Проверки МЧС требований пожарной безопасности объектов в период коронавируса (Covid-19)

Дата актуализации статьи: 23.06.2020

Распространение коронавируса по территории Российской Федерации внесло значительные изменения в деятельность органов федерального государственного пожарного надзора МЧС России (далее — ГПН) по организации и проведению проверок соблюдения требований пожарной безопасности (далее — проверок).

В связи с коронавирусом COVID-19 с апреля 2020 года проведение всех проверок (в том числе и в области пожарной безопасности) регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. № 438 «Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — постановление). Данный нормативный правовой акт внес значительные изменения в привычный порядок организации и проведения проверок. Мы постарались разобрать по полочкам введенные новшества и донести их до наших читателей в максимально простой и удобной для восприятия форме.

Изменение № 1. Приостановка плановых проверок в 2020 году

Приостановка плановых пожарных проверок в связи с коронавирусом в 2020 году привела к значительному сокращению их количества.

Сохранятся только плановые проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые являются собственниками (правообладателями) производственных объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

При этом, если собственниками (правообладателями) объектов защиты являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, и сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также некоммерческие организации, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, — плановые проверки в отношении данных объектов защиты в 2020 году проводиться не будут.

О том, как понять к какой категории риска относится ваш объект и как ее понизить, мы писали ранее здесь и здесь.

Изменение № 2. Значительное сокращение оснований для проведения внеплановых проверок в 2020 году

В связи с коронавирусом проведение внеплановых проверок возможно только в исключительных случаях, а именно:

  • если основанием для их проведения являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

  • если они назначены в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

  • если они проводятся на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 

  • если они назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным.

Изменение № 3. Появилась возможность продлить срок исполнения полученных ранее предписаний

Это самое важное на наш взгляд нововведение. В течение 2020 года органы ГПН обязаны принимать решения о продлении сроков при поступлении от собственников (правообладателей) объектов защиты ходатайств об отсрочке сроков исполнения ранее выданных предписаний в течение 10 рабочих дней после поступления таких ходатайств. То есть собственникам (правообладателям) объектов защиты дана возможность продлить сроки устранения замечаний, указанных в действующих предписаниях.

Изменение № 4. Дистанционные проверки 

Даже если с учетом всего вышеизложенного у инспектора ГПН появятся законные основания для проведения пожарной проверки, попасть на проверяемый объект в связи с коронавирусом он сможет только в исключительных случаях, а именно:

  1. выезд инспектора ГПН согласован органами прокуратуры в ходе согласования проведения проверок, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 постановления;

  2. возможность выезда инспектора ГПН предусмотрена поручением Президента Российской Федерации, поручением Правительства Российской Федерации, требованием прокурора о проведении проверок, указанных в подпункте "в" пункта 1 постановления.

  3. выезд инспектора ГПН обусловлен проведением проверок, указанных в подпункте "з" пункта 1 постановления. 

Если основанием для проведения проверок на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса в случаях, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 и подпункте "а" пункта 2 постановления, являются факты причинения вреда жизни и здоровью граждан, орган государственного контроля (надзора) вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением в установленном порядке органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю. 

В остальных случаях проверки проводятся только с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Как это реализовать на практике на сегодняшний день не понятно ни органам ГПН, ни органам прокуратуры. Поэтому практика сегодняшних дней показывает, что органы ГПН все свои «уцелевшие» проверки пытаются согласовать с прокуратурой, чтобы иметь возможность выйти на объект и качественно их провести, а органы прокуратуры не спешат их согласовывать (поскольку у них нет правоприменительной практики в части применения постановления) и, как правило, отказывают в согласовании проверок по любым доступным основаниям.

В разделе:
Читай также
Из постановления Правительства РФ от 03.04.2020 №438 вы узнаете о запрете проведения плановых проверок в связи с коронавирусом (Covid-19), а также о том, какие внеплановые и выездные проверки МЧС подлежат отмене.
Узнайте, какие службы являются органами ГПН (федерального государственного пожарного надзора), каковы их основные задачи и функции, направления деятельности, а также что входит в спектр их полномочий и компетенций.
Руководителям объектов, предпринимателям и гражданам при решении вопросов обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности предусматривает разграничение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности как по видам ответственности, так и по субъектам нарушений.
S-273