Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Катастрофа С-5 под Таншоннятом (4 апреля 1975 г.)

Дата события: 04.04.2021

К сожалению, в нашем мире не у всех добрых дел бывает счастливый конец. Некоторые даже могут сопровождаться жертвами, как это случилось в событии сегодняшней статьи календаря.


На дворе апрель 1975 года. На последнем издыхании тянется Вьетнамская война, в перечне участников которой числятся не ведущие уже два года боевые действия Соединенные Штаты. Американское общество устало от «вьетнамской трясины» и активно ждет вывода войск из азиатской страны. 3 апреля 1975 года президент США Джеральд Форд принимает решение об эвакуации двух тысяч детей, рожденных от связей американских солдат с вьетнамками, потерявших обоих родителей или брошенных ими. Уже на 4 апреля назначено начало операции по спасению сирот под кодовым названием Babylift — «детский подъемник (лифт)».

Эвакуировать детей из горячей точки должны были на транспортных самолетах Lockheed C-5 Galaxy. Для совершения первого рейса был назначен борт № 68-0218 из 60-й воздушной армии. На авиабазе Таншоннят на борт самолета сели около 250 детей, из которых 145 младшего возраста и 7 человек обслуживающего персонала были размещены на верхней палубе в пассажирском отсеке, а 102 ребенка и 47 взрослых разместились в грузовом отсеке.

На борту самолета также имелся и медицинский персонал, включавший в себя 10 человек, среди которых половина была с другого борта C-141: медики не могли остаться равнодушными к такому большому числу эвакуируемых. В 16:03 по местному времени самолет поднялся во вьетнамское небо и взял курс на Филиппины. Первый «блин» спасательной операции, увы, окажется «комом».

Не прошло и 12 минут с момента взлета, как вдруг раздался сильный хлопок, напоминавший взрыв — створки грузового отсека оказались снесены. Командир старался повернуть самолет в обратном направлении, но прилагаемые усилия не привели к желаемому результату. «В двух из четырех гидросистем упало рабочее давление», — вскоре доложил бортинженер. Для командира это означало потерю возможности управлять самолетом посредством рулей направления и высоты; управлению поддавались лишь отдельные элементы на одной из плоскостей крыла, а также режим работы двигателей — таким образом, командир мог только решить, как быстро самолет соприкоснется с поверхностью земли.

Бездушное летательное средство начало подчиняться закону всемирного тяготения: кренясь вниз и набирая скорость, самолет начал свое падение. Экипаж самолета не мог повлиять на неизбежное и не имел представления о том, что нужно делать в такой ситуации, ведь такой вид аварии случился впервые. Командиру оставалось лишь импровизировать, и он принял решение увеличить мощность двигателей. Данный ход сработал, и воздушное судно постепенно начало набор высоты, командир сбавил мощность двигателей, стабилизировал скорость на уровне 463–481 км/ч и при помощи второго пилота выровнял самолет в горизонтальном положении.

Находясь на высоте около 1220 метров вблизи одной из военных баз, пилоты предприняли действия по посадке машины на одну из посадочных полос. Однако сила тяжести решила напомнить о себе, окончательно накренив вниз самолет, стремительно набирающий вертикальную скорость. Для командира было очевидно, что благополучная посадка на авиабазу не состоится, и он принял решение хоть как‑то смягчить неизбежный удар и совершить аварийную посадку на рисовых полях вдоль реки Сайгон.

На уровне 15 метров над землей двигатели были переведены в режим малого газа и около 16:30 на скорости 500 км/ч воздушное судно мягко приземлилось на рисовое поле, пробороздив по нему порядка 300 метров. Казалось, интуиция и мастерство командира воздушного суда спасли не одну сотню жизней, но тут же машина самовольно решила дать отпор закону всемирного тяготения и взмыла ввысь. В иллюминаторы прямо по курсу самолета солнечными бликами отдавала река Сайгон, и во избежание падения в нее командир увеличил мощность двигателей, возобновив полет. Силе тяжести «надоело» терпеть неповиновение, и, преодолев еще около километра и перелетев реку, авиалайнер окончательно рухнул в рисовую плантацию, разломившись на четыре части.

Грузовой отсек оказался полностью разрушенным, из находившихся в нем 149 детей и взрослых удалось выжить только восьмерым. С пассажирским отсеком дела обстояли гораздо лучше: в нем спаслись 152 человека, но погибли трое. Список погибших в авиакатастрофе дополнили пять членов экипажа, три медика и еще три человека. Общее количество жертв крушения составило 155 человек.

Вопреки случившейся трагедии, руководство Соединенных штатов не прекратило операцию Babylift. К счастью, остальные самолеты того же типа оказались исправными, и операция по спасению сирот благополучно завершилась в мае 1975 года. Всего было вывезено 2 678 детей. Все недочеты и ошибки, выявленные в конструктивных элементах самолета и действиях экипажа, были неоднократно проанализированы соответствующими экспертизами, в результате чего был доработан запорный механизм грузовых створок самолетов данного типа, и разработана инструкция о возможных действиях пилотов на случай подобной аварии. Однако инструкция, к счастью, не была популярной, т. к. впоследствии происшествий по причине взрывной декомпрессии не происходило.


Дата для календаря:  04.04.2021
просмотры60
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.