Как обжаловать Предписание государственного пожарного надзора?
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер (1).jpg
баннер (1).jpg

Как обжаловать Предписание государственного пожарного надзора?

Дата актуализации статьи: 05.07.2021
прослушать текст

В этой статье мы познакомимся с общими положениями порядка обжалования предписания государственного пожарного надзора об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (далее – предписание).

В случае если вы не согласны с вынесенным надзорным органом предписанием, вы имеете право воспользоваться своим правом на его обжалование в административном (досудебном) и (или) судебном порядке.

1. Административный (досудебный) порядок обжалования предписания. Общие положения.

Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в административном и (или) судебном порядке осуществляется в соответствии с законодательством РФ (ст. 23 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ)).

Порядок обжалования решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля предусмотрен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).

В случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в предписании надзорного органа, подать досудебную жалобу может контролируемое лицо (физлицо, ИП или организация), в отношении которого приняты или совершены:

  • решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

  • акты контрольных (надзорных) мероприятий, предписания об устранении выявленных нарушений;

  • действия (бездействие) должностных лиц (инспекторов) контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий (ч. 1 ст. 39 Федерального закона N 248-ФЗ).

При этом нужно учитывать, что с 01 июля 2021г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.04.2021 N 663 в отношении федерального государственного пожарного надзора применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб (ч. 13 ст. 98 Федерального закона N 248-ФЗ).

В общем случае жалоба относительно выданного предписания органа государственного пожарного надзора подается контролируемым лицом в электронном виде с использованием портала Госуслуг.

При этом подача жалобы в бумажном виде допускается только если она содержит охраняемую законом тайну.

При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью, либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ).

Сроки подачи жалобы:

Жалоба на предписание органа государственного пожарного надзора подается в течение 10 рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (ч. 6 ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

Требования к содержанию жалобы установлены ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 248-ФЗ.

Срок рассмотрения жалобы составит 20 рабочих дней со дня ее регистрации. В исключительных случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен уполномоченным на рассмотрение жалобы органом на двадцать рабочих дней.

Нужно учитывать, что при обжаловании предписания в досудебном порядке, действие самого предписания на период срока его рассмотрения не приостанавливается, что впоследствии может привести к сокращению срока обжалования предписания в судебном порядке.

Поэтому, совместно с жалобой в надзорный орган рекомендуется направлять ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого предписания государственного пожарного надзора, право на подачу которого предусмотрено частью 9 ст. 40 Федерального закона N 248-ФЗ.

При рассмотрении жалобы орган государственного пожарного надзора вправе запросить у контролируемого лица дополнительную информацию и документы, относящиеся к предмету жалобы. В этом случае течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается с момента направления запроса. Неполучение информации и документов, относящихся к предмету жалобы не является основанием для отказа в рассмотрении жалобы (ч. 3 ст. 43 Федерального закона N 248-ФЗ).

Контролируемое лицо, подавшее жалобу, до принятия итогового решения по жалобе вправе также по своему усмотрению представить дополнительные материалы, относящиеся к предмету жалобы.

Важно! Обязанность доказывания законности и обоснованности принятого решения возлагается на надзорный орган, решение которого обжалуется.

По итогам рассмотрения жалобы надзорный орган принимает одно из следующих решений:

1) оставляет жалобу без удовлетворения;

2) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью или частично;

3) отменяет решение контрольного (надзорного) органа полностью и принимает новое решение;

4) признает действия (бездействие) должностных лиц контрольных (надзорных) органов незаконными и выносит решение по существу, в том числе об осуществлении при необходимости определенных действий.

Решение по жалобе, срок и порядок его исполнения не позднее 1 рабочего дня со дня принятия надзорный орган размещает в личном кабинете контролируемого лица на портале Госуслуг

2. Судебный порядок обжалования Предписания. Общие положения

Для обжалования Предписания в судебном порядке юридическое лицо или предприниматель вправе обратиться в суд общей юрисдикции, либо арбитражный суд.

Административные дела об оспаривании предписаний как ненормативных правовых актов рассматривают Арбитражные суды в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ).

Спецификой и важным условием для оспаривания предписания в Арбитражном суде является нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поэтому если требования надзорного органа, изложенные в Предписании, нарушают ваши права в экономической сфере, незаконно возлагают на вас какие-либо обязанности, либо создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, то подавать жалобу нужно по правилам Арбитражного процессуального кодекса РФ (ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ).

Такая жалоба в арбитражном судопроизводстве называется «Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным».


Срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным – 3 (три) месяца со дня, когда организации или предпринимателю стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ч. 4 ст. 198 АПК РФ).

Как правило, этой датой является дата вручения надзорным органом Предписания. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу (ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если же Предписание не затрагивает права организации и предпринимателя в экономической сфере, не связано с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, необходимо обращаться в суд общей юрисдикции с административным заявлением об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора.

Порядок обжалования предписаний в судах общей юрисдикции определяет глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее — КАС РФ).

Такая жалоба в суд общей юрисдикции называется «Административное заявление об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора».


Срок для обращения в суд общей юрисдикции с административным заявлением об обжаловании предписания органа государственного пожарного надзора – 3 (три) месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ст. 17, ст. 22, ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

Административное исковое заявление в порядке КАС следует подавать в суд по месту нахождения административного органа в течение 3 (трех) месяцев со дня, когда организации, предпринимателю стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Об этом указано в ст. 17, ст. 22, ст. 219 КАС РФ.

Административные дела об оспаривании решений административных органов суд общей юрисдикции рассматривает до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству (ст. 141 КАС РФ).

Нужно отметить, что в настоящее время нет правовой определенности по поводу подсудности дел об оспаривании предписаний государственного пожарного надзора по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Связано это со сложностью определения природы и характера вменяемого правонарушения. При этом ошибка в подсудности может привести к пропуску срока на обжалование Предписания, что само по себе не может являться уважительной причиной для восстановления срока на обжалование ненормативного правового акта в судебном порядке.

Разрешить эту задачу может только ваше неравнодушие к выдаваемым надзорными органами документам по результатам плановой или внеплановой проверки объекта защиты и оперативное обращение к специалистам, компетентным в решении данного вопроса.

 

Материалы по теме:

Что важно учитывать при оспаривании предписания МЧС?

Нужно ли обжаловать предписание при отмененном постановлении госпожнадзора о привлечении к административной ответственности?




Читать все статьи с меткой:


  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-379 (А007)
просмотры17163
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт