Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

20 сентября 1980 года. Огненная катастрофа, Сызрань-1

Дата в календаре: 20.09.2025

20 сентября 1980 года, около 01.40 ночи, в результате грубого нарушения правил ведения работ на железнодорожном транспорте (спуска с горки цистерны со сжиженным газом) на сортировочной горке станции Сызрань-1 произошла крупная трагедия. Получила пробоину цистерна с газом «пропан-бутан». Утечка газа привела к детонации и мощному пожару.

Железнодорожные составы на станциях формируются с помощью сортировочной горки. Вагоны загоняются на ее верх и при спуске распределяются на те или иные пути.

Даже те, кто не имеет прямого отношения к железнодорожному транспорту, не раз видели предупреждающую надпись на газовых железнодорожных цистернах: «С горки не спускать». Это означает, что при формировании составов емкости со сжиженным газом должны перемещаться только с маневровым тепловозом и никак иначе.

цсит.png

Однако в ночь на 20 сентября дежурный диспетчер сортировочной станции Сызрань-1 27-летний Валерий Воронцов дал команду: «Спустить цистерну самоходом».

Помощник составителя поездов Леонид Фуражкин выполнил команду диспетчера и скатил с горки 36-тонную цистерну со сжатым пропаном, которая должна была в итоге попасть в Польшу.

Уже потом следствие установило, что такие распоряжения дежурные по горке отдавали своим подчиненным и за день до происшествия, и за месяц, и за год до него. Однако и в тех и в последующих случаях им все сходило с рук.

Надвигающуюся катастрофу мог бы предотвратить рабочий горки Александр Поднебесов, в обязанности которого входило торможение вагонов с помощью специального башмака. Но в тот роковой момент Поднебесов, увидев недопустимо быстро разогнавшуюся сцепку, для ее остановки не применил еще и дополнительные башмаки, из-за чего пропановые цистерны на полной скорости врезались в стоящий впереди вагон-цементовоз.

Как требует инструкция, рабочий должен был немедленно сообщить о ЧП, однако «башмачник» попросту сбежал с места происшествия. А спящему поселку Машинистов оставалось жить спокойно какие-то считаные минуты.

Сжиженный газ под давлением в 8 атмосфер начал выходить из цистерны и ветром накрыл площадь в 26 тысяч квадратных метров. Отчего вспыхнул газ, точно неизвестно. Первый из трех взрывов прогремел в 02:15.

Из пробитой емкости прямо на улицы соседнего поселка Машинистов хлынул смертоносный поток сжиженного газа.

212.png

Кто-то из местных жителей в последнюю секунду своей жизни зажег ту роковую спичку или всего лишь включил свет на веранде. И во втором часу ночи 20 сентября 1980 года по поселку Машинистов прокатился смертоносный огненный вал. По всей Куйбышевской области в ту ночь была объявлена пожарная тревога «номер три» — высокой опасности.

Как впоследствии рассказывали немногие из уцелевших очевидцев, в момент взрыва многие из жильцов поселка в поисках спасения выбрасывались на улицу через окна — и здесь они мгновенно сгорали, словно мотыльки в пламени гигантской свечи. Кто-то, обезумев от страха, лез в погреб, думая, что в мире началась ядерная война.

213.png

Люди выбегали из домов на улицу, но там их ждала волна огня. Возле одного из домов нашли обгоревший труп женщины в остатках ночной сорочки, а под ним тело грудного ребенка — она погибла именно так, выскочив с младенцем в окно. В домах взрывались газовые баллоны. Те, кто прятался в погребах и подвалах, не догадывались, что тяжелый газ в первую очередь стекал именно туда.

Чтобы потушить десятки домов, а также предотвратить перекидывание огня на станцию, где в это время стояли еще десятки цистерн с горючим и платформы с лесом, пожарные караулы из Сызрани, Октябрьска, Тольятти и Куйбышева работали всю ночь. К 9 часам утра пожар был наконец локализован, а окончательно ликвидирован лишь к вечеру 20 сентября.

Было установлено, что многие люди задохнулись от нестерпимого жара прямо в своих постелях, так до конца и не проснувшись и не испытав в итоге невыносимой боли от полученных ожогов. Им по-настоящему завидовали их выжившие родственники, страшно обгоревшие в адском пламени. Даже на десятые сутки после случившегося люди ежедневно продолжали умирать в ожоговом центре, перенеся за эти дни нечеловеческие страдания и мучения.

Пожарных потрясли откопанные из-под обломков тела молодоженов — они лежали крепко обнявшись друг с другом.

В общей сложности в поселке Машинистов, по официальным данным, сгорело 44 дома, погибли 12 человек. Однако фактическое число погибших составило как минимум 41 человек и еще около двухсот получили тяжелые ожоги.

214.jpg

Вот что говорилось об этом ЧП в секретном документе, направленном сразу после ликвидации последствий аварии в Министерство внутренних дел СССР:

«Министру внутренних дел СССР тов. Щелокову М. А. Спецсообщение. Совершенно секретно. Около 1 часов 40 минут 20 сентября с. г. в результате грубого нарушения правил ведения работ на железнодорожном транспорте на сортировочной горке станции Сызрань-1 получила пробоину цистерна с газом пропан-бутан… Около 2 часов 15 минут ночи от неустановленного источника огня произошла вспышка газовоздушной смеси, что повлекло за собой многочисленные человеческие жертвы. Начальник УВД Куйбышевского облисполкома генерал-майор милиции В. Ф. Шарапов».

Спустя 9 месяцев были вынесены обвинительные приговоры трем работникам железнодорожной станции Сызрань-1. Дежурного диспетчера 27-летнего Валерия Воронцова и 28-летнего помощника составителя поездов Леонида Фуражкина приговорили к шести годам лишения свободы. 31-летний сбежавший рабочий горки Александр Поднебесов получил три года колонии.

На месте бывшего поселка Машинистов высадили березовую рощу в память о произошедшей трагедии. 

215.png




Дата для календаря:  20.09.2025
Идентификационный номер:  K-3187
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
K-3187
просмотры64
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт