Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи (5 апреля 1722 г.)

Дата события: 05.04.2021

Эпоха Петра Великого славится в отечественной истории многочисленными нововведениями и преобразованиями, охватившими все сферы жизни. Исключением не стало и упорядочивание дел по обеспечению пожарной безопасности. 5 апреля 1722 г. принят Устав Адмиралтейской коллегии, послуживший причиной положительных изменений в деле организации первой объектовой пожарной службы. Отныне седьмая часть служащих Адмиралтейства должна была ночевать не в своих домах, а на месте работ, и с этого самого момента можно говорить о появлении в отечественной истории постоянной пожарной вахты.

В случае пожара привлекался весь личный состав Адмиралтейства, захватив с собой полагающееся противопожарное оборудование.


Если пожар разгорался вне Адмиралтейства, например, в примыкающих к нему мастерских, то советник, отвечающий за пожарную безопасность, отправлял на тушение лишь третью часть дежурящих, остальные продолжали оставаться на месте своих работ. Основу особой пожарной команды составляли рабочие, которым в зависимости от масштабов горения могли помогать также и другие рабочие, мастеровые, матросы, причем четвертая часть всех собравшихся людей с инструментами сосредотачивалась у главного здания.

Описанные выше положения также были включены в регламент об управлении Адмиралтейства и верфи: «Как поступать в случае пожара внутри и вне Адмиралтейства, и какую предосторожность иметь для предупреждения оного». Теперь рассмотрим положения регламента, относящиеся непосредственно к обеспечению пожарной безопасности.

Для борьбы с огнем на судостроительных верфях и в портовых сооружениях в обязательном порядке полагалось иметь пять больших и десять малых крюков, столько же вил, семь парусин, пятьдесят щитов и на каждые 40 метров указанных строений две бочки с водой и одну приставную лестницу. В гавани размещалось шесть двухцилиндровых пожарных насосов с выкидными шлангами и медными стволами-брандспойтами, закупленными в Голландии.

Корабли, вне зависимости от размеров, снабжались необходимыми пожарными инструментами: на борту двухпалубного корабля должно было быть в наличии по 12 кожаных ведер, топоров и швабр, а на трехпалубных — по 18 единиц каждого наименования.

На начальных порах с момента издания регламента на большинстве суден инвентаря был недостаточно, либо он и вовсе отсутствовал. Изобретательный народ придумал обеспечивать необходимым инвентарем только корабли, отправляющиеся в плавание, а находящимся в порту инвентарь «не требовался», — мол, в случае чего корабль смогут потушить «портовыми силами». Выгодная на первый взгляд экономия средств на обеспечение кораблей пожарным инвентарем, в конечном счете, привела к тотальной путанице: забрав единожды «на рейс» то или иное снаряжение, «арендатор» нередко окончательно присваивал себе взятое на пользование имущество чужого корабля. В скором времени вышедшая поправка упорядочила этот момент: отныне на всех инструментах положено было ставить клеймо корабля.

Как известно, в петровские времена иностранцы наравне с нашими предками совершали многочисленные визиты друг другу с целью научиться новому и перенять ту или иную технологию или практику. Иностранные визиты на верфи и в портовые города неизменно заканчивались получением лестных отзывов о состоянии защищенности кораблей и прибрежных сооружений, но в то же время выяснилось, что вопрос о готовности города к внезапным пожарам благополучно до сих пор не разрешен. Адмиралтейский остров в короткие сроки после издания устава превратился в эталон защищенности от угрозы пожара: сформирована постоянная пожарная команда, в наличии в достаточном количестве имелись пожарные трубы и другое противопожарное оборудование. На фоне острова остальные части Северной столицы выглядели неудовлетворительно: отсутствовала пожарная команда, равно как и достаточное количество пожарного инвентаря.

Уровень обеспечения пожарной безопасности в Адмиралтействе в скором времени распространится на большинство объектов Российской империи, и первоначально служившие целям и нуждам одного лишь военно-морского флота «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи» и «Устав Адмиралтейской коллегии» станут прообразом современной законодательной базы в области обеспечения пожарной безопасности Российской Федерации.


Дата для календаря:  05.04.2021
просмотры100
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.