В этой статье поговорим о некоторых контрольных (надзорных) действиях, осуществляемых сотрудниками федерального государственного пожарного надзора (далее — инспектор), при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а именно об опросе и получении письменных объяснений.
Мы решили разобрать эти два контрольных (надзорных) действия, так как по смыслу они очень похожи и конечной их целью является получение инспектором от контролируемого лица определенной информации, но все же не совсем понятно, чем они различаются.
В Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) этим контрольным (надзорным) действиям даны следующие определения:
получение письменных объяснений — контрольное (надзорное) действие, заключающееся в запросе инспектором письменных свидетельств, имеющих значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя, свидетелей, располагающих такими сведениями (ст. 79 ФЗ № 248);
опрос — контрольное (надзорное) действие, заключающееся в получении инспектором устной информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, от контролируемого лица или его представителя и иных лиц, располагающих такой информацией (ст. 78 ФЗ № 248).
Исходя из этих определений, можно отметить:
опрос и получение письменных объяснений осуществляются инспектором в целях получения информации, имеющей значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований пожарной безопасности;
получение письменных объяснений заключается в запросе инспектором письменных свидетельств (получается, что кроме самого текста объяснения, к нему должны быть приложены какие-либо документы, подтверждающие сказанное);
опрос заключается в получении инспектором устной информации;
информация, имеющая значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, может быть получена не только от контролируемого лица, но и от других лиц, располагающих данной информацией.
Как видно, у этих контрольных (надзорных) действий на самом деле много схожего, с некоторыми различиями в порядке их проведения.
Далее рассмотрим порядок проведения опроса и получения письменных объяснений.
Получение письменных объяснений
Согласно Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 года № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), получение письменных объяснений может быть осуществлено при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
инспекционного визита;
рейдового осмотра;
выездной проверки;
внеплановой документарной проверки;
выборочного контроля.
Частью 2 статьи 79 ФЗ № 248 установлено, что письменные объяснения оформляются путем составления письменного документа в свободной форме, т. е. какой-либо установленной формы бланка письменного объяснения, составляемого в рамках контрольных (надзорных) действий, не предусмотрено.
В соответствии с частью 3 вышеуказанной статьи инспектор может предложить должностному лицу или работнику организации, гражданину, являющимся контролируемыми лицами, их представителям, свидетелям изложить объяснение самостоятельно либо собственноручно составить объяснения с их слов. В этом случае указанные лица знакомятся с объяснениями, при необходимости дополняют текст, делают отметку о том, что инспектор с их слов записал верно, и подписывают документ, указывая дату и место его составления.
По умолчанию получение письменных объяснений возможно только при непосредственном взаимодействии инспектора с контролируемым лицом.
Как проводится опрос
Положением определены следующие контрольные (надзорные) мероприятия, в рамках которых может осуществляться опрос:
инспекционный визит;
рейдовый осмотр;
выездная проверка.
В ходе проведения опроса инспектор получает устную информацию от контролируемого лица путем постановки вопросов и получения ответов на них.
В отличие от получения письменных объяснений, текст ответов на вопросы инспектор записывает только собственноручно.
В соответствии с ФЗ № 248 результаты опроса инспектор должен зафиксировать в протоколе опроса, который подписывается опрашиваемым лицом, подтверждающим достоверность изложенных им сведений.
Кроме того, результаты опроса также могут быть зафиксированы в акте контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если сведения, полученные в ходе опроса, имеют значение для контрольного (надзорного) мероприятия.
Сходства и отличия в получении письменных объяснений и проведении опроса
Основные сходства получения письменных объяснений и проведения опроса, а также их отличия представлены в таблице (желтым цветом выделены сходства, зеленым — отличия):
Опрос
Проводится при непосредственном взаимодействии инспектора с контролируемым лицом
Осуществляется при следующих контрольных (надзорных) мероприятиях:
инспекционном визите;
рейдовом осмотре;
выездной проверке;
внеплановой документарной проверке;
выборочном контроле
выездной проверке
Заключается в запросе инспектором письменных свидетельств
Заключается в получении инспектором устной информации
Информация, имеющая значение для проведения оценки соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, может быть получена не только от контролируемого лица, но и от других лиц, располагающих данной информацией
Текст может быть записан как контролируемым лицом, так и инспектором
Текст может быть записан только инспектором
Результаты оформляются в виде документа, составленного в свободной форме
Результаты фиксируются в протоколе опроса и (или) акте контрольного (надзорного мероприятия)
Как видим, основным отличием опроса от получения письменных объяснений является тот факт, что опрос не осуществляется при проведении таких контрольных (надзорных) мероприятиях, как внеплановая документарная проверка и выборочный контроль.
При проведении внеплановой документарной проверки опрос не осуществляется, поскольку проводится она по месту нахождения органа ГПН, и предметом данной проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемого лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые им при осуществлении деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и решений контрольного (надзорного) органа. Соответственно, в проведении опроса и получении устной информации у инспектора не только нет необходимости, но и возможности.
Целью выборочного контроля является установление соответствия/несоответствия продукции (товаров) обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству посредством инструментального обследования и (или) отбора проб (образцов) продукции (товаров), соответственно, для получения какой-либо дополнительной информации логичнее получить письменные объяснения от контролируемого лица с приложением к ним каких-либо письменных свидетельств.
В завершение еще раз отметим основные моменты данной статьи. Мы рассказали о таких видах контрольных (надзорных) действий, проводимых сотрудниками федерального государственного пожарного надзора, как опрос и получение письменных объяснений. Рассмотрели порядок и нюансы их проведения, а также отметили их основные сходства и различия. Надеемся, данная информация будет полезна как контролируемым лицам, так и сотрудникам органов ГПН.
Узнавайте о наших акциях, спецпредложениях, получайте бонусы и скидки от партнеров портала ProPB
Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности
Калькуляторы расчета пожарного риска для общественных зданий
Калькуляторы расчета пожарного риска для производственных объектов
Проверочные листы МЧС с комментариями эксперта
Организации в области Пожарной безопасности
Системы противопожарной защиты
Первичные средства пожаротушения
Источники наружного противопожарного водоснабжения
Требования к зданиям
Выбор системы противопожарной защиты для зданий
Выбор системы противопожарной защиты для сооружений
Определение требуемого типа СОУЭ
Выбор системы противопожарной защиты для оборудования
Определение необходимого уровня звука СОУЭ