youtube dzen

Права ГПН и проверяемого

Дата актуализации статьи: 02.03.2021

Проведение любой проверки, а также принятие мер по результатам ее проведения осуществляется исключительно при соблюдении должностными лицами ГПН принципов законности и при соблюдении проверяемыми лицами презумпции добросовестности.

Основанием проведения любой пожарной проверки являются следующие законодательные и иные НПА:

ГПН Нажмите для перехода на ПожВики в соответствии со своей компетенцией имеет право:

1. Организовывать и проводить проверки граждан, организаций и органов власти.

2. По результатам проведенных проверок принимать меры в рамках, предусмотренных действующим законодательством РФ, в отношении следующих категорий субъектов:

  • собственников имущества;

  • граждан;

  • руководителей органов власти;

  • лиц, владеющих, пользующихся и/или распоряжающихся имуществом;

  • лиц, ответственных за пожарную безопасность Нажмите для перехода на ПожВики;

  • должностных лиц в пределах их компетенции.

Права должностных лиц ГПН в соответствии с действующим законодательством РФ могут несколько различаться в зависимости от того, какое именно должностное лицо осуществляет проверку. Рассмотрим более подробно, какими правами наделены должностные лица органов ГПН при осуществлении государственного надзора (п. 915 Постановления Правительства РФ № 290):

1. Инспекторы ГПН городов (районов) субъектов РФ, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право: 

  • проводить проверки в части соблюдения требований пожарной безопасности: деятельности организаций и граждан, состояния используемых объектов;

  • при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения о назначении проверки беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты Нажмите для перехода на ПожВики, проводить их обследование, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

  • проводить экспертизы, исследования, испытания, расследования и иные мероприятия по контролю, в том числе с привлечением экспертов;

  • запрашивать и получать на основании таких запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проверки. Необходимо иметь в виду, что такие запросы должны быть мотивированными;

  • выдавать гражданам и организациям предписания:

    - об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики (кроме реализуемой продукции);

    - о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара;

  • производить дознание по делам о пожарах и о нарушении требований пожарной безопасности;

  • составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению, в том числе применять временный запрет деятельности структурных подразделений, производственных участков, эксплуатируемых агрегатов, объектов, зданий и сооружений. Также это может быть запрет на осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг, если данное решение необходимо для предотвращения угрозы жизни или здоровью людей (до вступления в силу постановления об административном правонарушении).

2. Инспекторы ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору имеют право: 

  • проводить проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения;

  • при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения о назначении проверки беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты, проводить их обследование, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

  • проводить экспертизы, исследования, испытания, расследования и иные мероприятия по контролю, в том числе с привлечением экспертов;

  • запрашивать и получать на основании таких запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проверки. Необходимо иметь в виду, что такие запросы должны быть мотивированными;

  • выдавать гражданам и организациям предписания:

    - об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции);

    - о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара Нажмите для перехода на ПожВики;

  • составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению, в том числе применять временный запрет деятельности структурных подразделений, производственных участков, эксплуатируемых агрегатов, объектов, зданий и сооружений. Также это может быть запрет на осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг, если данное решение необходимо для предотвращения угрозы жизни или здоровью людей (до вступления в силу постановления об административном правонарушении).

3. Главные инспекторы ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору имеют право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 2;

  • назначать и проводить проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти на объектах обороны и иных объектах специального назначения;

  • рассматривать и принимать решение о согласовании или необходимости доработки специальных Нажмите для перехода на ПожВики технических условий для объектов защиты, которые являются объектами обороны и иными объектами специального назначения, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности;

  • отменять или изменять незаконные и/или необоснованные решения, которые были приняты нижестоящими инспекторами ГПН. 

4. Главные инспекторы ГПН городов (районов) субъектов РФ, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители имеют право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–3;

  • назначать проведение проверок на соответствие требованиям пожарной безопасности деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора;

  • назначать и проводить проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (за исключением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел) и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;

  • выдавать организациям и гражданам предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции;

  • по находящимся в производстве органов ГПН, делам и материалам о пожарах вызывать должностных лиц организаций и граждан, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;

  • вносить в орган местного самоуправления предложения:

    - об установлении особого противопожарного режима Нажмите для перехода на ПожВики на соответствующей территории;

    - об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

  • отменять или изменять незаконные и/или необоснованные решения, которые были приняты нижестоящими инспекторами ГПН. 

5. Главные инспекторы ГПН территориальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители имеют право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–4. 

6. Инспекторы ГПН субъектов РФ имеют право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–4;

  • в целях подготовки решения о согласовании или необходимости доработки рассматривать специальные технические условия для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, в части отражения специфики обеспечения пожарной безопасности таких объектов и содержания комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности. 

7. Главные инспекторы ГПН субъектов РФ имеют право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 6;

  • назначать и проводить проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;

  • вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения:

    - об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    - об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

  • принимать решение о согласовании или о необходимости доработки специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности. Исключение представляют объекты защиты, которые являются объектами обороны и иными объектами специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.

8. Инспекторы ГПН РФ имеют право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–7;

  • назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти. 

9. Заместители Главного инспектора ГПН РФ имеют право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–8. 

10. Главный инспектор ГПН РФ имеет право: 

  • осуществлять действия, описанные в п. 1–8;

  • согласовывать положения о ведомственной пожарной охране Нажмите для перехода на ПожВики, содержащие порядок осуществления ведомственного пожарного надзора на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности РФ;

  • координировать деятельность главных инспекторов ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору в области организации и осуществления государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Теперь рассмотрим, какими правами обладают проверяемые лица (руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридического лица/ИП) (ст. 2122 ФЗ № 294-ФЗ). У них есть право:

  • присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по тем вопросам, которые непосредственно относятся к предмету проверки;

  • получать от органа ГПН информацию, относящуюся к предмету проверки;

  • знакомиться с документами и/или информацией, полученной органом ГПН в рамках межведомственного взаимодействия от органов, в распоряжении которых находятся такие документы и/или информация. Проверяемое лицо вправе по собственной инициативе представить такие документы и/или информацию;

  • знакомиться с результатами проверки, а также указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами или отдельными действиями должностных лиц ГПН;

  • обжаловать действия (бездействия) должностных лиц ГПН, которые повлекли за собой нарушение прав проверяемого лица. Такое обжалование возможно как в административном, так и в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ;

  • привлекать к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ;

  • возместить вред, причиненный при проведении проверки ГПН. Такой вред может быть причинен как неправомерным действием, так и аналогичным бездействием должностного лица ГПН, и подлежит возмещению в установленном законодательством РФ порядке за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с гражданским законодательством. Возмещению подлежит:

    - сам причиненный вред;

    - упущенная выгода (неполученный доход);

    - расходы на получение профессиональной, в том числе юридической, помощи.


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Узнайте, что изменилось в проведении проверок МЧС на объектах защиты, приостановка каких видов пожарных проверок предусмотрена в период коронавируса, какие основания есть для проведения внеплановых проверок требований пожарной безопасности и в какой форме допускаются проверки МЧС в связи с коронавирусом (Covid-19).
Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, — малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постараемся кратко рассказать об организационных мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений.
Узнайте, какие службы являются органами ГПН (федерального государственного пожарного надзора), каковы их основные задачи и функции, направления деятельности, а также что входит в спектр их полномочий и компетенций.
S-283 (А006)
просмотры374
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.