когда силами генерала Евгения Васильевича Богдановича, князя Александра Дмитриевича Львова, графа Александра Дмитриевича Шереметева началось настоящее становление нашей профессии. Вот я записываю эту лекцию в преддверии 30 апреля 2022 года, очередной годовщины со дня образования Российской пожарной охраны. Но я думаю, хотя со мной не согласны историки пожарной охраны и официальные лица, что дата, с которой исчисляется эта история, выбрана неправильно, потому что по-настоящему развитие пожарного дела как теории и практики, как профессии началось именно в конце XIX века, когда в том числе люди начали задумываться: «А правильно ли народ воспринимает причину пожара?» И в первых профессиональных периодических изданиях, журнале «Пожарный», журнале «Пожарное дело» этот вопрос уже поднимается. В пятнадцатом номере журнала «Пожарный» за 1892 год описывалась проблема сельских пожаров, которая, по мнению автора, заключалась как в неумении и непонимании крестьянами самых элементарных приемов огнетушения, так и в заблуждении, в предрассудке, что пожар — это Божье попущение и тушить его не подобает. Та же проблема была поднята в первом номере журнала «Пожарное дело» за 1894 год. Автор писал: «Вот эта кажущаяся безысходность положения, постоянная зависимость от случая, грозная сила огня, очень часто дававшая себя чувствовать, и породила идею о "Божьем попущении", каковым и по настоящее время темный люд считает пожар». И вот заявив об этой проблеме на страницах специализированного журнала, лучшие умы Российской империи, я повторю второй и третий раз, что это были, действительно, лучшие умы, это были вельможи Российской империи, образованнейшие люди своего времени, которые озаботились пожарными проблемами, занялись увлеченно пожарным делом, чтобы избавить Российскую империю от вот этой проблемы, от этих пожарных бедствий, когда выгорали целые села, что, кстати, и сейчас начинает происходить в России. Так вот, они начали думать, как бороться с этими суевериями, вот с этой косностью.

И уже в первом номере журнала «Пожарное дело» князь Львов вводит инициативу собирать о каждом пожаре сведения по специальной системе, по специальной форме, одним из элементов которой являлась строка «Причина пожара», то есть уже тогда люди задумались о фактических предпосылках этого явления, начали их искать и начали доводить их до народа. Доводить именно для того, чтобы преодолеть это суеверие, эту косность, чтобы люди воспринимали пожар правильно. И в этом ключе мне очень нравится еще одна статья из журнала «Пожарный», которую написал пожарный деятель под псевдонимом Новгородский крестьянин. Чем примечателен этот отрывок? Описывая проблему, коллега конца 19-го века очень четко сформулировал то, что я сформулирую в конце этой лекции в пятом вопросе, когда буду описывать истинную причину пожара. Давайте посмотрим. «Крестьяне ведь не очень беспокоятся о том, что все их имущество может сгореть, — пишет Новгородский крестьянин. — Обыкновенно говорят: "Воля Божья, никто как Бог. Стоял же дом двадцать или тридцать лет и не горел, простоит и дольше". А когда сгорят, говорят: "Бог наказал за грехи", забывая, что в этом случае их же беспечность и есть главный грех». Мы к этому еще вернемся. А пока я хотел сакцентировать внимание на том, насколько эта фраза связана с нашей современностью. Потому что я в своей практической работе не два, не три, не десять — сотни раз слышал от самых разных людей: «Стоял 20 лет и еще столько же простоит. А у нас 30 лет не было пожаров. А все нормально: у нас ничего не будет». Я это слышал своими ушами, слышал от стольких менеджеров, неважно причем, чиновники эти менеджеры или из бизнеса, но вот эта фраза, это восприятие пожара, которое было так чудесно описано в конце XIX века, встречается в моей практике в начале XXI века. И это говорит о том, что проблема не изжита, что неправильное восприятие человеком пожара — это наша с вами, уважаемые коллеги, существующая и насущная проблема. И поэтому в следующем вопросе лекции мы должны разобраться в том, как современный человек воспринимает причину пожара, отличается ли его восприятие от восприятия крестьян, о которых пишет пожарный деятель под псевдонимом Новгородский крестьянин. Давайте посмотрим современные религиозные, околорелигиозные и, как ни странно, мифологические представления наших с вами сограждан, наших современников о причине пожаров.

Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.




Читать все статьи с меткой:


  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.
Автор блога Князев П.Ю. постарался максимально простым и доступным языком разъяснить проблемный вопрос относительно применения современных требований пожарной безопасности к старым зданиям.
В данном материале автор блога Князев П.Ю. отвечает на очень непростой вопрос, связанный с подтверждением процедуры изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и сооружений. При этом он, как обычно, аргументирует свое мнение исходя из четырех позиций: фактической пожарной опасности, требований законодательства, мнений МЧС и Минстроя, а также судебной практики.
S-2303(А015)
просмотры1457
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт