Как независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска влияют на проведение проверок пожарным надзором с учетом действия ФЗ № 248
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Как независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска влияют на проведение проверок пожарным надзором с учетом действия ФЗ № 248

Дата актуализации статьи: 28.06.2022 22.04.2020
прослушать текст

О том для чего и как проводится независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) и расчет пожарного риска мы не раз подробно рассказывали нашим читателям (при желании можно легко найти цикл публикаций в рубрикаторе нашего портала). В этой же статье мы постараемся разобраться, есть ли преимущества у собственника (правообладателя) объекта защиты Нажмите для перехода на ПожВики, на котором выполнена независимая оценка пожарного риска или расчет пожарного риска при проведении в отношении его объекта защиты контрольных (надзорных) мероприятий или, проще говоря, проверок. Данный вопрос стал особенно актуальным в свете изменений в законодательстве о надзорной деятельности в связи с вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248), что повлекло за собой ряд изменений и в осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Реклама
Фабрика расчетов
Фабрика расчетов - приложения и сервисы для вычислений в сфере пожарной безопасности.
Сайт компании: https://fabras.ru/
Рекламодатель ООО "Центр ПБ" | ИНН 3702531368 erid: 2SDnjcK6wov

Как наличие независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) и расчета пожарного риска влияет на периодичность проведения контрольных (надзорных) мероприятий

В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), планирование контрольных (надзорных) мероприятий осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты категории риска с соответствующей данной категории периодичностью. Порядок и критерии отнесения объектов защиты к категориям риска осуществляется в соответствии с приложением к Положению.

В том же Положении говорится, что наличие в отношении объекта защиты положительного заключения независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) учитывается органами государственного пожарного надзора (далее – органы ГПН) при отнесении объекта защиты к определенной категории риска как один из критериев добросовестности, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности.

Проще говоря, если в органе ГПН имеется зарегистрированное в установленном порядке положительное заключение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), то при определении категории риска данного объекта защиты это обстоятельство скажется в сторону понижения категории риска (а чем ниже категория, тем реже проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия).

Как видите, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения контрольных (надзорных) мероприятий органами ГПН, а лишь влияет на их периодичность.

В свою очередь наличие на объекте просто расчета пожарного риска никами образом не влияет на периодичность проведения плановых контрольные (надзорные) мероприятия.

В связи с этим юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты, для того чтобы увеличить промежуток времени между плановыми контрольными (надзорными) мероприятиями, имея на руках зарегистрированное заключение о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) с выводом о выполнении условий соответствия его объекта требованиям пожарной безопасности, и руководствуясь пунктом 56 Положения, вправе подать в установленном порядке в орган ГПН мотивированное заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска.

Особенности проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объектов защиты, на которых выполнена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) или расчет пожарного риска

В соответствии с пунктом 43 Положения в случае представления в установленном порядке в орган ГПН (подразделение ГПН) расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия проверяется:

В случае выявления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям, а равно несоблюдение требований пожарной безопасности, включенных в перечень мер, разработанных по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности, контрольное (надзорное) мероприятие продолжается с установлением (оценкой) выполнения требований пожарной безопасности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – ФЗ № 123).

При несоответствии результатов расчета по оценке пожарного риска лицом (лицами), проводящим контрольное (надзорное) мероприятие, в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются причины несоответствия расчета по оценке пожарного риска предъявляемым требованиям и (или) указываются невыполненные меры, разработанные по результатам расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.

На основании пункта 44 Положения в случае установления в ходе контрольного (надзорного) мероприятия факта нарушений порядка оценки соответствия требованиям пожарной безопасности при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) в акте контрольного (надзорного) мероприятия указываются невыполненные меры, разработанные по результатам проведенной независимой оценки пожарного риска и (или) расчетов пожарных рисков, подтверждающих выполнение условий соответствия объекта надзора требованиям пожарной безопасности и (или) противопожарного режима.

Пункты 43 и 44 появились в Положении с 1 июля 2021 года, на фоне введения в действие ФЗ № 248. По сути, это альтернатива пунктам 63, 75, 76 и 77 Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644 (далее - Регламент), который с июля 2021 года не действует. Только вот в Регламенте все было расписано намного подробнее, чем это изложено в Положении. К примеру, в Положении нет разграничений в том, как нужно учитывать наличие на проверяемом объекте расчета по оценке пожарного риска при проведении плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, а в Регламенте разница в подходах четко прослеживалась и была достаточно детально разъяснена.

Исходя из анализа документов, которыми должны руководствоваться сотрудники органов ГПН при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (ФЗ № 248, Положениеприказ МЧС России от 09.02.2022 № 78 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора МЧС России при осуществлении федерального государственного пожарного надзора»), наличие на проверяемом объекте расчета по оценке пожарного риска (который в том числе может входить в состав комплекта документов о независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности)) учитывается сотрудниками органов ГПН как один из возможных вариантов условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Если смотреть на этот вопрос со стороны правообладателя объекта защиты, то наличие расчета по оценке пожарного риска расширяет вариативность в части выбора условий подтверждение объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с учетом возможности обоснования отступлений от выполнения требований пожарной безопасности, о которых мы уже упоминали в этой статье.

Итак, что мы получаем в итоге:

  • наличие на объекте защиты положительного заключения независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности) по-прежнему является преимуществом, влияющим как на периодичность контрольных (надзорных) мероприятий, так и на порядок их проведения (в случае если при независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности) проводился расчет по оценке пожарного риска);

  • наличие одного лишь расчета по оценке пожарного риска расширяет вариативность правообладателя объекта защиты при выборе возможных условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности с целью обоснования перед проверяющими органами вопросов, связанных с подтверждением обеспечения его пожарной безопасности.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Правила противопожарного режима в Российской Федерации требуют, чтобы руководитель организации обеспечил наличие с наружной стороны дверей помещений (пожарных отсеков) производственного и складского назначения (за исключением помещений категории Д по взрывопожарной и пожарной опасности) и на наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности. О том, как это правильно сделать расскажем в нашей статье.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 №123-ФЗ категорирование по пожарной и взрывопожарной опасности предусматривается для помещений производственного и складского назначения. Здания, сооружения и помещения иного назначения категорированию не подлежат.
Деятельность по расчёту категорий не лицензируется, поэтому никаких разрешительных документов от государственных органов получать не требуется. Категорирование производится согласно Методике проведения расчёта, приведенных в СП 12.13130.2009.
S-137 (А002)
просмотры10835
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт