Федеральный государственный пожарный надзор: органы ГПН, их задачи и функции, основные направления деятельности, компетенции и полномочия
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Федеральный государственный пожарный надзор: органы ГПН, их задачи и функции, основные направления деятельности, компетенции и полномочия

Дата актуализации статьи: 22.07.2021 22.07.2021
прослушать текст

В этой статье мы постараемся разобраться, что же такое федеральный государственный пожарный надзор (ГПН), какие задачи он решает и какими нормативными правовыми актами руководствуется в своей деятельности.

Организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248), Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 69) и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290.

В соответствии со статьей 1 ФЗ № 248 под государственным контролем (надзором) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Статьей 6 ФЗ № 69 установлено, что предметом федерального государственного пожарного надзора являются:

  • соблюдение организациями и гражданами требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми организации и граждане владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности, а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

  • соблюдение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований, установленных техническими регламентами, или обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляют органы государственного пожарного надзора, находящиеся в ведении МЧС России. При этом на объектах федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, обеспечения безопасности, деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, на объектах, занимаемых войсками национальной гвардии Российской Федерации, государственный пожарный надзор осуществляется подразделениями указанных федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов и соответствующих органов управления, а также их государственными учреждениями.

В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 №290, деятельность органов государственного пожарного надзора осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов государственного пожарного надзора вышестоящим.

Органы ГПН в рамках своей компетенции наделены следующими полномочиями:

  • обеспечивать учет объектов надзора, организовывать и проводить контрольные (надзорные) мероприятия, принимать соответствующие решения;

  • осуществлять официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

  • осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

  • рассматривать обращения и жалобы контролируемых лиц по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

  • осуществлять профилактику рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности;

  • рассматривать в установленном порядке жалобы на решения, действия (бездействие) органов государственного пожарного надзора и их должностных лиц;

  • участвовать в проверках объектов надзора, проводимых органами прокуратуры в порядке, установленном Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", давать пояснения и представлять информацию в рамках своей компетенции, готовить мотивированные предложения о непринятии расчетов пожарного риска в орган прокуратуры, а также получать для ознакомления документы, сведения и материалы, касающиеся предмета соответствующей проверки, организованной органом прокуратуры;

  • оказывать государственные услуги и осуществлять разрешительные функции в рамках предоставленных полномочий.

Должностными лицами государственного пожарного надзора могут осуществляться следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

  • инспекционный визит;

  • рейдовый осмотр;

  • выездная проверка,

    а также следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

  • инспекционный визит;

  • рейдовый осмотр;

  • выездная проверка;

  • документарная проверка;

  • выборочный контроль.

Профилактика пожаров осуществляется органами государственного пожарного надзора с использованием таких видов профилактических мероприятий как: информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит и обобщение правоприменительной практики.

Таким образом, проведённый обзор законодательства свидетельствует о том, что органы государственного пожарного надзора имеют достаточно широкий спектр полномочий, позволяющий им обеспечивать предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Узнать, какие документы по пожарной безопасности нужны на Вашем объекте.




Читать все статьи с меткой:


  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-221 (А003)
просмотры12043
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт