Запрет деятельности объекта за нарушение требований пожарной безопасности (5 ситуаций, когда он может быть применен на практике)
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Запрет деятельности объекта за нарушение требований пожарной безопасности (5 ситуаций, когда он может быть применен на практике)

Дата актуализации статьи: 30.06.2021 30.06.2021
прослушать текст

Давно канули в прошлое времена, когда инспектор федерального государственного пожарного надзора мог в ходе проверки незамедлительно вынести постановление на запрет эксплуатации объекта за нарушение требований пожарной безопасности и даже опечатать его, исключив возможность дальнейшей эксплуатации. А такие времена действительно были.

Сегодня дела обстоят таким образом, что как бы представитель органа федерального государственного пожарного надзора (далее — ГПН) ни старался, ни грозил приостановкой за выявленные нарушения требований пожарной безопасности, самостоятельно приостановить эксплуатацию объекта он не имеет права. Инспектор ГПН полностью зависит от третьих лиц и определенным образом складывающихся обстоятельств. Кто же эти лица и что за обстоятельства? Расскажем подробно в данной статье.

Существует пять ситуаций, при которых деятельность объекта могут приостановить за нарушение требований пожарной безопасности.

Ситуация № 1

Совсем недавно, а именно с 20 марта 2021 года, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) начала действовать часть 2.1 статьи 20.4. На ее основании в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей может быть применено административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до тридцати суток.

Данная мера предусмотрена за повторное совершение административного правонарушения, связанного с нарушением требований пожарной безопасности, предусмотренных частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Как видите, чтобы применить данную меру административного воздействия должно совпасть сразу три фактора: категория риска, характер нарушения и его повторность.

Как это работает в реальности. К сожалению, на момент написания статьи прошло чуть больше трех месяцев со дня вступления в силу части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ и найти какую-либо правоприменительную практику по этому вопросу достаточно сложно, поэтому будем руководствоваться только теоретическим пониманием исходя их толкования ее текста.

Итак, чтобы приостановить эксплуатацию объекта по части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ, инспектор ГПН должен прийти с проверкой на объект, относящийся к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, выявить там характерное нарушение, допустим, в здании отсутствует второй эвакуационный выход и не работает система оповещения. Привлечь за это нарушение юридическое лицо и индивидуального предпринимателя к административному наказанию по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Далее, в период со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления инспектору ГПН нужно повторно прийти с проверкой на тот же объект. Если по результатам повторной проверки будет установлено, что объект также относится к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска и на нем выявлены нарушения, что выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, у инспектора ГПН появится право составить протокол по части 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ.

После составления протокола инспектор ГПН передает его на рассмотрение в суд для применения в отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя более строгого наказания в виде административного приостановления деятельности на срок до тридцати суток. При этом в суде инспектору ГПН нужно будет доказать обоснованность своего решения.

Ситуация № 2

По причине допущенных юридическим лицом нарушений требований пожарной безопасности произошел пожар, повлекший причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1 ст. 20.4 КоАП РФ).


В этом случае представитель ГПН, на основании результатов проведенной проверки по пожару, возбуждает дело об административном правонарушении. При рассмотрении дела он принимает решение направить его в суд для вынесения более строгого наказания, а именно административного приостановления деятельности.

Обращаем ваше внимание, что эта мера возможна лишь когда при проведении проверки по пожару удалось доказать причинно-следственную связь между нарушениями требований пожарной безопасности, допущенными именно юридическим лицом и наступившими тяжкими последствиями. Решение приостанавливать объект или нет остается за судьей и будет зависть от обоснованности доводов представителя ГПН.

Ситуация № 3

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель повторно не выполнило предписание органа, осуществляющего ГПН.

В данном случае инспектор ГПН может составить протокол по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ и опять же направить его в суд на рассмотрение. В протоколе он должен расписать, что повторно не устраненные нарушения требований пожарной безопасности создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей. Естественно, он должен доказать обоснованность своих доводов судье. Сделать это достаточно сложно, поскольку угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, — понятие ничем не регламентированное (но это тема для отдельной статьи).

Отдельно подчеркнем, что для того, чтобы такая ситуация сложилась, инспектор ГПН должен сначала вынести предписание при первой проверке. Затем при второй проверке, по контролю выданного предписания, привлечь именно юридическое лицо или индивидуального предпринимателя к административной ответственности по ч. 12. ст.19.5. КоАП РФ. Далее постановление о привлечении к указанной ответственности должно вступить в законную силу. И только с этого момента в течение периода времени до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления у него есть возможность составить тот самый протокол по ч. 14. ст. 19.5 КоАП РФ.

Ситуация № 4

Инспектор ГПН по результатам проведенной проверки обращается в органы прокуратуры с просьбой о применении мер прокурорского реагирования. В своем обращении он расписывает опасность допущенных нарушений и доказывает обоснованность своей просьбы. В данной ситуации инспектор ГПН полностью зависит от решения органов прокуратуры, сочтут ли они его доводы убедительными. Если сочтут, то организуют проверку соблюдения законодательства в области пожарной безопасности и по ее результатам обратятся в суд с исковым требованием о приостановке объекта. Но здесь уже доказывания обоснованности применения такой меры возлагаются на органы прокуратуры, поэтому ее работники десять раз подумают, прежде чем браться за такое.

Ситуация № 5

Ну и последняя ситуация полностью схожа с ситуацией № 4, только в этом случае органы прокуратуры сами инициируют проверки законодательства в области пожарной безопасности, а инспекторов ГПН привлекают в качестве специалистов.

Как видите, приостановить деятельность объекта за нарушение требований пожарной безопасности достаточно сложно и окончательное решение всегда принимает судья, а вовсе не инспектор ГПН или представитель прокуратуры. При этом самыми быстрыми способами приостановить объект являются ситуации, описанные под номерами 4 и 5.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-1428 (А001)
просмотры9973
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт