Что важно учитывать при оспаривании предписания МЧС?
youtube dzen

Что важно учитывать при оспаривании предписания МЧС?

Дата актуализации статьи: 13.08.2020

Правовая база:

Если в ходе проведения пожарной проверки на предприятии были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и выдано предписание об их устранении, не спешите его безусловно выполнять, а внимательно изучите на предмет различных процессуальных нарушений, допущенных надзорным органом.

Невыполнение требований, указанных в предписании, конечно, влечет негативные последствия для хозяйствующего субъекта, однако безусловное выполнение незаконного предписания может повлечь для субъекта куда более серьезные финансовые последствия.

Несоответствие предписания, выданного должностным лицом надзорного органа, действующему законодательству является одной из причин для его обжалования в установленном законом порядке.

1. В первую очередь нужно проверить, соблюден ли порядок вынесения предписания.

В соответствии с частью 11 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов государственного пожарного надзора Нажмите для перехода на ПожВики в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности должно быть выдано надзорным органом одновременно с актом проверки. Это положение содержится в части 3 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, а также в абзаце 6 пункта 83 Административного регламента № 644.

Предписание должно содержать:

1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица-правообладателя объекта защиты и (или) территории (земельного участка);

2) перечень выявленных нарушений, мест их выявления и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов Нажмите для перехода на ПожВики, требования которых нарушены;

3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

4) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного лица органа власти, объекта защиты, физического лица-правообладателя, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;

5) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку. 

В предписании также должны быть проставлены подписи должностного лица объекта защиты об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с предписанием, а подписи должностного лица надзорного органа — заверены печатью независимо от аналогичных подписей и печатей в Акте проверки (пункт 96, 98 Административного регламента № 644).

Номер предписания состоит из трех чисел, которые указываются через знак дроби:

  • первое число соответствует номеру распоряжения о проведении проверки;

  • второе — кодификационному номеру вида предписания (1 — предписание об устранении нарушений, 2 — предписание по устранению несоответствия);

  • третье — порядковому номеру предписания, выдаваемого по результатам проведения проверки, осуществляемой в соответствии с указанным распоряжением (пункт 99 Административного регламента № 644).

Внимательно все проверьте, так как вовремя выявленное несоответствие документов, составленных должностными лицами надзорного органа, является весомым аргументом в вашу пользу при его оспаривании.

2. Во-вторых, необходимо знать, что предписание является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в бюджетной сфере и сфере предпринимательской деятельности.

Это означает, что предписание обязательно должно содержать только законные требования надзорного органа, то есть на собственника имущества может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий:

  • их несоответствие закону или иному правовому акту;

  • нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из буквального толкования диспозиций частей 12, 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренных ими составов административных правонарушений состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Зачастую бывает, что инспектор по шаблону ссылается на пункт нормативного правового акта, который нарушен юридическим лицом, не учитывая, что сам нормативный акт претерпел изменения и указанная им норма больше не действует. А бывает, что инспектор указывает одно нарушение, а ссылается на совсем другой пункт нормы закона. Это тоже будет служить основанием для его оспаривания.

Таким образом, любое несоответствие пункта предписания нормативно-правовым и подзаконным актам, регулирующим пожарную безопасность, будет являться основанием для его оспаривания в административном или судебном порядке.

3. Третье, на что необходимо обратить внимание при ознакомлении с предписанием, — это то, что любые требования проверяющих должны быть понятны и исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов законности предписания.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные факты, в чем выразилось нарушение, иметь четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю для прекращения и устранения выявленного нарушения. При этом формулировки нарушений не должны быть двусмысленными и исключать возможность их двоякого толкования.

См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. № 2423/13 по делу № А53-19629/2012; Решение № 2-516/2014 2-516/2014~М-464/2014 М-464/2014 от 4 апреля 2014 г..

Кроме того, сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанные в предписании должностным лицом надзорного органа, также должны быть достаточными для их реального исполнения хозяйствующим субъектом. Они должны быть установлены с учетом характера нарушения, организационных и технических условий, влияющих на их устранение, а при проверке государственных, муниципальных учреждений должно быть учтено их имущественное и финансовое положение (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, пункт 91 Административного регламента № 644).

Напомним, срок обжалования решения пожарного инспектора руководителю надзорного органа в досудебном порядке — 15 (пятнадцать) дней с момента вынесения соответствующего решения (подпункт 4 статьи 21, части 12 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ, пункт 128 Административного регламента № 644).

А в судебном порядке — 3 (три) месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Хотите задать вопрос эксперту? Звоните по номеру: +7 (4932) 93-89-15 или оставьте заявку на обратный звонок мы быстро перезвоним вам!

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Узнайте, что изменилось в проведении проверок МЧС на объектах защиты, приостановка каких видов пожарных проверок предусмотрена в период коронавируса, какие основания есть для проведения внеплановых проверок требований пожарной безопасности и в какой форме допускаются проверки МЧС в связи с коронавирусом (Covid-19).
Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, — малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постараемся кратко рассказать об организационных мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений.
Узнайте, какие службы являются органами ГПН (федерального государственного пожарного надзора), каковы их основные задачи и функции, направления деятельности, а также что входит в спектр их полномочий и компетенций.
S-328 (А007)
просмотры698
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.