Приемы эффективного публичного выступления при проведении противопожарной пропаганды
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

Приемы эффективного публичного выступления при проведении противопожарной пропаганды

Дата актуализации статьи: 26.08.2020 26.08.2020
прослушать текст

В настоящее время в обществе сложилось неоднозначное отношение к вопросам обеспечения пожарной безопасности. С одной стороны, имеем общественный резонанс из-за недавно происшедших пожаров в торговых центрах страны, с другой, — неготовность (а порой и нежелание) самого населения и должностных лиц объектов различных форм собственности соблюдать требования пожарной безопасности.

Это подтверждает и статистика пожаров, согласно которой основной причиной возгораний является неосторожное обращение с огнем. Чтобы снизить количество пожаров по этой причине недостаточно только одного ужесточения законодательства в области пожарной безопасности и внедрения новых форм осуществления надзорной деятельности.

В настоящее время действующее законодательство направлено на снижение избыточных барьеров на пути предпринимательской деятельности в области осуществления контроля (надзора) за соблюдением требований пожарной безопасности. Однако на практике ответственное лицо не может круглосуточно наблюдать за всеми сотрудниками. Также невозможно осуществлять постоянный контроль и за соблюдением требований пожарной безопасности в жилом секторе. Все остается на совести самих собственников жилых помещений и жильцов. Следовательно, без участия самого населения мы не сможем достичь положительных результатов по снижению количества пожаров из-за неосторожного обращения с огнем.

Чтобы достичь данной цели, необходимо внедрять в сознание масс культуру безопасного поведения. Каждый человек должен обладать необходимым минимальным набором знаний в области пожарной безопасности и осознанно применять их на практике.

Одним из главных направлений в этой области является работа по проведению противопожарной пропаганды и агитации. Именно пропагандистская деятельность является решающим фактором в деле предотвращения пожаров и гибели людей. Грамотная противопожарная пропаганда Нажмите для перехода на ПожВики позволяет на научной основе воздействовать на различные слои населения с учетом их социального статуса и возрастных характеристик, помогает людям овладеть необходимым минимальным набором знаний в области пожарной безопасности.

Среди всех видов противопожарной пропаганды, наверное, самой малозатратной и вместе с тем весьма эффективной является устная пропаганда. Она позволяет с помощью живого слова воздействовать на массовое сознание населения в процессе публичного выступления. К публичным выступлениям традиционно относят профилактические беседы, лекции, консультации и т. д. на противопожарную тематику. Однако любое публичное выступление, если мы хотим, чтобы оно достигло поставленных целей, требует определенных навыков в его организации и проведении.

Знатоки пропагандистской деятельности выделяют следующие этапы публичного выступления: подготовка к выступлению, непосредственное выступление перед аудиторией, заключительная часть. Рассмотрим каждый из этих этапов более подробно.

Итак, первый этап — подготовительный. Любое публичное выступление должно начинаться с его подготовки, так как от этого зависит весь дальнейший ход и успех выступления.

На этом этапе осуществляется подбор темы беседы и сбор необходимой информации. Материал должен быть доступным целевой аудитории (людям определенного социального статуса, профессии, возраста и т. д.). Чтобы показать актуальность представляемой тематики выступления, предварительно подбирают статистические данные по пожарам и примеры их последствий.

Также необходимо заранее определить примерный стиль поведения группы, чтобы выбрать свой стиль выступления и быть психологически готовым к провокациям со стороны неформальных лидеров аудитории, задающих неудобные вопросы. Для этого всесторонне изучите все технические нюансы представляемой тематики.

Древнеримский политический деятель, оратор и философ М. Т. Цицерон сказал: «Ораторское искусство немыслимо, если оратор не овладел в совершенстве предметом, о котором собирается говорить». Досконально проработайте моменты в своем выступлении, которые кажутся спорными и могут вызвать вопросы, заранее продумайте ответы на возражения.

Обязательно необходимо составить краткий план и тезисы своего выступления в соответствии с логическими законами представления информации. Так, у публичной речи должны быть вступление, основная и заключительная части.

Во вступительной части необходимо показать актуальность представляемой тематики выступления. Она должна настроить аудиторию к позитивному восприятию материала. Приведите статистику и описание недавно происшедших пожаров, получивших наибольший общественный резонанс. Подберите первые и последние фразы своего выступления. Они должны быть яркими, запоминающимися, содержать призыв к действию.

Следующий этап — непосредственное выступление перед аудиторией. На данном этапе необходимо использовать определенные психологические приемы, направленные на формирование необходимых убеждений у слушателей: психологическое заражение, внушение, подражание и убеждение.

Психология заражения характеризуется бессознательной подверженностью необходимой информации. Пропагандист как бы передает свое эмоциональное состояние слушателям. Иногда достаточно эмоционально высказаться по проблемному или актуальному вопросу, чтобы получить необходимую поддержку аудитории.

Внушение — психологическое воздействие на человека, в результате которого он уже не критически воспринимает информацию, а начинает выражать согласие. Достигается это путем использования вербальных средств воздействия (эмоционально насыщенным повелительным тоном, соответствующей интонацией и ритмом) и невербальными средствами общения (жестами, мимикой, взглядом, движениями). Так, меняя тембр голоса, можно подчеркнуть важность той или иной фразы, внушая тем самым ее основной посыл.

Подражание — психологическое воздействие, в результате которого слушатели спонтанно начинают следовать образу мыслей выступающего, даже не догадываясь об этом. Когда удалось достичь эффекта подражания, можно создать в сознании аудитории необходимый вам образ. Это может быть пример своевременного и правильного использования первичных средств пожаротушения при тушении загорания.

Убеждение основывается на логически построенном алгоритме рассуждений, который понятен всем членам аудитории. Целью убеждения должно стать принятие аудиторией необходимых вам взглядов и точек зрения.

Любое публичное выступление должно соответствовать определенным требованиям:

1. Ясность и точность. Аудитория должна четко понимать все, о чем говорит выступающий. Необходимо излагать информацию простым доступным языком.

2. Последовательность. Информацию следует преподносить по принципам: «от простого — к сложному», «от известного факта — к неизвестному». Распределите время выступления, отводимое на вводную, основную и заключительную части. Учтите при этом, что внимание у большинства слушателей сосредоточено первые 20–30 минут вашего выступления. Затем происходит снижение концентрации. Следовательно, самая важная информация должна быть доведена до аудитории за первые 20–30 минут.

3. Использование языковых средств выразительности. Для того чтобы выступление вызвало необходимый эффект, надо понимать, что устная речь значительно отличается от письменного изложения информации. Как правило, механическое зачитывание текста воспринимается аудиторией в негативном свете. Для того чтобы ваша устная речь была выразительной, необходимо задействовать все имеющиеся языковые возможности, используя сравнения, образы, эпитеты, каламбуры, метафоры, приемы убеждения.

Чтобы воспользоваться этими языковыми возможностями, необходимо помнить следующее:

  • выразительности речи невозможно добиться, думая шаблонно или по стандарту;

  • в речи оратора должен прослеживаться явный интерес к той тематике, о которой идет речь;

  • без хорошего знания языковых возможностей невозможно добиться хороших результатов;

  • необходимо постоянно тренировать свои речевые навыки, учиться контролировать свою речь, выделяя в ней выразительные и шаблонные моменты.

4. Активизация внимания аудитории. Для активизации внимания можно задать аудитории не слишком сложный, но интересный вопрос, который заставит слушателей начать размышлять. Например: «Почему номер пожарной охраны 01?» или «Почему пожарное ведро имеет конусообразную форму?». В нужных моментах своего выступления, чтобы подчеркнуть значимость информации или привлечь к себе внимание, можно изменить тембр или силу голоса. Не стоит забывать и о зрительном контакте с аудиторией. Необходимо периодически останавливать свой взгляд в течение 3 секунд на каждом слушателе, как бы показывая, что вы лично для него это рассказываете и приглашаете его принять участие в выступлении.

5. Культура речи. В речи выступающего не должно быть слов-паразитов, неуместных пауз, неправильно поставленных ударений, жаргонизмов. Всякое публичное обращение к аудитории должно отличаться точностью, ясностью, чистотой, логичностью и т. д. Совокупность этих свойств и называют культурой речи.

6. Техническая грамотность. В выступлении необходимо использовать правильные названия и определения технологических процессов, агрегатов, оборудования, о которых вы собираетесь вести речь.

7. Использование невербальных средств. Огромную роль в процессе выступления играют также невербальные средства (жесты, мимика, тип выбираемой позы и другие). Так, при помощи жестов вы сможете подчеркнуть смысл сказанного, обратить внимание на самое важное. Однако пользоваться ими надо только тогда, когда в этом есть необходимость. Если вы будете на протяжении всего выступления жестикулировать руками, это покажется смешным. Необходимо помнить, что не каждая сказанная вами фраза нуждается в жестикуляции. Кроме того, следует учитывать, что применяемые жесты должны пониматься однозначно, поскольку при неправильном толковании жестов могут возникнуть неприятные обстоятельства.

Первое, что необходимо выразить при помощи взгляда, — это ваше теплое отношение к аудитории. Избегайте поз со скрещенными руками. Данная поза считается жестом «скрытности». Почесывание указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или боковой части шеи говорит о сомнении и неуверенности оратора.

Найдите выгодное положение в пространстве. Выбирайте положение по центру помещения или близко к центру. Не отходите в угол, не стойте с краю, не отходите к дальнему краю сцены. Помните, ваша задача — расположиться так, чтобы показать себя в самом выгодном свете, а также обеспечить комфортное восприятие для всей аудитории.

8. Использование наглядных пособий. Использование при выступлении таблиц, графиков, схем вносит разнообразие в выступление, привлекает внимание к наиболее важным моментам, активизирует познавательную деятельность.

Заключительный этап — окончание выступления. Завершение выступления, как и его начало, считается очень важной частью. Аудитория наиболее отчетливо запоминает первые и последние фразы. Поэтому завершающей частью выступления должно быть краткое подведение итогов всего сказанного и призыв к действию. Обязательно поблагодарите аудиторию за внимание и попросите задавать вопросы, если они появились в ходе вашего рассказа.

Подводя итог изложенному, отметим, что противопожарная пропаганда является мощным инструментом профилактики пожаров и их опасных последствий. Она позволяет сделать слово по-настоящему сильным и действенным оружием, направленным на формирование культуры безопасного поведения у нынешнего и будущих поколений.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Мы внимательно проанализировали новый приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 и сравнили его с пока еще действующим приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, чтобы понять, насколько сильно они отличаются. А также мы хотели выяснить, насколько изменились принципы организации обучения и какую нужно провести работу руководителям организаций, чтобы успеть привести свою документацию в соответствие с требованиями нового приказа до 1 марта 2022 года. Результаты нашего труда читайте в данной статье.
Тем, кто занимается деятельностью в сфере обучения мерам пожарной безопасности, давно известно, что вместо программ пожарно-технического минимума законодательством РФ предусмотрено применение программ дополнительного профессионального образования. И вот совсем недавно был опубликован приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности». В данной статье мы постараемся донести до наших читателей все самое важное, что есть в этом документе (86 страниц приказа спрессуем до семи). По подписке
В данной статье расскажем, какими документами предусмотрен порядок обучения мерам пожарной безопасности, что в нем должно содержаться, исходя из требований, действующих в 2022 году, и предложим для скачивания свой образец его оформления.
S-347 (А010)
просмотры3007
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт