Ответы на вопросы пользователей портала «PRO ПБ» об обучении мерам пожарной безопасности
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Ответы на вопросы пользователей портала «PRO ПБ» об обучении мерам пожарной безопасности

Дата актуализации статьи: 05.10.2021 08:00:00 05.10.2021
прослушать текст

Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие друзья. В рамках проводимого нами курса профессиональной переподготовки специалистов по пожарной профилактике нам продолжают поступать вопросы, в том числе касающиеся действия тех или иных нормативных правовых актов, нормативных документов, потому что сейчас МЧС проводит очередную достаточно серьезную реформу. Какие-то документы отменяются, какие-то вступают в силу, и разобраться в этом достаточно сложно.

И вот сегодня поступил вопрос, касающийся документа, регулирующего обучение мерам пожарной безопасности. Звучит вопрос следующим образом: «Вы случайно не в курсе, что сейчас с Приказом МЧС 645 об обучении (пожарно-технический минимум)? Почему спрашиваю: 16 августа вышло постановление, что продлили до 2022 года, 25 августа вернули обратно до 1 сентября 2021 года. Тогда получается, у нас нет никакого теперь документа, регулирующего обучение ПТМ?» То есть сначала вышло постановление, что нормы пожарной безопасности будут действовать только до 1 сентября 2021 года. Потом сделали постановление, что нормы пожарной безопасности, утвержденные приказом № 645, продлеваются до 2022 года, а спустя 9 дней, 25 августа, вышло постановление правительства, что все-таки НПБ — до 1 сентября 2021 года.

Вы знаете, на этот вопрос я отвечу, как он задан. Автор вопроса спрашивает: «Вы случайно не в курсе?» — на что я отвечу, что не в курсе. Я не в курсе, потому что я в части, касающейся пожарно-технического минимума, не интересуюсь больше приказом МЧС России № 645, который утверждает нормы пожарной безопасности об обучении по программам пожарно-технического минимума. Почему? Да потому что с 11 июня этого года абсолютно неважно, действует ли этот приказ, утверждающий нормы об обучении пожарно-техническому минимуму, не действует ли, будет он продлен до 2022 года или будет действовать до 2025. Это все неважно по одной простой причине: 11 июня этого года, когда этот приказ еще действовал, сам вид обучения «Пожарно-технический минимум» перестал существовать. Давайте посмотрим, что об этом говорится в 25 статье Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ.

Вот очень неплохая правовая навигационная система «Кодексы и Законы». В ней очень наглядно представлено, как изменилась статья 25 закона «О пожарной безопасности». Если в этой статье, в части 3, было указано, что обучение мерам пожарной безопасности проводится по программам пожарно-технического минимума, то сейчас: «Обучение мерам пожарной безопасности проводится по программам противопожарного инструктажа и дополнительным профессиональным программам».

Знаете, уважаемые коллеги, я все время стремлюсь проникнуть в историю того, чем занимаюсь и мне сейчас очень невесело. Вот как с 11 июня стало невесело, так и до сих пор, потому что стремление убрать отовсюду слово «пожарный», а это стремление у МЧС прослеживается, и стремление отменить все старое и ввести что-то новое, не сохранив старое, играет злую шутку с теми, кто это делает. Изучение минимума пожарно-технических знаний — это достаточно старый традиционный вид обучения. Я впервые его встретил, изучая архивные документы, в частности правила пожарной безопасности 1954 года для промышленных предприятий. Именно там я впервые нашел упоминания этого вида деятельности, может о нем говорилось и раньше, но лично я веду отсчет именно с 1954 года. Его взяли и отменили, но забыли поменять те документы, которые регулируют то, чем его пытаются заменить. И даже если не забыли, то все равно срок действия продлили до 1 сентября этого года, а отменили сам вид деятельности, который пытаются регулировать еще 11 июня. С 11 июня это бессмысленно. Потому что взяли и перевели пожарно-технический минимум из сферы, которую регулировало МЧС, в сферу, которую регулирует Министерство образования. Поскольку дополнительные профессиональные программы — это то, что относится к сфере, которую регулирует Федеральный закон об образовании Российской Федерации, давайте его посмотрим.

Новая редакция статьи 25 Федерального закона «О пожарной безопасности» заставляет нас обратиться к другим нормативным правовым актам, чтобы понять, чем регулируется «дополнительная профессиональная программа», по которой должно осуществляться обучение мерам пожарной безопасности. Регулируется эта сфера статьей 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где сказано, что дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Теперь нам надо задуматься. Ну хорошо, предположим, что мы не будем крючкотворами и не будем цепляться за эти термины, что, мол, нет пожарно-технического минимума и он ничем не регулируется. Может быть, как раз дополнительные профессиональные программы, о которых идет речь в 76 статье Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», и есть те самые программы, просто имеющие другое название. Они указаны в нормах пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС, о которых и задавался вопрос: действуют они или не действуют. Давайте предположим, что первый наш аргумент несостоятелен. Скажут нам: «Вы придираетесь к словам», — скажут, что мы крючкотворы. Давайте посмотрим на качество этих программ, на их соответствие тем требованиям, которые предъявляются к дополнительным профессиональным программам.

Как и все в нашей жизни, и обучение по дополнительным профессиональным программам чем-то регулируется. В частности, приказом Министерства образования и науки от 1 июля 2013 года № 499. Что в нем сказано относительно требований к дополнительным профессиональным программам? Главное требование, на которое имеет смысл обратить внимание, — это минимально допустимый срок освоения программы. Для программ повышения квалификации он не может быть менее 16 часов, а для программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

То есть очень важный критерий — минимальный срок освоения дополнительной профессиональной программы. В частности, он составляет 16 часов для программ повышения квалификации. Не менее 16 часов! Давайте посмотрим, отвечают ли этому критерию какие-то программы, которые устанавливаются, рекомендуются спорным документом. Документом, про который сейчас специалисты пожарной безопасности спорят. Посмотрим на то, какое количество часов отводится на изучение той или иной программы пожарно-технического минимума.

Пожалуйста, пожарно-технический минимум для газоэлектросварщиков. Тематический план и типовая учебная программа длятся 11 часов. Тематический план и типовая учебная программа для киномехаников — 7 часов. Тематический план и типовая учебная программа для работников, которые осуществляют эксплуатацию жилых домов, — 8 часов. Ну и напоследок, тематический план и типовая учебная программа для работников офиса, для ответственных за пожарную безопасность в офисах — 10 часов.

Ну и получается, что даже если принять с большой натяжкой, что приказ № 645, о котором и задавался вопрос, может регулировать такой вид обучения мерам пожарной безопасности, как обучение по дополнительным профессиональным программам, сами эти программы, рекомендуемые этим приказом, не подходят под критерии, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности приказами Министерства образования к такого рода программам. До 16 часов они не дотягивают.

Ну и получается, что рассуждать-то? Зачем сравнивать постановления правительства? Выяснять, действует приказ или не действует? Нужен он или не нужен? Он в принципе недействителен. Придет инспектор государственного пожарного надзора, выдаст предписание провести обучение по программам пожарно-технического минимума. Так это предписание в суде разбивается о статью № 25 Федерального же закона «О пожарной безопасности» с 11 июня этого года. Нет такого вида обучения, нет таких программ. И проблема не в том, что, как коллега пишет, у нас нет никакого теперь документа, регулирующего обучение ПТМ. Проблема в том, что ПТМ больше нет. Вот есть хорошая пословица: работает — не трогай. Жили же мы с пожарно-техническим минимумом, проводили обучение.

Я почему так переживаю за эту деятельность? Потому что это моя первая частная деятельность, которой я занялся. Моя первая лицензия, выданная в 2005 году, была именно на обучение по программам пожарно-технического минимума. У меня сайт, который я веду, называется ptm01.ru, потому что ПТМ — это пожарно-технический минимум, и я очень люблю это дело. Я очень любил этот вид обучения, я считаю, что это наиболее важный вид обучения. Работает — не трогай. Эти деятели пытаются что-то отрегулировать, а регулировать-то больше нечего. Получается, что сейчас не нужно учиться по программам пожарно-технического минимума. Старый документ отменили, новый не сделали.

Поэтому отвечаю на вопрос: «Не в курсе я, что сейчас с приказом МЧС России № 645 «Утверждение норм пожарной безопасности, обучение работников организации мерам пожарной безопасности». Не в курсе и неинтересно, потому что такого вида обучения, как ПТМ, больше нет.

Это все, что я хотел сказать в ответ на вопрос читателя. Желаю вам всего доброго, до свидания.

Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.
Автор блога Князев П.Ю. постарался максимально простым и доступным языком разъяснить проблемный вопрос относительно применения современных требований пожарной безопасности к старым зданиям.
В данном материале автор блога Князев П.Ю. отвечает на очень непростой вопрос, связанный с подтверждением процедуры изменения класса функциональной пожарной опасности помещений, зданий и сооружений. При этом он, как обычно, аргументирует свое мнение исходя из четырех позиций: фактической пожарной опасности, требований законодательства, мнений МЧС и Минстроя, а также судебной практики.
S-1677 (А015)
просмотры1845
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт