Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen youtube vk
Пожарный календарь


Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

21 июля 1897 года — открытие передвижной выставки на пожарной барже «Первенец»

Дата события: 21.07.2021

Мировая история создания выставок насчитывает много веков. В Европе первые выставки были организованы в конце XVI века и имели демонстрационные и просветительские цели. С развитием капитализма они приобрели коммерческий характер, что способствовало резкому увеличению их числа. Появились самые разные выставки: универсальные и специализированные, региональные и национальные, международные и всемирные, периодически устраиваемые и постоянно действующие.

Инициатива создания первой в России пожарной выставки принадлежит князю Львову, посвятившему свою жизнь пожарному делу. Многие годы он возглавлял Совет Императорского Российского пожарного общества. В июне 1890 года А. Д. Львов написал письмо секретарю Императорского Русского Технического Общества В. И. Срезневскому:

«…Интересуясь, как Вы, вероятно, помните, с ранней молодости пожарным делом, я нахожу в моей десятилетней практике ясное указание в необходимости устройства у нас в России пожарной выставки — как способе улучшения пожарной техники, так и указании слабых ее сторон. Надеюсь, что Вы, Вячеслав Измаилович, не откажете во внимании к моему предложению и тем поможете нам, пожарным, в спасении людей и имущества».

Предложение А. Д. Львова было принято, и Совет Русского Технического Общества образовал Организационный комитет по созданию выставки.

13 мая 1897 года было утверждено «Положение о Всероссийской передвижной пожарной выставке», и за два месяца на пожарной барже «Первенец», которая 21 июля была поставлена на якорь на Неве против Зимнего дворца, был создан павильон с экспонатами пожарной техники.

«Пусть ладья будет новым проводником света в нашу провинциальную глушь, на пользу общую и на благо всем дорогой нам России!», — восклицали устроители смотра. И выставка разместилась в трюмах и надстройках баржи «Первенец», внешний вид которой благодаря своей оригинальности привлекал всеобщее внимание.

Огромная начищенная до блеска пожарная каска в носовой части и довольно высокая каланча посередине баржи сразу давали понять, что судно это предназначалось для пожарных целей.

Открытие передвижной выставки состоялось в торжественной обстановке под звуки Владимирского пожарного марша. При выставке была организована образцовая пожарная команда для показа населению приемов тушения пожара и чтения лекций.


31 июля передвижная выставка отплыла по маршруту: Нева —Ладожский канал — Свирь — Онежский канал — Вытегра — Мариинский канал — Ковжа — Белозерский канал — Шексна — Кама — Ока — Волга (до Царицына — ныне Волгоград).

Первая остановка выставки была в Шлиссельбурге (город в Кировском районе Ленинградской области), затем «Первенец» продолжил плавание, останавливаясь у попутных городов, но главным образом — у деревень. Последней остановкой передвижной выставки в 1897 году стал Ярославль, где она была оставлена на зимовку.

Выставка возобновила свою деятельность после открытия навигации 2 мая 1898 года. В Царицын она прибыла 20 сентября, а уже 24 сентября — была закрыта.

Всего Всероссийская передвижная выставка имела 116 остановок, ее посетило 118 380 человек (в том числе 106 272 крестьян — бесплатно). Выставка позволила населению ознакомиться «с устройством и разновидностями пожарных инструментов и огнестойких материалов, выслушивать собеседования, советы и указания комиссара по вопросам пожарных мероприятий, поучиться на месте, по маневрам образцовой выставочной пожарной команды, обращению с пожарными снарядами…».

Кроме того, крестьянам раздавались, в большинстве случаев бесплатно, популярные брошюры, рассказывавшие о мерах предупреждения пожаров и борьбы с ними.

Результатом работы выставки явилось «усиленное развитие противопожарных мероприятий» в Санкт-Петербургской, Олонецкой, Новгородской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Владимирской, Тамбовской, Рязанской, Казанской, Вятской, Уфимской, Пермской, Самарской, Симбирской и Саратовской губерниях. Комиссаром выставки непосредственно было организовано в городах и селениях 36 пожарных обществ и дружин.

Всероссийская передвижная пожарная выставка предвосхитила знаменитые агитпоезда первых лет советской власти. К сожалению, она не стала постоянной, как это было задумано, что, впрочем, не умаляет ее исторического значения.

Это был первый пример организации мобильной экспозиции в истории выставочного дела не только в России, но и в мире. С учетом большой роли, которую сыграла передвижная «по воде» выставка в развитии пожарного дела в России, и на основании совместного решения министерств внутренних дел и путей сообщения в мае 1899 года был сформирован специальный пожарный поезд из 10 вагонов для Всероссийской передвижной пожарной выставки.

Статью о передвижной пожарной железнодорожной выставке, которая была открыта 19 мая 1899 года, смотрите по ссылке: https://propb.ru/calendar/19-maya-1899-goda-otkrytie-vserossiyskoy-peredvizhnoy-pozharnoy-vystavki-n...


Дата для календаря:  21.07.2021
просмотры47
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.