Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen youtube vk
Пожарный календарь


Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

1 июля 2019 года — пожар на атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик»

Дата события: 01.07.2021

1 июля 2019 года на атомной глубоководной станции АС-31 «Лошарик», находившейся на полигоне боевой подготовки Северного флота в районе Кольского залива Баренцева моря, произошло возгорание. При пожаре погибли 14 моряков-подводников, в том числе семеро из них — капитаны первого ранга.

«Лошарик» — это российская атомная глубоководная подводная лодка, которая несет на своем борту вооружения, глубина ее погружения может достигать 6000 м — сообщает портал «Военное обозрение».

«Лошарик» был создан в 1980-х годах конструкторами КБ «Малахит». Субмарина входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны России, которое более известно как «подводная разведка».

Глубоководный аппарат имеет не очень большую автономность и, как правило, доставляется на переоборудованных подлодках. Аппарат крепится к подлодке-носителю снизу. Носителем выступает специально переделанная для этих целей атомная стратегическая подлодка проекта 667БДР «Кальмар» К-129.


Военные задачи глубоководной станции АС-31 — за гранью секретности. В экипаж входили военные, старшие офицеры, люди специально подготовленные, высококлассные специалисты.

На таких аппаратах не было подобных чрезвычайных происшествий, это первый случай — так, чтобы с гибелью большого количества людей, специалистов. Они как космонавты — недаром называются гидронавты: специально подготовленные, сродни космической профессии, только не в небе, а на больших глубинах в океане. И если с ними на глубине что-то случается, как у нас всегда говорили, — спасения в принципе нет.

Любая авария, даже протечка воды, — это страшно. А пожар — самое опасное ЧП у подводников. На борту есть средства тушения, но огонь очень быстро распространяется и съедает кислород, что ведет к гибели личного состава.

Самые вероятные и часто встречающиеся причины возгорания на подлодках — возгорание проводки и другие технические неисправности. Причин для самовозгорания в случае технических поломок очень много. По данным оперативно-следственной группы, возгорание произошло в аккумуляторном отсеке. Согласно более поздним сообщениям, на глубоководном аппарате были установлены аккумуляторы нового для подводного флота типа литий-ионные.

Дым в аккумуляторном отсеке появился во время стыковки с лодкой-носителем. По приказу командира глубоководного аппарата часть экипажа через шлюзовое устройство перешла на лодку-носитель, а оставшиеся — были задействованы в борьбе за живучесть корабля.

В один момент, когда люк между двумя кораблями был загерметизирован, а оставшаяся часть экипажа, израсходовав все средства пожаротушения и все изолирующие дыхательные средства, возможно, готовилась к эвакуации, произошел взрыв — как впоследствии установили эксперты — взорвалась аккумуляторная батарея.


Как и на другой боевой технике, на «Лошарике» во время пожара произошло замещение кислорода гасящими составами. Если находиться в отсеке, где сработали противопожарные системы, нужно надеть кислородно-изолирующий противогаз, что предусмотрено всеми инструкциями. Это дыхательное устройство, относящееся к категории регенеративных, то есть выдыхаемый воздух не удаляется из аппарата наружу, а очищается в самом аппарате от углекислоты, обогащается кислородом из баллона и вновь поступает для дыхания. Для подводника это обязательный элемент экипировки и при выходе в море, и на базе.

Портативное дыхательное устройство позволяет дышать в отсутствии кислорода примерно 20–30 минут, этого времени достаточно, чтобы добраться до изолированного дыхательного аппарата, которые должны быть в каждом отсеке подлодки. С их помощью можно дышать полтора часа. Аппарат остался на плаву, не утонул — удалось спасти экипаж.

Правильно ли велась эвакуация на «Лошарике» — оценить сложно. Аварийных ситуаций на подводных лодках могут быть тысячи, а у возгораний существуют сотни разновидностей, которые отличаются друг от друга. Возгорание может быть и из-за перегоревшей лампочки, и из-за силового кабеля, который находится в недоступном месте, куда добраться можно лишь объемным пожаротушением.

При этом надо понимать: на подводных лодках нет понятия эвакуации. Герой Советского Союза Гаджиев говорит: «Экипаж подводной лодки отличается от любого другого — даже от экипажа космического корабля — тем, что там все либо погибают, либо побеждают». А чтобы подводники побеждали, надо строить правильные подводные лодки. Само по себе там ничего не замкнет — значит, было нарушение технологического процесса, прокладки электрооборудования, кабелей и так далее.

Благодаря своевременным, самоотверженным и грамотным действиям подводники ценой своих жизней ликвидировали очаг возгорания, спасли своих товарищей и глубоководный аппарат.

Указом президента РФ о посмертных званиях и наградах погибшим звание Героя Российской Федерации присвоено А.В. Воскресенскому, Д.А. Опарину, Д.А. Соловьеву и К.Ю. Сомову. Орденом «Мужества» награждены В. Л. Абанкин, А.В. Авдонин, А.С. Васильев, С.П. Данильченко, Д.В. Долонский, М.И. Дубков, К.А. Иванов, В.С. Кузьмин, В.Г. Сухиничев и Н.И. Филин.

Имена погибших увековечены в Кронштадтском Морском соборе.

Погребение прошло 6 июля 2019 года в Санкт-Петербурге на Серафимовском кладбище.


Дата для календаря:  01.07.2021
просмотры45
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.