Все об изменениях в требованиях к лицензиатам и соискателям лицензии МЧС на право осуществления деятельности в области пожарной безопасности, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года
Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen youtube vk ok instagram rutube
Пожарный календарь

Все об изменениях в требованиях к лицензиатам и соискателям лицензии МЧС на право осуществления деятельности в области пожарной безопасности, которые начнут действовать с 1 марта 2022 года

Дата актуализации статьи: 10.12.2021 22:40:00

30 ноября 2021 года на интернет-портале правовой информации было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 30.11.2021 № 2107 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства о внесении изменений). Актами Правительства, которые подверглись изменениям на основании указанного постановления стали:

  1. Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1128, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее — Постановление Правительства № 1128).

  2. Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 № 1131, которым утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее — Постановление Правительства № 1131).

  3. Постановление Правительства РФ от 20.07.2021 № 1223 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вступает в силу с 01.03.2022) (далее — Постановление Правительства № 1223), которым также ранее вносились изменения в постановления Правительства РФ № 1128 и 1131.

Постановления Правительства РФ № 1128 и 1131 устанавливают порядок лицензирования и лицензионные требования, предъявляемые к организациям и/или индивидуальным предпринимателям (далее — ИП), осуществляющим или еще только планирующим осуществлять определенный вид деятельности в области пожарной безопасности.

Постановлением Правительства № 1223 еще только планировались вноситься изменения в указанные Постановления Правительства № 1128 и 1131, статью об этом можно прочитать здесь. Таким образом, как бы удивительно это не звучало, но в еще не вступивший в силу нормативный правовой акт также были внесены изменения.

Когда Постановление Правительства о внесении изменений было еще на стадии законопроекта, мы уже рассматривали ожидающие нас нововведения в соответствующих обзорных статьях, между тем с того времени законопроект претерпел ряд изменений.

А сейчас давайте рассмотрим, что же изменится в лицензионных требованиях к лицензиатам и соискателям лицензии на осуществление деятельности в области пожарной безопасности, а также в самом процессе лицензирования и осуществления лицензионной деятельности с 1 марта 2022 года. Для удобства часть текста мы будем размещать в табличной форме, чтобы было нагляднее различать информацию, относящуюся к разным постановлениям.

Центр Лицензирования «Статус»
Центр Лицензирования «Статус» окажет помощь в лицензировании вашей компании как «Под ключ», так и на любой ее стадии! Решение вашей задачи – это наша цель!
Сайт компании: https://law-center.ru/

1. Срок действия постановлений Правительства будет органичен.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Оба Постановления Правительства будут иметь ограниченный срок действия — до 1 сентября 2026 г.

 

2. Актуализируются лицензионные требования.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Изменения коснутся требований к персоналу соискателя лицензии/лицензиата, а именно необходимо будет иметь в штате:

1) работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, который соответствует следующим критериям:

  • работает по трудовому договору (то есть состоит в штате);

  • имеет образование: среднее профессиональное (далее — СПО) или высшее образование (далее — ВО) по специальности «Пожарная безопасность», либо ВО по специальности «Техносферная безопасность» (профиль — «Пожарная безопасность»), либо любое ВО плюс дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки, утвержденной лицензирующим органом;

  • имеет стаж работы не менее 5 лет в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности на должностях, связанных с выполнением работ/оказанием услуг, составляющих такой вид деятельности, и/или службы в организациях (учреждениях) федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы на должностях, связанных с осуществлением лицензируемого вида деятельности;

  • проходит повышение квалификации по типовым дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области лицензируемой деятельности, соответствующее выполняемым работам/оказываемым услугам (не реже 1 раза в 5 лет);

ВАЖНО! Такой работник может быть ответственным только у одного юридического лица или ИП.

2) работников, выполняющих работы/оказывающих услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, которые соответствуют следующим критериям:

  • работают по трудовому договору (то есть состоят в штате);

  • проходят повышение квалификации по типовым дополнительным профессиональным программам повышения квалификации в области лицензируемой деятельности, соответствующее выполняемым работам/оказываемым услугам (не реже 1 раза в 5 лет).

Количество таких работников, должно быть следующим:

  • при выполнении 1–2 видов работ (услуг) — не менее 2 человек;

  • при выполнении 3–4 видов работ (услуг) — не менее 3 человек;

  • при выполнении 5 и более видов работ (услуг) — не менее 5 человек.

В настоящее время требование о наличии необходимого уровня образования предъявляется ко всем работникам соискателя лицензии/лицензиата, а требование о наличии стажа (не менее 3 лет в области лицензируемой деятельности) предъявляется не менее чем к 50 % от общего числа таких работников

Изменения коснутся прохождения обучения по повышению квалификации, а именно и работник, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, и работники, участвующие в действиях по тушению пожаров, должны будут проходить обучение по типовым дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации.

Остальные лицензионные требования останутся без изменений

Для справки. Типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности — это соответствующие образовательные программы, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (пп. 8 п. 7 ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). В данном случае таким органом является МЧС России.

3. Оценка соответствия лицензионным требованиям.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Оценивать соответствие соискателя лицензии или лицензиата будут в форме выездной оценки, которая будет проводиться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО путем использования средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и/или видеосвязи

Оценивать соответствие соискателя лицензии или лицензиата будут в форме выездной оценки, которая будет проводиться ЧАСТИЧНО путем использования средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и/или видеосвязи

Исключение составят только следующие случаи, если соискатель лицензии/лицензиат:

а) относится к режимному объекту, где на основе законодательства РФ запрещается использовать средства;

б) отказался от проведения выездной оценки в формате дистанционного взаимодействия;

в) не может создать условия возможности полноценного применения средств для проведения оценки, а именно:

  • пять и более раз прекращается связь по причинам, не связанным с лицензирующим органом;

  • используются средства, которые не обеспечивают возможность оценить соответствие лицензионным требованиям;

  • невозможно оценить соответствие лицензионным требованиям в связи с низким уровнем освещения.

Результаты такой проверки будут заноситься и храниться в ведомственной информационной системе


4. Сокращен срок для принятия решения о предоставлении лицензии.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Срок рассмотрения территориальным органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к такому заявлению документов, включая проведение оценки соответствия заявителя лицензионным требованиям, составит 15 рабочих дней!

В течение этого срока должно быть принято одно из следующих решений:

  • о предоставлении лицензии;

  • об отказе в предоставлении лицензии.

Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, но только в случае, если заявителем в соответствующем заявлении указано пять и более мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Напомним, что в настоящее время такой срок составляет 45 рабочих дней (примерно 2,5 календарных месяца), что, конечно же, является, по нашему мнению, чрезмерно длительным периодом времени. Между тем сократить срок для принятия решения позволила норма права, введенная ФЗ от 11.06.2021 № 170-ФЗ, которым был введен п. 1.1. в ст. 14 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о том, что Постановлением Правительства РФ такой срок может быть сокращен в отношении отдельных видов лицензируемой деятельности


5. Изменен срок для внесения изменений в реестр лицензий.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Срок внесения изменений в реестр лицензий будет составлять 15 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления и необходимых документов. Такой срок будет применяться лишь на следующие случаи:

  • осуществление лицензируемой деятельности по адресу, не предусмотренному реестром лицензий;

  • выполнение новых видов работ или оказание новых видов услуг, не предусмотренных реестром лицензий

  • осуществление лицензируемой деятельности по адресу, не предусмотренному реестром лицензий

Этот срок может быть продлен на 10 рабочих дней, но только в случае, если заявителем в соответствующем заявлении указано пять и более мест осуществления лицензируемого вида деятельности.

Для остальных случаев внесения изменений в реестр лицензий срок остается в неизменном виде


6. Появляется необходимость направления уведомлений о начале и окончании выполнения работ/оказания услуг.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Появляется обязанность для лицензиатов — уведомлять лицензирующий орган:

а) о начале выполнения работ/оказании услуг — не позднее пяти рабочих дней:

  • с момента подписания договора (контракта);

  • до начала фактического осуществления (при отсутствии договора/контракта);

б) об окончании выполнения работ/оказании услуг — пять рабочих дней с момента их окончания.

Такие уведомления необходимо будет направлять в электронном виде посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в информационной системе портала «Госуслуги». Форма и содержание такого уведомления устанавливаются лицензирующим органом. 

Таким образом, при каждом заключении договора/контракта или при намерении выполнить работы без его заключения так же, как и по окончании выполнения таких работ, необходимо будет заполнить соответствующее уведомление, что, конечно же, прибавит нагрузки не только лицензиатам, но и лицензирующим органам

 


7. Вынесение лицензирующим органом предупреждений.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Лицензирующий орган направит в адрес лицензиата предупреждение, если выявит нарушение им следующих требований:

а) отсутствие зданий (сооружений, помещений) по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, принадлежащих ему на праве собственности либо на ином законном основании, для размещения работников, оборудования, инструментов и технических средств;

б) отсутствие работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности и отвечающего установленным требованиям (см. п. 2. настоящей статьи);

в) отсутствие в штате у лицензиата необходимого числа работников, своевременно проходящих повышение квалификации (см. п. 2. настоящей статьи);

г) несоблюдение требований ст. 241 и/или 243 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Такими нарушениями, например, могут стать:

  • неуведомление лицензирующего органа о выполняемых работах/оказываемых услугах (см. п. 6 настоящей статьи);

  • отсутствие подтверждения лицензиатом, каждые три года со дня предоставления лицензии, своего соблюдения лицензионных требований

а) отсутствие зданий (сооружений, помещений) установленного типа (типы установлены ст. 33 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности») и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных:

  • на территории поселений и городских округов с учетом требований ст. 76 указанного выше Технического регламента;

  • на территории производственных объектов с учетом требований ст. 97 Технического регламента;

б) отсутствие работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности, отвечающего следующим требованиям:

  • СПО или ВО по специальности «Пожарная безопасность», либо иное ВО плюс дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области лицензируемой деятельности;

  • стаж работы в Государственной противопожарной службе на должностях руководителей (заместителей руководителей) не менее трех лет;

в) отсутствие у работников, участвующих в действиях по тушению пожаров, соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования и/или прохождения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих;

г) несоблюдение требований ст. 241 и/или 243 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Такими нарушениями, например, могут стать:

  • неуведомление лицензирующего органа о выполняемых работах/оказываемых услугах (см. п. 6 настоящей статьи);

  • отсутствие подтверждения лицензиатом, каждые три года со дня предоставления лицензии, своего соблюдения лицензионных требований

Такое предупреждение будет направляться в течение пяти рабочих дней со дня, когда лицензирующий орган получит сведения о нарушениях. В нем должно обязательно содержаться:

  • наименование лицензирующего органа, направляющего предупреждение;

  • дата и номер предупреждения;

  • наименование лицензиата;

  • указание на лицензионные требования с указанием нормативных правовых актов (включая структурные единицы), предусматривающих такие требования;

  • предложение лицензиату принять меры по обеспечению соблюдения лицензионных требований;

  • указание на необходимость направления уведомления об исполнении предупреждения;

  • срок для направления уведомления (не более 90 календарных дней);

  • контактные данные лицензирующего органа, включая почтовый адрес и адрес электронной почты, для возможности подачи возражений и/или уведомления об исполнении предупреждения.

Предупреждение будет направляться исключительно в форме электронного документа, подписанного усиленной электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП) лица, принявшего решение о направлении предупреждения, следующими способами: по адресу электронной почты лицензиата, который он указал в заявлении о предоставлении лицензии (поэтому при смене такого адреса необходимо своевременно внести соответствующие изменения в реестр лицензий), либо посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций»).

Лицензиат будет иметь два возможных варианта реагирования на полученное предупреждение:

1) направить в адрес лицензирующего органа возражения (см. п. 8 настоящей статьи);

2) при отсутствии у лицензиата возражений по предупреждению необходимо будет направить в лицензирующий орган уведомление об исполнении предупреждения с указанием принятых мер и приложением документов, подтверждающих устранение нарушений лицензионных требований


8. Возможность подачи лицензиатом возражений на предупреждение лицензирующего органа.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

В течение 10 дней с момента получения предупреждения лицензирующего органа (см. п. 7 настоящей статьи) лицензиат имеет право направить возражения, в которых обязательно должно быть указано:

  • наименование лицензиата;

  • ИНН лицензиата;

  • дата и номер предупреждения, на которое подается возражение;

  • обоснование своей позиции в отношении указанных нарушений лицензионных требований.

Возражения должны быть направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной ЭЦП лицензиата, одним из следующих способов:

  • на указанный в предупреждении адрес электронной почты;

  • иными, указанными в предупреждении способами.

Лицензирующий орган должен будет рассмотреть поступившие возражения в течение пяти рабочих дней и направить лицензиату ответ


9. Лицензирующий орган наделен правом приостанавливать действие лицензии.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

 Основания приостановления лицензии установлены ст. 24.2 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (вступила в силу 9 декабря 2021 года).

Основаниями для приостановления действия лицензии будут являться:

а) систематическое (не менее двух раз в течение трех лет) нарушение лицензионных требований;

Лицензирующий орган должен предварительно направить лицензиату предупреждение и предоставить ему время для устранения нарушений (п. 1 ст. 24.2. Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»);

б) грубое нарушение лицензионных требований.

Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии без предварительного предупреждения лицензиата. На устранение нарушений предоставляется время — не более 90 календарных дней (п. 1 ст. 24.2. Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»)

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся (п. 5 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1128):

а) отсутствие оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, в соответствии с Минимальным перечнем (утв. Приказом МЧС России от 31.07.2020 № 571), которые принадлежат лицензиату на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования;

б) невыполнение лицензиатом требований к работам/услугам, составляющим лицензируемый вид деятельности, установленных нормативными правовыми актами РФ, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Такие нарушения будут признаны грубыми только в случае, если они повлекли за собой (п. 10 ст. 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух или более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства

К грубым нарушениям лицензионных требований относятся (п. 4 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1131):

а) отсутствие зданий, помещений и сооружений установленного типа, принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании:

б) отсутствие необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности мобильных средств пожаротушения, первичных средств пожаротушения, средств связи, огнетушащих веществ, средств спасения, пожарного оборудования, средств индивидуальной защиты пожарных, средств самоспасения пожарных, которые бы принадлежали лицензиату на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования и соответствующих установленным требованиям, а также отсутствие технической документации на них;

в) наличие медицинских противопоказаний для исполнения должностных обязанностей у работника, ответственного за осуществление лицензируемого вида деятельности и/или работников, участвующих в действиях по тушению пожаров.

Такие нарушения будут признаны грубыми только в случае, если они повлекли за собой (п. 10 ст. 19.2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»):

  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух или более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства

 Сведения о приостановлении действия лицензии в течение одного рабочего дня вносятся лицензирующим органом в реестр лицензий, а в адрес лицензиата направляется соответствующее уведомление.

При получении от лицензиата уведомления об устранении нарушений лицензионных требований лицензирующим органом в течение пяти рабочих дней проводится проверка. Если по результатам проверки будет установлено, что нарушения были устранены, то лицензирующий орган принимает решение о возобновлении действия лицензии.

Если в установленный срок нарушения лицензионных требований не будут устранены лицензиатом, то лицензирующий орган обязан будет обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии


10. Переход на исключительно электронное взаимодействие.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Заявление о предоставлении лицензии, так же как и заявление о внесении изменений в реестр лицензий, включая подачу всех прилагаемых к таким заявлениям документов, с 1 марта 2022 года можно будет подать только в электронной форме с использование федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» («Госуслуги»).

При этом подписание документов может быть осуществлено разными видами ЭЦП, в зависимости от статуса подписанта:

  • если такая подача производится руководителем или ИП — усиленная квалифицированная ЭЦП;

  • если иным лицом, имеющим право действовать от имени юридического лица, — усиленная неквалифицированная ЭЦП, сертификат ключа которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме


На этом обзор нововведений в требования к лицензиатам и соискателям лицензии на право осуществления деятельности в области пожарной безопасности, а также в сам процесс лицензирования и осуществления лицензионной деятельности завершен. Как видите, изменений очень много и на сегодняшний день дать однозначный ответ о том, облегчат ли они или, наоборот, усложнят жизнь лицензиатам и соискателям лицензии достаточно сложно. Есть явные плюсы (сокращение сроков процедур), есть и минусы (необходимость подготовки уведомлений). Надеемся, что в итоге плюсы перевесят минусы. В завершение еще раз напоминаем, что все изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года.




  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Что понимается под подтверждением лицензии МЧС, и какова ее периодичность? В чем заключаются новые полномочия МЧС по приостановлению и аннулированию лицензий? Как изменились требования к местам осуществления лицензируемых видов деятельности? Почему необходимо уведомлять МЧС о выполнении работ, предусмотренных лицензией МЧС, и когда необходимо начинать это делать? Об этом, а также об иных изменениях, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2021 № 168-ФЗ, в части, касающейся лицензий МЧС, вы узнаете, прочитав данную статью.
Ранее в статье «Изменения в процедуре получения/переоформления лицензии с 01.01.2021 (Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» 99-ФЗ от 04.05.2011) мы уже рассмотрели изменения в Федеральном законе № 99-ФЗ, которые были утверждены на законодательном уровне и вступят в силу с 01.01.2021. Но сейчас на рассмотрении находится очередной законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», разработчиком которого является Минэкономразвития России. Данным законопроектом предполагается внести изменения в более чем 100 законодательных актов, в том числе и вновь в Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».  А теперь давайте разберемся, какие же основные изменения нам предлагает указанный законопроект, вносимые с 01.07.2021.
С 1 марта 2022 года измениться содержание минимального перечня оборудования необходимого для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. В данной статье мы расскажем, как будет выглядеть новый перечень и стоит ли лицензиатам уже сейчас укомплектовываться недостающим оборудованием.
S-1808 (А006)
просмотры2068
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт