Отнесение объектов защиты к категориям риска и планирование проверок

Дата актуализации статьи: 12.01.202112.01.2021

Вне сомнений, что каждый предприниматель или руководитель при решении проблем обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов задавался вопросом о периодичности посещения их государственным пожарным надзором. В этой статье мы расскажем об общих принципах, которыми руководствуются органы государственного пожарного надзора при определении периодичности плановых проверок.

При осуществлении федерального государственного пожарного надзора ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.)
Нажмите для перехода на ПожВики применяется так называемый риск-ориентированный подход, в соответствии с которым используемые гражданами и организациями объекты защиты подлежат отнесению к одной из категорий риска.

Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

  • для категории чрезвычайно высокого риска — один раз в год;

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;

  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;

  • для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 5 лет;

  • для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 6 лет.

В отношении объектов защиты категории низкого риска плановые проверки не проводятся.

Федеральный государственный пожарный надзор в отношении территорий садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, земельных участков, многоквартирных жилых домов высотой до 28 метров осуществляется в форме плановых (рейдовых) осмотров, обследований, проводимых не чаще чем один раз в 3 года.

Основанием для проведения плановой проверки является истечение в году проведения проверки установленной периодичности с даты:

  • ввода объекта защиты в эксплуатацию;

  • окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.

Отнесение объектов защиты к определенной категории риска осуществляется в отношении зданий, сооружений и помещений, являющихся пожарными отсеками, а также наружных установок на основании порядка и критериев отнесения объектов защиты к определенной категории риска согласно Приложению к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290 (в редакции Постановления Правительства России от 12 октября 2020 г. № 1662).

На основании ежегодного мониторинга сведений, содержащихся в единой государственной системе статистического учета пожаров и их последствий, и сведений статистической отчетности Федеральной службы государственной статистики в отношении поднадзорных объектов защиты определяются:

а) допустимый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров на объектах защиты в целом по Российской Федерации (далее — допустимый риск негативных последствий пожара) — QCдоп;

б) ожидаемый риск причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате пожаров по группе объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности Класс функциональной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков — классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая назначением и особенностями эксплуатации указанных зданий, сооружений и пожарных отсеков, в том числе особенностями осуществления в указанных зданиях, сооружениях и пожарных отсеках технологических процессов производства
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)
Нажмите для перехода на ПожВики (далее — ожидаемый риск негативных последствий пожаров по группе объектов защиты) — QC.

Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожара.

Для определения уровня превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров для соответствующей группы объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожара определяется показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожаров для рассматриваемых объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности, — Кг.т..

В зависимости от значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров выделяют следующие уровни тяжести потенциальных негативных последствий пожара:

  • при значении Кг.т., равном или превышающем 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является чрезвычайно высоким;

  • при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 45 до 100, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является высоким;

  • при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 20 до 45, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является значительным;

  • при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 9 до 20, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является средним;

  • при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 4 до 9, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является умеренным;

  • при значении Кг.т., находящемся в диапазоне от 0 до 4, уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара является низким.

Уровень тяжести потенциальных негативных последствий пожара принимается за соответствующую категорию риска для группы объектов защиты, однородных по виду экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности без учета индивидуальных социально-экономических особенностей и характеристик объекта защиты.

Данный показатель является базовым для определения категории риска для каждого объекта защиты из соответствующей группы.

Расчеты значений QCдоп, QC, Кг.т. для осуществления планирования контрольно-надзорных мероприятий в 2021 году проводятся на основании статистических сведений о количестве пожаров и их последствий за 2019 год.

Указанные значения публикуются на официальном сайте МЧС России, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В целях определения категории риска для каждого объекта защиты из группы объектов защиты, отнесенных к определенной категории риска, либо для принятия решения об изменении ранее присвоенной объекту защиты категории риска определяется индекс индивидуализации подконтрольного лица (Uинд).

Индекс индивидуализации подконтрольного лица определяется органом государственного пожарного надзора, к компетенции которого отнесено принятие решения о присвоении объекту защиты определенной категории риска. Исходные данные для расчета индекса индивидуализации подконтрольного лица определяются на основе информации об объекте защиты, имеющейся в распоряжении органа государственного пожарного надзора.

Индекс индивидуализации подконтрольного лица рассчитывается как сумма индикаторов риска причинения вреда (ущерба), отражающих индивидуальные характеристики объекта защиты (Iрпв), и критериев добросовестности, характеризующих вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)
(Iкрд).

Индикаторы риска причинения вреда (ущерба), отражающие индивидуальные характеристики объекта защиты (Iрпв), устанавливаются в соответствии с Приложениями № 1 и 2 к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 г. № 290 (в редакции Постановления Правительства России от 12 октября 2020 г. № 1662).

Критерии добросовестности, характеризующие вероятность несоблюдения на объекте защиты обязательных требований пожарной безопасности (Iкрд), устанавливаются в соответствии с Приложениями № 3 и 4 к указанному выше Положению.

Показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица (Кг.т.инд) определяется по формуле:

Кг.т.инд = Кг.т. + Uинд

В любом случае для проверки правильности принятия решения о присвоении вашему объекту категории риска вы можете воспользоваться калькулятором расчета показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожара с учетом индекса индивидуализации подконтрольного лица.

Также вы можете получить информацию в виде выписки о присвоенной вашему(-им) объекту(-ам) категории риска в области пожарной безопасности в порядке, установленном Административным регламентом предоставления МЧС России государственной услуги по предоставлению информации о присвоенной (об изменении ранее присвоенной) деятельности и (или) используемым объектам категории риска в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 14.12.2018 г. № 600.

Соответственно, имея информацию о присвоенной категории риска и периодичности проверок, вы сможете грамотно и своевременно спланировать и организовать работу по выполнению требований пожарной безопасности и подготовке вашего объекта к предстоящей проверке.



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Узнайте, что изменилось в проведении проверок МЧС на объектах защиты, приостановка каких видов пожарных проверок предусмотрена в период коронавируса, какие основания есть для проведения внеплановых проверок требований пожарной безопасности и в какой форме допускаются проверки МЧС в связи с коронавирусом (Covid-19).
Узнайте, какие службы являются органами ГПН (федерального государственного пожарного надзора), каковы их основные задачи и функции, направления деятельности, а также что входит в спектр их полномочий и компетенций.
Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, — малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постараемся кратко рассказать об организационных мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений.
S-864 (А003)
просмотры319
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.