Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Продемонстрирована первая летающая модель геликоптера Б. Лонуа и Ж. Бьенвеню (9 марта 1784 г.)

Дата события: 09.03.2021

Сегодня отличный повод поговорить о вертолетах. В отличие от рукотворных птиц-самолетов, идея создания вертолетов появилась, по-видимому, после наблюдений за полетом стрекоз. Вертолет, называемый также винтокрылом или геликоптером, — летательный аппарат, у которого подъемная сила создается вращающимися винтами.

Несмотря на значительно меньшую, по сравнению с самолетами скорость, аппараты этого типа обладают целым рядом преимуществ: они способны мгновенно, без разбега взмывать в воздух, подолгу зависать на одном месте, а затем продолжать полет в любом направлении, даже не разворачиваясь. Как только появились первые вертолеты, и в нашей стране, и за рубежом, стала очевидной целесообразность их использования для борьбы с огнем. Было подсчитано, что доставка тонны воды пожарным вертолетом обходится в пять раз дешевле, чем самолетом. Ведь вертолет может заполнять свои пожарные емкости в любом близлежащем водоеме достаточной глубины.

Пожарные вертолеты — модификации винтокрылых машин, предназначенные для тушения пожаров. Существует два способа, с помощью которых вертолеты превращаются в надежных помощников пожарных. Первый заключается в оснащении дополнительными подвесными устройствами на тросах для зачерпывания воды из ближайших водоемов, второй — специально разработанные конструкторами вертолеты-амфибии, где вода находится в бортовых баках.


Хотя полеты винтокрылых аппаратов были осуществлены только в начале XX века, сама концепция геликоптера имеет намного более раннее происхождение.

По некоторым данным более двух с половиной тысяч лет назад китайцы придумали летающую вертушку в виде палочки, к верхнему концу которой крепился воздушный винт. Палочку раскручивали в ладонях и отпускали. Эта забавная игрушка и явилась, по всей видимости, прапрадедушкой современных вертолетов.

А вот первые документальные свидетельства о том, что люди рассматривали возможность вертикального полета с помощью вращающихся плоскостей, относятся к XV веку. В рукописи Леонардо да Винчи имеется рисунок машины с винтом. Это, несомненно, прообраз вертолета. Свой аппарат, названный итальянцем «геликоптер», он предполагал снабдить ротором из накрахмаленного (для прочности) льняного полотна. Ротор должен был приводиться в действие пилотом, который обмотав вокруг мачты веревку и рванув за нее, приводил винт во вращение, как это делали китайцы, запуская свои игрушки. Поднимался ли геликоптер Леонардо в воздух? Такие данные отсутствуют.

Однако зная характер великого флорентийца, его разносторонние интересы и при этом привычку браться за все новое, не закончив начатого, можно предположить, что первый вертолет так и не был запущен, и, возможно, остался лишь на бумаге.

Заслуга создания первой самодвижущейся модели вертолета принадлежит столь же многогранному и не менее гениальному ученому. Речь идет о великом россиянине Михаиле Васильевиче Ломоносове. В 1754 году им была построена и запущена заводная модель геликоптера с двумя несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях. Винты приводились в действие часовой пружиной, помещенной в коробку. За экспериментом Ломоносова наблюдали члены Петербургской академии наук. Правда, по некоторым данным мощность пружины было недостаточна, и ученому пришлось пойти на хитрость. Уравновесив модель при помощи груза, перекинутого через блок, подвешенный к потолку, Ломоносов запустил пружину, и геликоптер оторвался от земли.

Что касается Европы, то следующую попытку подняться в воздух при помощи винтов сделали Б. Лонуа и Ж. Бьенвеню. В 1784 году два француза — физик‑механик Бьенвеню и естествоиспытатель Лонуа смастерили маленькую механическую модель наподобие геликоптера, которая легко взлетала. Они продемонстрировали Французской академии свой проект, модель геликоптера взлетела под потолок. Изобретатели надеялись, что поэтому же принципу можно создать машину, которая бы поднимала человека в небо. Модель состояла из двух маленьких пропеллеров, лопасти которых были сделаны из птичьих перьев, приводимые в движение специальным луковым приспособлением. Изобретатели попытались увеличить свою модель, но не добились ожидаемых результатов. Геликоптер в натуральную величину не летал.


Рис. Модель вертолета Лонуа и Бьенвеню

К сожалению, все эти модели обладали целым рядом существенных недостатков, в частности, они были целиком подвластны ветру. Однако это были самые первые шаги человечества к вертолетам и возможности эффективно тушить пожары с воздуха.


Дата для календаря:  09.03.2021
просмотры72
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.