Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Пожар на складе кинопленок 20th Century Studios (студия 20-го века) (9 июля 1937 года)

Дата события: 09.07.2021

Крупный пожар на складе кинопленок 20th Century Studios в городе Литл-Ферри (штат Нью-Джерси США) случился 9 июля 1937 года.

Ранее легковоспламеняющиеся нитроцеллюлозные пленки уже вызывали пожары в лабораториях, студиях и других объектах киноиндустрии, однако точные причины их возникновения зачастую были неизвестны. В результате пожара погиб один человек, двое получили серьезные ожоги и другие травмы. Много «немых» фильмов, произведенные Fox Film до 1932 года, были безвозвратно уничтожены. Также были утеряны негативы, произведенные Educational Pictures для киностудии Беларусьфильм, связанной в то время с Fox Film. Этот случай привлек большое внимание к вопросу использования нитроцеллюлозной пленки и ее сохранения (англ.), а также усиления мер пожарной безопасности в хранилищах.


В начале XX века, как правило, использовали кинопленку на подложке из нитроцеллюлозы, которую принято называть нитратной. Такие пленки легко самовоспламенялись и выделяли вредные вещества. Вызываемые ими пожары было почти невозможно потушить: пленка могла гореть даже под водой. Нитроцеллюлоза также подвержена термолизу и гидролизу, что вызывает деструкцию полимеров — разложение при высоких температурах и влаге. Горящая пленка выделяет оксиды азота, что только увеличивает интенсивность пожара. Некоторые кинопленки могут вовсе воспламениться при определенных условиях, однако эти условия из-за различий в производстве разные.

Выделяют следующие факторы риска: высокая температура воздуха (от 38 °C и выше); большое количество нитратной пленки, стоящей рядом; ее возраст. Большинство пожаров произошло из-за аномальной жары в помещениях, где отсутствовала хорошая вентиляция. Некоторые случаи возгорания приводили к взрывам — почти все произошли в замкнутых пространствах.

Иногда такие возгорания приводили к сильнейшим пожарам. Например, самый первый произошел 4 мая 1897 года: на мероприятии Базар-де-ла-Шарите в Париже загорелся проектор братьев Люмьер; в результате погибло 126 человек. В США на промышленных объектах произошла серия пожаров: 13 июня 1914 года взорвалось хранилище Lubin Manufacturing Company, позже, 9 декабря, кинокомплекс Томаса Эдисона в Нью-Джерси. В сентябре 1915 года в результате пожара сгорела студия кинокомпании Famous Players Film в Нью-Йорке. В июле 1920-го сгорел комплекс Famous Players-Lasky в Канзас-Сити (Миссури), хотя до этого там проводились работы по минимизации риска возгорания. В том же городе сгорело хранилище United Film Ad Service 4 августа 1928 года, а спустя девять дней было сообщено о пожаре Pathé Exchange. На одном из предприятий Consolidated Film Industries в октябре 1929 года также произошел пожар. Ни в одном из этих случаев не был доказан факт самовозгорания. В 1933 году было проведено исследование, в котором заявлялось, что необходимые для самовоспламенения нитратной пленки температуры были завышены.


В 1934 году Ульями Ферс был нанят для проектирования нового склада кинопленок, притом важной задачей было грамотное обеспечение пожарной безопасности. Здание имело 30-сантиметровые (в ширину) кирпичные стены и железобетонную крышу. Внутри хранилище было поделено на 48 отдельных отсеков; двери были из стали, а стены — кирпичные. Местная пожарная служба утвердила план Ферса. Тем не менее в здании не было ни спринклерных оросителей, ни вентиляции, ни вневедомственной охраны, которая могла бы следить за объектом. Комплекс, несмотря на потенциальную опасность хранившейся пленки, располагался рядом с жилыми домами.

Здание принадлежало Deluxe Entertainment Services Group, которая занималась обработкой фотоматериалов. Позже его арендовала Fox для хранения там «немых» фильмов.

В июне 1937 года в северную часть Нью-Джерси пришла аномальная жара: дневная температура достигала 38 °C. Это вызвало разложение нитратных пленок; выделяемый газ скапливался в здании, так как отсутствовала хорошая вентиляция. Примерно в 2 часа ночи 9 июля в северо-западном углу комплекса произошло самовозгорание. Водитель грузовика Роберт Дэвисон заметил пламя в окне склада и сообщил о пожаре через пункт сигнализации.

Дэвисон попытался уведомить жителей соседних домов о пожаре, тем не менее многие узнали об этом по шуму и сильной жаре. Вскоре загорелось содержимое близлежащих отсеков. Вспышки пламени достигали 30 метров по горизонтали и примерно столько же по вертикали. Когда огонь попал на южную и восточную части здания, произошел взрыв: кирпичная стена была повреждена, а оконные рамы выбиты. Анна Гривз и ее сыновья, Джон и Чарльз (через десять дней он скончался в возрасте 13 лет), получили серьезные ожоги при попытке покинуть район. Сгорело 5 соседних домов и 2 машины.

Пожарные прибыли на место в 2:26 (в тушении принимали участие службы нескольких районов: Ривер-Эджа, Хоторна, Риджфилд Парка). Было задействовано 150 человек и 14 пожарных рукавов; к 5:30 пожар был потушен. Все кинопленки, более 40 тыс. негативов, сгорели дотла. Здание было сильно повреждено — разрушены внешние и внутренние стены, железобетонная крыша деформировалась. Общий ущерб оценивался примерно в 200 млн $. Вся сгоревшая пленка была вывезена пятьюдесятью семью грузовиками. Утилизированный металл от коробок позволил вернуть 2000 $.

Несмотря на заявление представителей Fox об уничтожении лишь «старых фильмов», сегодня этот пожар рассматривается как значительная потеря американского кинематографа. Историк кино Энтони Слайд назвал это «самым трагичным» пожаром нитратных кинопленок. Многие эталонные копии фильмов кинокомпании, снятых до 1932 года, также были уничтожены. Среди таких утерянных фильмов были ленты с участием Теды Бара, Ширли Мейсон, Уильяма Фарнума и многих других известных актеров. Том Микс снял 85 фильмов для Fox, большинство хранилось на складе Литтл-Ферри. Все кассовые хиты Джеймса Эдвардса были утеряны. Дэйв Кер написал об этом: «Пожаром разрушены целые карьеры». И хотя копии некоторых фильмов были на других складах, они имели очень низкое качество. В итоге 75 % снятого до 1930-го художественного кино Fox было утеряно навсегда.

На складе хранились работы других киностудий, заключивших контракт с Fox. Компания Educational Pictures не досчиталась более 2000 негативов. Именно в Литтл-Ферри хранился оригинальный негатив фильма «Путь на Восток» Дэвида Гриффита. Также были утеряны пленки Christie Productions. Пропали и архивные материалы, предназначенные для Музея современного искусства.

Возгорание привлекло внимание к пожарной безопасности, а также к вопросу сохранения и реставрации кинопленок. Этот пожар отличала возможность точного определения причины — самовозгорание. Общество инженеров кино и телевидения пришло к выводу, что на складе не удалось надлежащим образом создать безопасную среду. В результате было предложено множество новых вариантов защиты от самовоспламенения: большая отсечность, модернизированная система вентиляции и охлаждения, использование более стабильной целлюлозной пленки. К 1950-м годам нитратную пленку в США почти перестали использовать.


Дата для календаря:  09.07.2021
просмотры46
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.