Появился новый вид работ в области пожарной безопасности, для выполнения которого нужна лицензия МЧС, а также обзор иных важных изменений в данной сфере пожарного бизнеса
Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen

Появился новый вид работ в области пожарной безопасности, для выполнения которого нужна лицензия МЧС, а также обзор иных важных изменений в данной сфере пожарного бизнеса

Дата актуализации статьи: 03.08.2021 03.08.2021

Это уже наша пятая статья за последние полтора месяца 2021 года, в которой мы рассказываем о новых изменениях в требованиях к лицензиатам и соискателям лицензии МЧС России на право осуществлять деятельность в области пожарной безопасности. Такой активности со стороны Правительства РФ в части регулирования данной сферы сложно припомнить. Но мы, как всегда, все внимательно изучили и подготовили для наших читателей выжимку самых важных новелл. Так о каких очередных изменениях идет речь? Сейчас все расскажем.

Центр Лицензирования «Статус»
Центр Лицензирования «Статус» окажет помощь в лицензировании вашей компании как «Под ключ», так и на любой ее стадии! Решение вашей задачи – это наша цель!
Сайт компании: https://law-center.ru/

Как известно, лицензионные требования, а также порядок лицензирования деятельности в области пожарной безопасности сейчас регламентируют два Постановления Правительства Российской Федерации:

  1. деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений — постановление Правительства РФ № 1128 от 28.07.2020 (далее — Постановление Правительства РФ № 1128);

  2. деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры — постановление Правительства РФ № 1131 от 28.07.2020 (далее — Постановление Правительства РФ № 1131).

Оба постановления Правительства в рамках механизма так называемой «регуляторной гильотины» пришли на смену ранее действовавшим постановлениям Правительства № 1225 от 30.12.2011 и № 69 от 31.01.2012 и были введены в действие совсем недавно, а именно 1 января 2021 года. Но так как законодательство в данной сфере деятельности изменяется и актуализируется достаточно быстро, то и новым Постановлениям Правительства уже потребовалось приведение их в соответствие с иными нормативными правовыми актами, которые регулируют область пожарной безопасности. Изменяющим документом стало постановление Правительства РФ от 20.07.2021 г. № 1223 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление Правительства РФ № 1223).

Теперь давайте рассмотрим более подробно, какие же изменения будут внесены в Постановление Правительства РФ № 1128 и Постановление Правительства РФ № 1131 и начнут действовать 1 марта 2022 года. Для удобства восприятия информации часть текста статьи мы внесли в таблицы с разбивкой относительно конкретного Постановления Правительства.

1. Расширено понятие «лицензирующий орган», добавлено понятие «территориальный орган».

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Лицензирование деятельности, а также федеральный государственный лицензионный контроль (надзор) осуществляет МЧС России, включая его территориальные органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ.

Таким образом, мы видим, что лицензирующим органом теперь будет именоваться непосредственно МЧС России, а его территориальные органы, соответственно, будут именоваться территориальными органами (далее, соответственно, — лицензирующий орган, территориальные органы)

2. Актуализируются лицензионные требования.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Изменений не предусмотрено

Если применяются исключительно мобильные средства пожаротушения, то лицензионное требование о наличии зданий, помещений и сооружений (пп. «а», п. 3) не применяется, а адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности будет:

  • для пожарного поезда — адрес ж/д станции и/или ж/д путей постоянной стоянки пожарных поездов, а также идентификационный номер поезда;

  • для пожарных самолетов, вертолетов — адрес постоянной дислокации воздушного судна с указанием идентифицирующих признаков места стоянки (номер ангара, площадки и др.), а также идентификационный номер (рег. №) воздушного судна;

  • для пожарных судов — адрес порта приписки судна с указанием номера берегового причального сооружения стоянки судна или иных идентифицирующих признаков, а также идентификационный (бортовой) номер.

3. Возможность подачи заявления о предоставлении лицензии на бумажном носителе.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Заявление о предоставлении лицензии, а также прилагаемые к нему документы можно будет подавать, помимо вариантов, установленных ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ № 99), также и на бумажном носителе как непосредственно в территориальный орган, так и с помощью почтового отправления с уведомлением о вручении

4. Вместо «переоформления лицензии» — «внесение изменений в реестр лицензий».

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Процедура переоформления лицензии с 2021 года уже давно потеряла свою актуальность в связи с отменой выдачи лицензий на бланках специального образца в пользу «реестровой модели» лицензирования, то есть внесения сведений о лицензиате в специальный реестр.

Таким образом указанные нормативные правовые акты всего лишь приводятся в соответствие с иными законодательными актами, регулирующими область пожарной безопасности

5. Не «проверка», а «оценка».

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Изучение сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии/лицензиатом документах, а также запрос необходимых сведений у иных государственных органов власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций будет осуществляться не в рамках проверки, а рамках процедуры оценки.

Необходимые изменения будут внесены в ст. 19.1 ФЗ № 99 с 1 марта 2022 года, а сейчас ознакомиться с ними можно в Федеральном законе от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ”»

6. Лицензиату необходимо проходить процедуру подтверждения соответствия лицензионным требованиям один раз в три года.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Такая процедура будет проводиться по заявлению лицензиата и заменит собой плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований. Соответствующее заявление и документы, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, должны быть им самостоятельно представлены не реже одного раза в три года, начиная с даты предоставления лицензии, но не ранее чем за один год до наступления такого срока.

Общий срок проведения процедуры подтверждения соответствия лицензионным требованиям не может длиться более 20 рабочих дней.

Результатом, как и при плановой проверке, будет одно из следующих решений:

  • о соответствии лицензионным требованиям;

  • о направлении перечня выявленных нарушений лицензионных требований с указанием срока для их устранения.

Соответствующие изменения будут внесены в ст. 19.3 ФЗ № 99 с 1 марта 2022 года, а сейчас ознакомиться с ними можно в Федеральном законе от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ”»

7. Лицензионный контроль.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Кто может осуществлять лицензионный контроль (должностные лица):

а) главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору;

б) руководитель и его заместители, иные должностные лица (сотрудники) структурного подразделения центрального аппарата лицензирующего органа, в сферу деятельности которых входит организация и осуществление такого контроля;

в) заместители руководителей территориального органа — руководители структурных подразделений территориального органа, их заместители, иные должностные лица (сотрудники), в сферу деятельности которых входит организация и осуществление лицензионного контроля, а также руководители, их заместители и иные должностные лица (сотрудники) территориальных отделов этих структурных подразделений.

Права должностных лиц:

  • беспрепятственно посещать (осматривать) производственные объекты (при предъявлении служебного удостоверения и в рамках полномочий, установленных соответствующим решением о проведении контрольного (надзорного) мероприятия);

  • знакомиться со всеми документами, касающимися соблюдения лицензионных требований, в том числе содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

  • запрашивать (мотивированно) и получать информацию и документы, необходимые для проведения контрольного (надзорного) мероприятия;

  • привлекать специалистов, экспертов и экспертные организации;

  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований;

  • применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных лиц к административной ответственности;

  • принимать решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий и проводить их (только главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, руководители и их заместители);

  • отменять (изменять) незаконные и/или необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами (только главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору, руководители и их заместители).

Учет объектов лицензионного контроля будет осуществляться путем формирования и ведения реестра лицензий, размещенного в сети Интернет на официальном сайте лицензирующего органа

Объектами лицензионного контроля являются:

  • деятельность;

  • действия (бездействия);

  • результаты деятельности, в том числе продукция (товары), работы и услуги граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам)

Объектами лицензионного контроля являются:

  • деятельность;

  • действия (бездействия) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться лицензионные требования, предъявляемые к лицензиатам (индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам)


Лицензионный контроль будет осуществляться в соответствии с ФЗ № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее — ФЗ № 248) посредством проведения:

Профилактических мероприятий (обязательны для проведения и должны быть предусмотрены программой, утверждаемой территориальным органом; территориальные органы могут проводить и профилактические мероприятие, не предусмотренные такой программой):

1) информирование (ст. 46 ФЗ № 248);

2) обобщение правоприменительной практики (ст. 47 ФЗ № 248).

До 30 апреля года, следующего за отчетным, территориальный орган должен обеспечить подготовку и публичное обсуждение проекта соответствующего доклада о правоприменительной практике. Затем доклад подлежит утверждению главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору и размещению в сети Интернет на официальном портале лицензирующего органа;

3) объявление предостережения (ст. 49 ФЗ № 248).

Возможно при наличии у должностных лиц сведений:

  • о готовящихся нарушениях лицензионных требований;

  • о признаках нарушений лицензионных требований.

В этом случае контролируемому лицу (юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю) объявляется предостережение о недопустимости нарушения лицензионных требований и предлагается принять меры по обеспечению их соблюдения. Контролируемое лицо в ответ может подать возражения с обоснованием своей позиции. Лицензирующий/территориальный орган на такие возражения обязан будет:

  • в течение пяти рабочих дней назначить контролируемому лицу проведение консультации по вопросу поступивших возражений (личная встреча или видео-конференц-связь);

  • в течение 20 рабочих дней (с даты поступления возражений) направить ответ с мотивированным решением (вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части).

Об объявленных предостережениях будет вестись учет с возможностью использования таких данных при проведении иных профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий;

4) консультирование (ст. 50 ФЗ № 248).

Должностные лица будут проводить консультирование в устной или письменной форме. При поступлении однотипных возражений более двух раз будет обеспечено размещение письменного разъяснения на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети Интернет;

5) профилактический визит (ст. 52 ФЗ № 248).

Может проводиться только должностными лицами, указанными в пп. «б» и «в» пункта 7 данной статьи, в форме профилактической беседы по месту осуществления лицензируемого вида деятельности либо с использованием видео-конференц-связи.

Обязательный профилактический визит будет проводиться не позднее чем в течение одного года с момента предоставления лицензии или внесения изменений в реестр лицензий (не более чем в течение одного рабочего дня).

Цель визита: информирование о требованиях, предъявляемых к лицензиату.

По результату такого визита будет выдан/направлен лист профилактической беседы (в течение 5 рабочих дней).

Внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

Документарная или выездная проверка (ст. 7273 ФЗ № 248) могут быть проведены только при наличии следующих оснований (п. 1, 35, ч. 1, ст. 57):

  • наличие сведений о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторам риска нарушения обязательных требований, или отклонение объекта контроля от таких параметров;

  • поручение Президента РФ, Правительства РФ в отношении конкретных контролируемых лиц;

  • требование прокурора о проведении проверки в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

  • истечение срока исполнения решения об устранении выявленного нарушения обязательных требования в случаях, установленных ч. 1 ст. 95 ФЗ № 248.

При документарной проверке может быть проведено: получение письменных объяснений (ст. 79 ФЗ № 248), истребование документов (ст. 88 ФЗ № 248), экспертиза (ст. 84 ФЗ № 248).

При выездной проверке (от 2 до 10 рабочих дней) могут быть проведены: досмотр (ст. 77 ФЗ № 248), опрос (ст. 78 ФЗ № 248), получение письменных объяснений (ст. 79 ФЗ № 248), истребование документов (ст. 80 ФЗ № 248), отбор проб (образцов) (ст. 81 ФЗ № 248), инструментальное обследование (ст. 82 ФЗ № 248), испытание (ст. 83 ФЗ № 248), экспертиза (ст. 84 ФЗ № 248).

При проведении как документарной, так и выездной проверки, при условии обязательного уведомления контролируемого лица, могут быть использованы: фотосъемка (не менее двух снимков каждого нарушения), аудио- и видеозапись (осуществляется непрерывно с указанием в начале и конце записи о дате/месте/времени ее начала и окончания), иные способы фиксации доказательств (допустимо использование любых имеющихся в распоряжении технических средств). Результат оформляется актом. Обязательное применение таких средств фиксации предусмотрено только в следующих случаях:

  • при создании лицензиатом препятствий при проведении проверки;

  • при проведении досмотра;

  • при отборе проб (образцов) продукции (товаров) при отсутствии возможности оценки соблюдения обязательных требований иными способами.

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований проводиться не будут.

В случае если в результате лицензионного контроля будут выявлены нарушения лицензионных требований, то после оформления соответствующего акта будет выдано предписание об устранении нарушений с указанием сроков их устранения. Правда, возможный диапазон таких сроков законодатель не указал, ограничившись лишь фразой — «разумные сроки». По всей вероятности, разумность такого срока будет определять именно должностное лицо, проводившее лицензионный контроль. Лицензиатом может быть направлена жалоба, в случае если он не согласен с фактами и выводами, изложенными в таком акте. Такая жалоба предусматривает обязательное досудебное рассмотрение в рамках ст. 3943 ФЗ № 248

8. Возможность досудебного обжалования лицензионного контроля.

Постановление Правительства РФ № 1128

Постановление Правительства РФ № 1131

Досудебное обжалование возможно в отношении должностных лиц, указанных в пп. «б» и «в» пункта 7 данной статьи, если в отношении контролируемого лица (юридического лица или индивидуального предпринимателя) были:

  • приняты какие-либо решения;

  • совершены какие-либо действия (бездействие).

Информация о праве на досудебное обжалование и порядок такого обжалования должна быть размещена на официальном сайте лицензирующего/территориального органа в сети Интернет.

Рассмотрение жалобы будет производиться:

  • на решения территориального органа, действия (бездействия) его должностных лиц — руководителем (заместителем руководителя) соответствующего территориального органа либо лицензирующим органом;

  • на действия (бездействия) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа — лицензирующим органом;

  • на решения, принятые структурным подразделением центрального аппарата лицензирующего органа, в сферу деятельности которого входят вопросы организации и осуществления лицензионного контроля, и его должностных лиц — главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору либо его заместителями.

Срок рассмотрения жалобы — не более 20 рабочих дней.

Результат рассмотрения жалобы будет оформляться мотивированным решением (вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части). В случае признания жалобы удовлетворенной или частично удовлетворенной будет приниматься решение о применении мер ответственности к соответствующим должностным лицам

9. Изменение перечня работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (Постановление Правительства РФ № 1128).

Изменения коснуться работ/услуг, которые в настоящее время находятся под номерами 5 и 6 Приложения к Постановлению Правительства РФ № 1128, это:

№ 5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.

№ 6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.

Давайте теперь разберемся, как же изменятся указанные виды работ/услуг:

1. Пункт 5 объединит в себя оба пункта (5 и 6) и будет звучать следующим образом:

«Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов».

Полагаем, что здесь все предельно понятно: было два отдельных пункта, в результате их объединения образовался один пункт.

2. А вот п. 6 предусматривает совсем новый вид работ/услуг и звучать будет следующим образом:

«Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ».

Система передачи извещений о пожаре относится к средствам пожарной автоматики и представляет собой совокупность совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованного наблюдения извещений о пожаре на охраняемом объекте, служебных и контрольно-диагностических извещений, а также (при наличии обратного канала) для передачи и приема команд телеуправления (п. 37 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Классификация систем передачи извещений о пожаре дана в п. 9.1. ГОСТ Р 53325-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования и методы испытаний».

Таким образом, чтобы иметь возможность выполнять такие виды работ/услуг, необходимо будет получить соответствующую лицензию (лицензию МЧС) либо внести изменения в действующую лицензию в части расширения необходимых видов работ/услуг.

Но, как мы знаем, для того что бы получить лицензию или внести соответствующие изменения в уже «открытые» у лицензиата составы работ/услуг, необходимо подтвердить соответствие юридического лица или индивидуального предпринимателя лицензионным требованиям, одним из которых является наличие у соискателя лицензии/лицензиата на праве собственности или ином законном основании оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, которые необходимы для выполнения видов работ/услуг в области пожарной безопасности (далее — оборудование).

Минимальный перечень необходимого оборудования установлен приказом МЧС России от 31.07.2020 № 571 «Об утверждении минимального перечня оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее — приказ МЧС России № 571). Но в нем пока не содержится минимального перечня необходимого оборудования для такого вида работ/услуг. Соответственно, и Приказ МЧС России № 571 в самое ближайшее время претерпит изменения.

Напомним, указанные изменения в Постановление Правительства РФ № 1128 и 1131 вступят в силу и начнут свое функционирование с 1 марта 2022 года.



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Ранее в статье «Изменения в процедуре получения/переоформления лицензии с 01.01.2021 (Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» 99-ФЗ от 04.05.2011) мы уже рассмотрели изменения в Федеральном законе № 99-ФЗ, которые были утверждены на законодательном уровне и вступят в силу с 01.01.2021. Но сейчас на рассмотрении находится очередной законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ», разработчиком которого является Минэкономразвития России. Данным законопроектом предполагается внести изменения в более чем 100 законодательных актов, в том числе и вновь в Федеральный закон № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».  А теперь давайте разберемся, какие же основные изменения нам предлагает указанный законопроект, вносимые с 01.07.2021.
Что понимается под подтверждением лицензии МЧС, и какова ее периодичность? В чем заключаются новые полномочия МЧС по приостановлению и аннулированию лицензий? Как изменились требования к местам осуществления лицензируемых видов деятельности? Почему необходимо уведомлять МЧС о выполнении работ, предусмотренных лицензией МЧС, и когда необходимо начинать это делать? Об этом, а также об иных изменениях, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2021 № 168-ФЗ, в части, касающейся лицензий МЧС, вы узнаете, прочитав данную статью.
Формы документов, применяемых при лицензировании деятельности в области пожарной безопасности в настоящее время утверждены Приказом МЧС России № 292 от 28.05.2012 «Об утверждении форм документов, используемых Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Приказ МЧС № 292), но с 1 января 2021 года данный приказ утрачивает свою силу и перестает действовать.
S-1530 (А006)
просмотры650
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.