Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Железнодорожная катастрофа на перегоне Аша — Улу-Теляк (3 июня 1989 года)

Дата в календаре: 03.06.2024

Крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа произошла в субботу 3 июня 1989 года в 23:15 по московскому времени (4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени) в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аши Челябинской области на перегоне Аша — Улу-Теляк.

В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск — Адлер» и № 212 «Адлер — Новосибирск» произошел мощный взрыв облака легких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе «Сибирь — Урал — Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным — 645), 181 из них — дети, ранены более 600.

В трагедии пострадали жители из 45 регионов РСФСР, а также еще 8 союзных республик. За год до этой катастрофы, день в день, 4 июня 1988 года произошла крупная железнодорожная катастрофа под Арзамасом.


Рано утром в воскресенье примерно на полпути между двумя башкирскими городами Оша и Уфа, находящимися в районе Уральских гор, прорвало газопровод, по которому транспортировали широкую фракцию легких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), что стало причиной страшного взрыва.

Значительное количество пропана, бутана и других легковоспламеняемых углеводородов, которое скопилось в низине в виде «газового озера», воспламенилось от искры, возникшей при прохождении поезда через зону загазованности.

Контроль за подачей газа с нижневартовского нефтяного месторождения на очистительные сооружения в Уфе осуществлялся операторами дежурной смены, которых было меньше, чем в будний день. Приборы показали резкое падение давления в системе, что явно свидетельствовало об утечке.

Однако по неизвестной причине, вместо того чтобы немедленно определить место утечки, как этого требует инструкция, операторы газопровода включили на полную мощность насосы, перекачивающие газ, и гремучая смесь пропана, бутана и паров бензина с еще большим давлением потекла в низину, прилегавшую к железной дороге.

К тому времени газовые пары окутали окрестности железнодорожного полотна, они в основном состояли из метана — весьма неустойчивого газа, вызывающего большинство взрывов в шахтах.

При расследовании позже выяснится, что еще задолго до взрыва жители близлежащих населенных пунктов почувствовали сильный запах газа. Он распространился на расстояние от 4 до 8 км. От населения поступали сообщения об этом.


Вечером два пассажирских поезда, № 211 «Новосибирск — Адлер» (20 пассажирских вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер — Новосибирск» (18 пассажирских вагонов, локомотив ЧС2-689), двигавшихся во встречных направлениях, проходили мимо друг друга в окутанной газом низине. В поездах находилось 1284 пассажира.

Заполненные отпускниками, одни из которых возвращались домой, а другие — направлялись на южные курорты, поезда не должны были встретиться в это время в этой точке, но один из них опаздывал, и судьба сложилась так, чтобы они вошли в ложбину одновременно.

Тяжелый запах газа сразу же почувствовали машинисты обоих составов и немедленно прибавили ходу. И тут искра, вырвавшаяся из-под колес, воспламенила газ, который взорвался с оглушительным грохотом и ярко-оранжевой вспышкой пламени.

Это случилось на 1710-м километре от Москвы. Взрыв большого объема газа, распределенного в пространстве, имел характер масштабного взрыва. Его мощность была оценена в 250–300 тонн тротилового эквивалента (ТНТ). По другим оценкам, мощность объемного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн).

Огонь мгновенно охватил вагоны. Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аше, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 м железнодорожных путей, 17 км воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.


Взрывом было повреждено 37 вагонов и 2 электровоза, из них 7 вагонов, в том числе и электровозы — до степени исключения из инвентаря (полного списания). На откосе земляного полотна образовалась открытая продольная трещина шириной от 4 до 40 см, длиной 300 м, повлекшая сползание откосной части насыпи до 70 см.

Были разрушены и выведены из строя:

  • рельсо-шпальная решетка на протяжении 250 м;

  • контактная сеть на протяжении 3 км;

  • продольная линия электроснабжения на протяжении 1,5 км;

  • сигнальная линия автоблокировки длиной 1,7 км;

  • 30 опор контактной сети.

Длина фронта пламени составила 1,5–2 км. Кратковременный подъем температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C.

Место катастрофы расположено в труднодоступном малонаселенном районе с горно-таежной местностью. Оказание помощи было весьма затруднено этим обстоятельством.

Пожар удалось потушить через несколько часов. Оставшийся в живых после катастрофы офицер Советской Армии рассказывал в интервью агентству ТАСС, что стоял в тамбуре перед открытым окном и, как только поезд въехал в лощину, обратил внимание на сильный запах газа: «Я понял, что здесь что-то не так, но прежде чем успел что-либо сделать, последовала вспышка и грохот взрыва». Офицеру удалось выбраться из горящего вагона через выбитое стекло.

Помощь в спасении началась сразу после катастрофы: уцелевшие и выжившие помогали друг другу покинуть вагоны и место трагедии. Часть пострадавших смогла самостоятельно добраться до ближайших населенных пунктов.

Первыми на место происшествия прибыли жители близлежащих поселений, в них же осуществлялась и временная эвакуация, и первая помощь пострадавшим (в селах Красный Восход, Улу-Теляк и городе Ашу).

В дальнейшем, после того как сообщили о происшествии, на место были направлены бригады скорой помощи, врачебно-сестринские бригады из близлежащих городов — Аши, Златоуста, Уфы, Челябинска. Прибыли воинские подразделения, в том числе и авиация — вертолеты Ми-2, Ми-8 (доставка помощи и эвакуация с места происшествия) и самолеты Ан-2 (доставка помощи и эвакуация с Аши).

Эвакуация с места происшествия пострадавших и погибших производилась автомобильным, железнодорожным и авиатранспортом. Из-за большого количества пострадавших с тяжелыми степенями ожогов, требующих длительного и сложного лечения, госпитализация в зависимости от степени тяжести осуществлялась как в близлежащие больницы, так и в больницы и госпитали Уфы, Челябинска, Куйбышева, Казани, Свердловска, Новосибирска, Барнаула и Москвы (в том числе авиатранспортом).

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесенных ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы.

По другой версии, причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2–3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем в результате охлаждения трубы в месте расширения (в ночное время) появилась разраставшаяся в длину трещина.

Что бы ни послужило первоначальной причиной, к катастрофе привели как невнимательность оперативного персонала, так и череда совпадений. До сих пор данное происшествие остается железнодорожной катастрофой с самым большим количеством ожоговых больных в истории современной России.


Дата для календаря:  03.06.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры855
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт