Проверка органами пожарного надзора организаций, имеющих положительные заключения НОР и РПР
youtube dzen

Проверка органами пожарного надзора организаций, имеющих положительные заключения НОР и РПР

Дата актуализации статьи: 11.03.2021 22.04.2020

В соответствии с Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение), планирование проверок органами надзорной деятельности МЧС России осуществляется в зависимости от присвоенной объекту защиты Нажмите для перехода на ПожВики категории риска с соответствующей данной категории периодичностью.

Порядок и критерии отнесения объектов защиты к категориям риска осуществляется в соответствии с приложением к Положению.

Фабрика расчетов
Аутсорсинг расчетов в сфере пожарной безопасности. Подготовка отчетов по расчету пожарного риска
Узнать подробнее об услуге

В соответствии с пунктом 48 Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 № 644, в случае принятия заключения независимой оценки пожарного риска Нажмите для перехода на ПожВики до утверждения ежегодного плана проверки пожарного надзора в отношении таких объектов защиты планируются по истечении срока, установленного для данного объекта защиты в зависимости от присвоенной ему категории риска с даты последней плановой проверки.

Таким образом, проведение независимой оценки пожарного риска не освобождает объект защиты от проведения проверки госпожнадзором Нажмите для перехода на ПожВики, а лишь влияет на ее периодичность. Сведения о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, содержащиеся в зарегистрированных заключениях о независимой оценке пожарного риска, учитываются надзорными органами как динамический показатель отнесения объекта защиты к определённой категории риска и позволяет перейти в категорию более низкой (высокой) опасности.

В связи с этим юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, являющиеся собственниками (правообладателями) объектов защиты, для того чтобы увеличить промежуток времени между плановыми проверками, имея на руках зарегистрированное заключение о независимой оценке пожарного риска с выводом о выполнении условий соответствия его объекта требованиям пожарной безопасности, и руководствуясь пунктом 29 Положения, вправе подать в установленном порядке в орган государственного пожарного надзора заявление об изменении ранее присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска. Порядок подачи заявления определён Административным регламентом предоставления МЧС России государственной услуги по предоставлению информации о присвоенной (об изменении ранее присвоенной) деятельности и (или) используемым объектам категории риска в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 14 декабря 2018 г. № 600.

Как известно, органами государственного пожарного надзора проводится два вида проверок: плановые и внеплановые. Разберём особенности проведения проверок обоих видов для объектов, имеющих РПР и положительные заключения НОР, и для объектов, не имеющих таких заключений.

Порядок проведения плановой проверки описан в пункте 62 Приказа МЧС №644. Не вдаваясь в подробности, скажем, что при плановой проверке инспектор проверяет как выполнение организационных мероприятий, ведение необходимой документации, подготовку персонала и т.п., так и непосредственное содержание зданий и сооружений. Но согласно пункта 63 того же приказа МЧС при проведении расчёта по оценке пожарного риска на объекте защиты проверяется только соответствие исходных данных, применяемых в расчёте, фактическим данным, полученным в ходе его обследования, а также соответствие самого расчёта требованиям, установленным Правилами проведения расчётов по оценке пожарного риска на объект защиты, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2020 № 1084 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска».


Фабрика расчетов
Фабрика расчетов - приложения и сервисы для вычислений в сфере пожарной безопасности.
Сайт компании: https://fabras.ru/
Таким образом, при отсутствии НОР и РПР, помимо проверки документации, инспектор обязан провести и обследование здания. И при этом все имеющиеся конструктивные и объёмно-планировочные нарушения, такие как зауженные двери и коридоры, марши и площадки лестничных клеток, отражаются в обязательном для исполнения предписании и сопровождаются административным штрафом. При наличии НОР все эти нарушения — всего лишь исходные данные расчёта. И если они учтены в расчёте, а мероприятия, разработанные по результатам расчёта пожарного риска, выполнены, то на этом часть проверки, связанная с непосредственным обследованием объекта, заканчивается. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности считаются выполненными. Инспектору остаётся только проверить выполнение организационных мероприятий и ведение необходимой документации, а затем приступить к оформлению результатов проверки.

Перейдём к описанию проведения внеплановой проверки. Этот вид проверок обусловлен тем, что инспектору необходимо убедиться в устранении ранее выявленных нарушений и в случае невыполнения выданного предписания принудить собственника к его выполнению административными методами. Если имеющиеся нарушения относятся к тем, которые возможно «снять» с контроля, выполнив РПР, и этот расчёт выполнен, то инспектор обязан учесть его результаты при проведении проверки. В случае если претензий к его содержанию и оформлению нет, в соответствии с пунктом 75 Приказа МЧС №644 «Противопожарное мероприятие, содержащееся в предписании об устранении нарушений, влияющее на расчётные величины пожарного риска, считается исполненным при выполнении одного из следующих условий:

1) исполнение в полном объеме данного мероприятия;

2) исполнение комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики, при котором расчётом по оценке пожарного риска подтверждается выполнение условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона №123-ФЗ;

3) наличие расчёта по оценке пожарного риска Нажмите для перехода на ПожВики в случаях, установленных Техническим регламентом, с результатом, не превышающим допустимые значения, установленные указанным федеральным законом для объектов защиты, которые запроектированы и построены, а равно на которых были произведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, после вступления в силу Технического регламента». 

Дополнительно подчеркну, что в пункте рассматриваются случаи, когда НОР и РПР выполнены добросовестно и оформлены надлежащим образом (о порядке проведения НОР и РПР читайте здесь

Остаётся только согласиться, что новый подход к обеспечению пожарной безопасности становится гораздо более щадящим для собственника. Во всяком случае ему предоставляется право выбора пути её обеспечения, а также возможность повлиять на сроки и предмет проверки объекта органами пожарного надзора.


Центр Пожарной Безопасности
ООО «Центр пожарной безопасности» вот уже более 10 лет предоставляет услуги в сфере пожарной безопасности: аудит пожарной безопасности, расчеты пожарного риска, обучение и разработка собственного ПО. Нам доверяют клиенты по всей России.
Сайт компании: https://centerpb.ru/

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Современное законодательство в области пожарной безопасности оперирует понятием «пожарный риск». Что означает этот термин и в каком контексте он используется? Постараемся объяснить это простыми словами.
Кто имеет право проводить расчет пожарных рисков? Расчет пожарных рисков может проводить специалист, разбирающийся в теме вопроса, а независимую оценку пожарного риска имеет право провести только эксперт, аттестованный МЧС.
Согласно части 5 статьи 6 №123-ФЗ собственник объекта защиты должен разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 Федерального закона №123-ФЗ.
S-137 (А002)
просмотры778
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.