Права инспекторов пожарного надзора и права проверяемых лиц в соответствии с ФЗ № 248
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Права инспекторов пожарного надзора и права проверяемых лиц в соответствии с ФЗ № 248

Дата актуализации статьи: 13.08.2021 13.08.2021
прослушать текст

Проведение выездных проверок, инспекционных визитов и иных контрольных (надзорных) мероприятий основано на соблюдении должностными лицами органов государственного пожарного надзора (далее – органов ГПН) и контролируемыми лицами прав, которыми их наделило законодательство РФ. В свете изменений, произошедших в организации надзорной деятельности с вступлением в силу с 1 июля 2021 года Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 248), мы решили напомнить нашим читателям, какие есть права у проверяющего и у проверяемого при осуществлении надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.

Но вначале поясним, что под вышеупомянутыми контролируемыми лицами, в соответствии с частью 1 статьи 31 ФЗ № 248, понимаются граждане и организации, деятельность, действия или результаты деятельности которых либо производственные объекты, находящиеся во владении и (или) в пользовании которых, подлежат государственному контролю (надзору), муниципальному контролю.

Права инспекторов органов ГПН

Основные права инспектора, в том числе должностного лица органа ГПН (далее - инспектора органа ГПН), при проведении контрольного (надзорного) мероприятия указаны в части 2 статьи 29 ФЗ № 248. Более подробно те же права расписаны в пунктах 12-25 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее — Положение).

Прав в указанных пунктах перечислено достаточно много, поскольку они прописаны отдельно для каждой категории инспекторов органов ГПН (начиная от государственного инспектора города (района) субъекта РФ заканчивая главным государственным инспектором по пожарному надзору в РФ). При желании с ними можно ознакомиться по указанной выше ссылке. В данной статье мы отметим именно те права, которыми пользуются инспектора органов ГПН непосредственно при проведении контрольных (надзорных) мероприятий и взаимодействии с контролируемым лицом.

Инспектора органов ГПН имеют право:

  • проводить контрольные (надзорные) мероприятия;

  • беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты надзора. Контрольное (надзорное) мероприятие может проводиться только должностными лицами, указанными в распоряжении (решении) руководителя (заместителя руководителя) органа ГПН о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

  • совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

  • привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

  • запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

  • составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

  • обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

  • принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

  • рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

  • осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования, профилактического визита.

О том какие действия не вправе осуществлять инспектора органов ГПН при проведении контрольных (надзорных) мероприятий вы можете прочить в статье, ссылка на которую размещена ниже.

Права контролируемых лиц

Права контролируемых лиц указаны в статье 36 ФЗ № 248, на основании которой при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля контролируемое лицо имеет право:

  • присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения, за исключением мероприятий, при проведении которых не осуществляется взаимодействие контрольных (надзорных) органов с контролируемыми лицами;

  • получать от контрольного (надзорного) органа, его должностных лиц информацию, которая относится к предмету профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия и предоставление которой предусмотрено федеральными законами;

  • получать от контрольного (надзорного) органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия, в том числе в случае проведения указанного мероприятия по требованию прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в связи с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями, за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну;

  • знакомиться с результатами контрольных (надзорных) мероприятий, контрольных (надзорных) действий, сообщать контрольному (надзорному) органу о своем согласии или несогласии с ними;

  • обжаловать действия (бездействие) должностных лиц контрольного (надзорного) органа, решения контрольного (надзорного) органа, повлекшие за собой нарушение прав контролируемых лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в досудебном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

  • привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественных представителей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольного (надзорного) органа с контролируемыми лицами).

Так же в соответствии со статьей 38 ФЗ № 248 контролируемое лицо имеет право на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Помимо этого, в ФЗ № 248 отдельно прописаны права контролируемого лица при проведении такого контрольного (надзорного) действия как экспертиза. Согласно части 5 статьи 84 при назначении и осуществлении экспертизы контролируемые лица имеют право:

  • информировать контрольный (надзорный) орган о наличии конфликта интересов у эксперта, экспертной организации;

  • предлагать дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, экспертной организации, а также уточнять формулировки поставленных вопросов;

  • присутствовать с разрешения должностного лица контрольного (надзорного) органа при осуществлении экспертизы и давать объяснения эксперту;

  • знакомиться с заключением эксперта или экспертной организации.

Недопустимость злоупотребления правом

В завершении хотелось бы напомнить нашим читателям, что ФЗ № 248 предусмотрена недопустимость злоупотребления правом. Так в статье 11 ФЗ № 248 сказано, что:

  • использование контрольными (надзорными) органами и их должностными лицами полномочий в целях воспрепятствования законной деятельности контролируемых лиц, необоснованного увеличения сроков осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля не допускается.

  • не допускается использование контролируемыми лицами прав и гарантий, установленных настоящим Федеральным законом, в целях воспрепятствования осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

  • не допускается злоупотребление гражданами и организациями правом на обращение в контрольные (надзорные) органы в целях направления обращений, содержащих заведомо недостоверную информацию о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований.

Надеемся, что данная статья будет полезна при подготовке к проведению контрольных (надзорных) мероприятий как инспекторами органов ГПН, так и контролируемыми лицами, и никто из участников этого мероприятия не допустит нарушений установленных прав.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-283 (А006)
просмотры4719
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт