Порядок проведения опроса и получения письменных объяснений при осуществлении проверок по ФЗ № 248 (сходства и отличия)
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Порядок проведения опроса и получения письменных объяснений при осуществлении проверок по ФЗ № 248 (сходства и отличия)

Дата актуализации статьи: 07.09.2021
прослушать текст

В этой статье поговорим о некоторых контрольных (надзорных) действиях, осуществляемых сотрудниками федерального государственного пожарного надзора (далее — инспектор), при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а именно об опросе и получении письменных объяснений.

Мы решили разобрать эти два контрольных (надзорных) действия, так как по смыслу они очень похожи и конечной их целью является получение инспектором от контролируемого лица определенной информации, но все же не совсем понятно, чем они различаются.

В Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) этим контрольным (надзорным) действиям даны следующие определения:

  • получение письменных объяснений — контрольное (надзорное) действие, заключающееся в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (ст. 79 ФЗ № 248);

  • опрос — контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией (ст. 78 ФЗ № 248).

Исходя из этих определений, можно отметить:

  • опрос и получение письменных объяснений осуществляются инспектором в целях получения информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований пожарной безопасности;

  • получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств (получается, что кроме самого текста объяснения, к нему должны быть приложены какие-либо документы, подтверждающие сказанное);

  • опрос заключается в получении инспектором устной информации;

  • информация, имеющая значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, может быть получена не только от контролируемого лица, но и от других лиц, располагающих данной информацией.

Как видно, у этих контрольных (надзорных) действий на самом деле много схожего, с некоторыми различиями в порядке их проведения.

Далее рассмотрим порядок проведения опроса и получения письменных объяснений.

Получение письменных объяснений 

Согласно Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), получение письменных объяснений может быть осуществлено при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:

  • инспекционного визита;

  • рейдового осмотра;

  • выездной проверки;

  • внеплановой документарной проверки;

  • выборочного контроля.

Частью 2 статьи 79 ФЗ № 248 установлено, что письменные объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме, т. е. какой-либо установленной формы бланка письменного объяснения, составляемого в рамках контрольных (надзорных) действий, не предусмотрено.

В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи инспектор может предложить должностному лицу или работнику организации, гражданину, являющимся контролируемыми лицами, их представителям, свидетелям изложить объяснение самостоятельно либо собственноручно составить объяснения с их слов. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.

По умолчанию получение письменных объяснений возможно только при непосредственном взаимодействии инспектора с контролируемым лицом.


Как проводится опрос

Положением определены следующие контрольные (надзорные) мероприятия, в рамках которых может осуществляться опрос:

  • инспекционный визит;

  • рейдовый осмотр;

  • выездная проверка.

В ходе проведения опроса инспектор получает устную информацию от контролируемого лица путем постановки вопросов и получения ответов на них.

В отличие от получения письменных объяснений, текст ответов на вопросы инспектор записывает только собственноручно.

В соответствии с ФЗ № 248 результаты опроса инспектор должен зафиксировать в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений.

Кроме того, результаты опроса также могут быть зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если сведения, полученные в ходе опроса, имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.

Сходства и отличия в получении письменных объяснений и проведении опроса

Основные сходства получения письменных объяснений и проведения опроса, а также их отличия представлены в таблице (желтым цветом выделены сходства, зеленым — отличия):

Получение письменных объяснений

Опрос

Проводится при непосредственном взаимодействии инспектора с контролируемым лицом

Проводится при непосредственном взаимодействии инспектора с контролируемым лицом

Осуществляется при следующих контрольных (надзорных) мероприятиях:

  • инспекционном визите;

  • рейдовом осмотре;

  • выездной проверке;

  • внеплановой документарной проверке;

  • выборочном контроле

Осуществляется при следующих контрольных (надзорных) мероприятиях:

  • инспекционном визите;

  • рейдовом осмотре;

  • выездной проверке

Заключается в запросе инспектором письменных свидетельств

Заключается в получении инспектором устной информации

Информация, имеющая значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, может быть получена не только от контролируемого лица, но и от других лиц, располагающих данной информацией

Информация, имеющая значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, может быть получена не только от контролируемого лица, но и от других лиц, располагающих данной информацией

Текст может быть записан как контролируемым лицом, так и инспектором

Текст может быть записан только инспектором

Результаты оформляются в виде документа, составленного в свободной форме

Результаты фиксируются в протоколе опроса и (или) акте контрольного (надзорного мероприятия)

Как видим, основным отличием опроса от получения письменных объяснений является тот факт, что опрос не осуществляется при проведении таких контрольных (надзорных) мероприятиях, как внеплановая документарная проверка и выборочный контроль.

При проведении внеплановой документарной проверки опрос не осуществляется, поскольку проводится она по месту нахождения органа ГПН, и предметом данной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые им при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа. Соответственно, в проведении опроса и получении устной информации у инспектора не только нет необходимости, но и возможности.

Целью выборочного контроля является установление соответствия/несоответствия продукции (товаров) обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству посредством инструментального обследования и (или) отбора проб (образцов) продукции (товаров), соответственно, для получения какой-либо дополнительной информации логичнее получить письменные объяснения от контролируемого лица с приложением к ним каких-либо письменных свидетельств.

В завершение еще раз отметим основные моменты данной статьи. Мы рассказали о таких видах контрольных (надзорных) действий, проводимых сотрудниками федерального государственного пожарного надзора, как опрос и получение письменных объяснений. Рассмотрели порядок и нюансы их проведения, а также отметили их основные сходства и различия. Надеемся, данная информация будет полезна как контролируемым лицам, так и сотрудникам органов ГПН.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-1564 (А013)
просмотры3938
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт