Современные религиозные представления о причине пожаров
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Современные религиозные представления о причине пожаров

Дата актуализации статьи: 22.09.2022 09:00:00 22.09.2022
прослушать текст

У многих наших сограждан наблюдается такое же религиозное представление о причинах пожаров, как и у крестьян конца XIX века. И самое интересное, что пожарному специалисту, которому по роду своей деятельности приходится контактировать и взаимодействовать с этими людьми, нужно уметь их грамотно переубедить, а для этого надо понимать, почему у них, у этих обывателей, такое религиозное представление. Дело в том, что из-за исторических событий, которые произошли с нашей Родиной в течение 70 лет, в течение периода существования Советского Союза, гражданин Советского Союза фактически был лишен какой-то религиозной, духовной информации, лишен возможности воспринимать ее, и как только вот этот барьер на эту информацию был снят с развалом Советского Союза, этой информации стал переизбыток. Хлынул целый поток разных религиозных книг, брошюр, сайтов в интернете чуть позже. И, естественно, когда человек, пытаясь найти свой духовный путь, проходя период религиозного становления своего, ищет информацию и воспринимает ее как истину, он может наткнуться на ту информацию, которая, мягко говоря, не соответствует не то что действительности, даже официальной позиции Московского Патриарха. Например, откроет такой человек изданную в 2000 году книгу «Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации» и прочитает там следующее: «Пожар — это стихийное бедствие, посылаемое человеку в наказание за нарушение запретов, правил поведения и морально-этических норм, как Божья кара. Пожар может происходить как от молнии, т. е. небесного огня, так и от огня земного. Поскольку пожар рассматривался как наказание свыше, тушить его порой считалось грехом». Причем, возможно, это и было написано в качестве исторического экскурса, может быть, автор и не имел этого ввиду, но человек-то прочел и воспринял информацию так, как прочел. И вот уже он на интернет-форуме после этого прочтения задает такой вот вопрос: «Прошлое лето была сильная засуха, такого на нашей жизни, по-моему, еще не было. Сплошные пожары. А не наказание ли это Божье для всех нас?» Или другой вопрос: «Патриарх Кирилл сказал, что пожары — это наказание Бога за грехи, то есть тушить пожар — это противиться Его воле?» Откуда берутся такие вопросы, и, самое главное, что делать с этими вопросами пожарному специалисту? Потому что по вопросам пожара люди обращаются к священникам. Это все равно, что по вопросам благочестивой жизни обращаться ко мне как к пожарнику.

Так вот, что же делать? Я думаю, нужно искать первоисточники, потому что очень часто бывает, что люди вырывают фразу из контекста того или иного известного человека, в данном случае Патриарха Кирилла, и если посмотреть, что на самом деле говорил Патриарх, то все становится на свои места. И именно эту информацию пожарный специалист может и должен использовать при взаимодействии с вот таким религиозным человеком, потому что одна из главнейших задач пожарного специалиста — убедить человека в том, как ему нужно правильно относиться к пожару. Давайте посмотрим, что сказал Патриарх Кирилл на самом деле, и что из этого может взять пожарный специалистов для своей аргументации:

— Ваше Святейшество, Вы сами упомянули о горящих неделях ушедшего леса. Действительно, тогда из-за жары и пожаров пылали не только торфяные болота и леса, но и целые поселения. Природные катаклизмы объясняют даже и пожары лесные тоже лишь частично, часто они были рукотворными. Наверное, это какое-то наказание. В чем грех?

— Я думаю, что не может быть такого плоского восприятия с нравственной и религиозной точки зрения того, что произошло летом. Нельзя сказать так, что вот человек взятку взял и у него дом сгорел, или соседа обидел и у него вот полыхнуло, хотя это тоже может быть. Но, в общем, речь идет о грехе людей пред Богом в очень важной для человеческого бытия сфере — в сфере отношения людей к окружающему их миру, к окружающей природе. Несомненно, в основе всего грех, но если бы мы любили Бога и любили окружающий нас мир, то неужели бы мы предали забвению заботу о лесах наших, о полях, о жилищах, которые находятся в лесу? Если бы было развито нравственное чувство, неужели бы допустили, чтобы некогда вырытые каналы заросли мхом, тиной и кустарником? Неужели бы мы допустили, чтобы наши водоемы превратились болота? Неужели дошли бы до того, чтоб превратить леса вокруг жилищ в свалку, в свалку мусора? Ведь это же результат человеческой деятельности, человеческий фактор сыграл решающую роль во всех этих катастрофах, связанных с лесными пожарами. И в этом смысле пожар является наказанием за этот человеческий грех, мы должны вообще всегда уметь сочетать в своем сознании поведение с последствиями этого поведения и делать из этого правильные выводы.

Или другой фрагмент: «Жизнь не по Богу или не по Божьей правде влечет за собой опасные для человека последствия. Мы называем это наказанием за грех, мы наказываем самих себя своими злыми деяниями, а Бог попускает свершиться этим опасным последствиям нашего греха. Когда начались пожары в нашей стране, то церковь сказала: “Это наказание за грехи”. И нашлись маловеры и клеветники, которые стали укорять церковь за то, что она говорит вещи, обидные для людей, несвоевременные. Когда смотришь сегодня репортажи о том, как ликвидируются пожары, слушаешь внимательно заявления экспертов, то понимаешь: насколько же права церковь, которая свидетельствует о том, что и пожары сии являются наказанием за грех. Однозначно, единогласно все утверждают, что причина пожара — так называемый человеческий фактор, а давайте расшифруем это политкорректное понятие в нравственных и духовных категориях, чтобы стало понятно, о чем речь идет. Это люди сами поджигают лес: либо злоумышленники, либо настолько привыкшие служить своей похоти, что считают совершенно безразличным любые последствия своих деяний, чтобы только им, приехавшим на лоно природы, была возможность отведать кусок поджаренного мяса. Но ведь не только те, кто костры разжигает в лесу, виновны за гибель народного достояния и за физическую гибель людей, а все те, кто загрязняет наши леса. Выйти в лес невозможно поблизости больших городов: это мусорная свалка, это колоссальное количество разбитых бутылок, пластмассовых бутылок и пакетов — все то, что работает, увеличивая силу солнца и способствуя самовозгоранию леса в условиях жары. Это мы сжигаем самих себя. А почему мы это делаем? Да потому что мы так хотим. Нам приятно разжечь костер и поджарить шашлык, мы не задумываемся о том, что произойдет с лесом, бросая бутылку выпитой жидкости. Разве это не грех? Разве человек, расчистивший свое внутреннее пространство для Бога, наведший порядок в своем сердце, разве он загрязнит мир вокруг себя бутылками, коробками, полиэтиленовыми мешками, остатками пищи, всем тем мусором, который в некий кошмар превращает природу вокруг наших крупных городов и даже сел? И то, что лес загорелся, — это ответ, естественный ответ на этот пресловутый человеческий фактор, в основе которого грех людей».

Ну и что здесь нелогичного или неправильного? По-моему, то, что говорит Предстоятель РПЦ, абсолютно укладывается в логику любого грамотного пожарного специалиста. Не будешь вести себя правильно — последует наказание в виде пожара. Так мы об этом постоянно и говорим. Более того, Патриарх называет конкретные противопожарные меры: просеки, пруды. Он говорит: «Ребята, живите правильно, и не будет этого наказания». Так нет, умудрились вырывать из контекста слова и представить все так, как будто бы Русская Православная Церковь говорит, что не надо ничего делать. Человек в праве воспринимать и верить во что хочет, пускай он считает, что пожар — это наказание за грехи, но пусть этот грех при этом воспринимает правильно, грех — не соблюдать требования пожарной безопасности, — вот позиция для пожарного специалиста. Причем Патриарх говорит в своей речи о природных пожарах, а я бы распространил на все, и особенно на пожары, которые происходят на тех объектах, которые построены, эксплуатируются человеком. Уж там-то точно только от его действия или бездействия что-то зависит. Поэтому если кто-то из вас, коллеги, встречает вот такого убежденного околохристианина... Почему около? Потому что представление о пожаре как о наказании за какой-то грех не связано с пожаром. Это околохристианские представления, христианские нам только что сообщил Патриарх Кирилл. И они, повторюсь, полностью и абсолютно укладываются в логику пожарного специалиста. И как только мы получаем возражения вот такого рода, что пожар — это что-то свыше, на что мы повлиять не можем, что грешно тушить пожары, а мы видим, что и в нашей с вами современности такие представления есть, мы сразу должны тупо брать и показывать вот это вот видео с разъяснениями того, что имел в виду Предстоятель Русской Православной Церкви.

Однако современные мифологические представления людей о пожаре тоже есть, оказывается. Вот это в логику пожарного специалиста, конечно, не укладывается. Их можно привести, вот эти городские легенды в очень большом количестве, но я остановлюсь только на двух. Первое — это картина «Плачущий мальчик». Достаточно известная городская легенда, которая привязывает возникновение пожара к одной проклятой картине. «Плачущий мальчик» — это серия репродукций картин итальянского художника Джованни Браголина. Эта репродукция считается проклятой и вызывающей пожар в тех помещениях, в которых она находится. Началась эта городская легенда с опубликованной 4 сентября 1985 года статьи, где говорилось, что у семьи сгорел дом, но среди всех разрушений на стене висела нетронутая картина, на которой был изображен плачущий мальчик. После этого пошли серии объявлений о том, что очень часто на месте пожаротушения находилась неповрежденная картина плачущего мальчика, и, соответственно, люди сделали вывод, что эта картина проклята и вызывает пожары в тех помещениях, в которых находится. В итоге эта легенда была разрушена тем, что репродукции собрали, вывезли за город и сожгли. Так постепенно она сошла на нет, но факт в том, что современные люди вполне серьезно верили в мифические свойства этой картины, точно так же, как верили в то, что демон Айтварас вызывает пожар. Второй пример современного мифологического восприятия человеком причины пожара я подробно рассказывал, когда читал лекцию по пожару в здании «Жоэльма» в Сан-Паулу, который произошел в 1974 году. Кратко напомню, что некоторые мистики выдумали городскую легенду о том, что этот пожар произошел якобы из-за того, что он был построен на проклятой земле, где один из граждан Сан-Паулу убил своих сестер и свою мать и, совершив это страшное преступление, проклял вот эту землю, поэтому произошел пожар.

Вы знаете, это показывает, насколько мы недалеко ушли от наших предков, которые считали, что пожары происходят потому, что дух Жыжаль ходит под землей и устраивает эти пожары. И это не самое страшное для пожарного специалиста, потому что на такого рода людей с религиозным и вот таким мифологическим мышлением можно воздействовать. Религиозным можно объяснять, показывать вот эту речь Патриарха Кирилла, говорить о том, что все-таки все зависит от наших действий, и если это является грехом в вашем понимании, то грех — это и есть нарушение требований пожарной безопасности. У меня в практике это работало не раз и не два, а я встречал таких вот религиозно-убежденных людей, которые не хотели соблюдать правила, полагаясь на Бога. Тем, кто верит в городские легенды, можно рассказывать, как успешно сожгли все эти картины с плачущим мальчиком, как на месте вот этого «Жоэльма» установлено здание, построено новое здание — и ничего, стоит оно на проклятой земле уже 50 лет без малого. На них можно воздействовать, на этих людей, а такое воздействие — это одна из задач пожарного специалиста. Хуже, когда люди не имеют этих религиозных убеждений, но зато имеют такое чувство собственной важности, такие грандиозные проблемы с восприятием мира, что убедить их в одной простой истине, что от их действий что-то зависит, что их действия приводят к пожару, практически невозможно. Это как раз антирелигиозные представления о пожаре, как раз что-то, что связано больше с гордыней человека, который искренне убежден, что это не он виноват в пожаре. И вот эти современные, но не являющиеся ни религиозными, ни мифологическими ложные убеждения о причине пожаров, мы рассмотрим в следующем вопросе лекции.


Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.




Читать все статьи с меткой:


  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.
Автор блога Князев П.Ю. постарался максимально простым и доступным языком разъяснить проблемный вопрос относительно применения современных требований пожарной безопасности к старым зданиям.
В данном материале автор блога Князев П.Ю. отвечает на очень непростой вопрос, связанный с подтверждением процедуры изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и сооружений. При этом он, как обычно, аргументирует свое мнение исходя из четырех позиций: фактической пожарной опасности, требований законодательства, мнений МЧС и Минстроя, а также судебной практики.
S-2378 (А015)
просмотры1801
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт