Что важно учитывать при оспаривании предписания МЧС?
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Что важно учитывать при оспаривании предписания МЧС?

Дата актуализации статьи: 05.07.2021
прослушать текст

Правовая база:

Если в ходе проведения пожарной проверки на предприятии были выявлены нарушения требований пожарной безопасности и выдано предписание об их устранении, не спешите его безусловно выполнять, а внимательно изучите на предмет различных процессуальных нарушений, допущенных надзорным органом.

Невыполнение требований, указанных в предписании, конечно, влечет негативные последствия для хозяйствующего субъекта, однако безусловное выполнение незаконного предписания может повлечь для субъекта куда более серьезные финансовые последствия.

Несоответствие предписания, выданного должностным лицом надзорного органа, действующему законодательству является одной из причин для его обжалования в установленном законом порядке.

1. В первую очередь нужно проверить, соблюден ли порядок вынесения предписания.

Содержание предписания должно соответствовать приложению № 2 к распоряжению МЧС России от 3 сентября 2021 года № 777 «Об утверждении типовых форм документов, используемых должностными лицами органов государственного пожарного надзора при осуществлении федерального государственного пожарного надзора»

Предписание должно содержать:

  • отметку о размещении сведений в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, QR-код;

  • должность, фамилия, имя отчество (при наличии), звание должностного лица (лиц), руководителя группы инспекторов органа государственного пожарного надзора;

  • сведения о контролируемом лице, в отношении которого проводилось контрольное (надзорное) мероприятие);

  • наименование контрольного (надзорного) мероприятия;

  • должности, фамилии, имена, отчества (при наличии) лиц, участвующих в контрольном (надворном) мероприятии;

  • вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности, с указанием конкретного места выявленного нарушения, пункта, части, статьи и наименования нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого(-ых) нарушены и срока их устранения;

  • подписи должностного лица (должностных лиц) органа государственного пожарного надзора, проводивших проверку и контролируемого лица (представителя).

Внимательно все проверьте, так как вовремя выявленное несоответствие документов, составленных должностными лицами надзорного органа, является весомым аргументом в вашу пользу при его оспаривании.

2. Во-вторых, необходимо знать, что предписание является ненормативным правовым актом, затрагивающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта в бюджетной сфере и сфере предпринимательской деятельности.

Это означает, что предписание обязательно должно содержать только законные требования надзорного органа, то есть на собственника имущества может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий:

  • их несоответствие закону или иному правовому акту;

  • нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Из буквального толкования диспозиций частей 12, 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренных ими составов административных правонарушений состоит в невыполнении в установленный срок только того предписания об устранении нарушений законодательства, которое является законным.

Зачастую бывает, что инспектор по шаблону ссылается на пункт нормативного правового акта, который нарушен юридическим лицом, не учитывая, что сам нормативный акт претерпел изменения и указанная им норма больше не действует. А бывает, что инспектор указывает одно нарушение, а ссылается на совсем другой пункт нормы закона. Это тоже будет служить основанием для его оспаривания.

Таким образом, любое несоответствие пункта предписания нормативно-правовым и подзаконным актам, регулирующим пожарную безопасность, будет являться основанием для его оспаривания в административном или судебном порядке.

3. Третье, на что необходимо обратить внимание при ознакомлении с предписанием, — это то, что любые требования проверяющих должны быть понятны и исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов законности предписания.

Предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные факты, в чем выразилось нарушение, иметь четкие формулировки относительно действий, которые необходимо совершить исполнителю для прекращения и устранения выявленного нарушения. При этом формулировки нарушений не должны быть двусмысленными и исключать возможность их двоякого толкования.

См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 г. № 2423/13 по делу № А53-19629/2012; Решение № 2-516/2014 2-516/2014~М-464/2014 М-464/2014 от 4 апреля 2014 г..

Кроме того, сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанные в предписании должностным лицом надзорного органа, также должны быть достаточными для их реального исполнения хозяйствующим субъектом. 

При определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольного (надзорного) органа должны учитываться такие обстоятельства, как характер нарушений обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям в результате нарушений обязательных требований (пункт 1 части 1 статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ, ч. 4 и ч. 5 ст. 14 Федерального закона № 248-ФЗ).

Напомним, что в досудебном порядке, жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (часть 5 статьи 40 Федерального закона № 248), а жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания (часть 6 статьи 40 Федерального закона № 248-ФЗ).

А в судебном порядке — 3 (три) месяца со дня, когда организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом (часть 7 статьи 40 Федерального закона № 248-ФЗ).

Хотите задать вопрос эксперту? Звоните по номеру: +7 (4932) 93-89-15 или оставьте заявку на обратный звонок мы быстро перезвоним вам!





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-328 (А007)
просмотры3642
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт