Права ГПН и проверяемого
Проведение любой проверки, а также принятие мер по результатам ее проведения осуществляется исключительно при соблюдении должностными лицами ГПН Федеральный государственный пожарный надзор — деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности.) принципов законности и при соблюдении проверяемыми лицами презумпции добросовестности.
Основанием проведения любой пожарной проверки являются следующие законодательные и иные НПА:
ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»;
ФЗ № 210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
ФЗ № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
Постановление Правительства РФ № 290 от 12.04.2012 «О федеральном государственном пожарном надзоре»;
Административный регламент Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденный Приказом МЧС РФ № 375 от 28.06.2012.
ГПН Нажмите для перехода на ПожВики в соответствии со своей компетенцией имеет право:
1. Организовывать и проводить проверки граждан, организаций и органов власти.
2. По результатам проведенных проверок принимать меры в рамках, предусмотренных действующим законодательством РФ, в отношении следующих категорий субъектов:
собственников имущества;
граждан;
руководителей органов власти;
лиц, владеющих, пользующихся и/или распоряжающихся имуществом;
лиц, ответственных за пожарную безопасность Пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)Нажмите для перехода на ПожВики;
должностных лиц в пределах их компетенции.
Права должностных лиц ГПН в соответствии с действующим законодательством РФ могут несколько различаться в зависимости от того, какое именно должностное лицо осуществляет проверку. Рассмотрим более подробно, какими правами наделены должностные лица органов ГПН при осуществлении государственного надзора (п. 9–15 Постановления Правительства РФ № 290):
1. Инспекторы ГПН Государственный инспектор по пожарному надзору — должностное лицо органа управления или подразделения ГПС МЧС России, наделенное соответствующими полномочиями по осуществлению ГПН
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации) городов (районов) субъектов РФ, территориальных, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору имеют право:
проводить проверки в части соблюдения требований пожарной безопасности Требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) : деятельности организаций и граждан, состояния используемых объектов;при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения о назначении проверки беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты Объект защиты — продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре
(Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ.Технический регламент о требованиях пожарной безопасности)Нажмите для перехода на ПожВики, проводить их обследование, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю Мероприятие по контролю — cовокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (обследований, испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю
(ПРИКАЗ № 132 от 17.03.2003 г. Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации) ;проводить экспертизы, исследования, испытания, расследования и иные мероприятия по контролю, в том числе с привлечением экспертов;
запрашивать и получать на основании таких запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проверки. Необходимо иметь в виду, что такие запросы должны быть мотивированными;
выдавать гражданам и организациям предписания:
- об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности Нарушение требований пожарной безопасности — невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)Нажмите для перехода на ПожВики (кроме реализуемой продукции);
- о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожара Пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства
(ФЗ №69-ФЗ) ;производить дознание по делам о пожарах и о нарушении требований пожарной безопасности;
составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению, в том числе применять временный запрет деятельности структурных подразделений, производственных участков, эксплуатируемых агрегатов, объектов, зданий Здание — результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных
(ФЗ №384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений") и сооружений Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов
(Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ, статья 2, подпункт 23) . Также это может быть запрет на осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг, если данное решение необходимо для предотвращения угрозы жизни или здоровью людей (до вступления в силу постановления об административном правонарушении).
2. Инспекторы ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору имеют право:
проводить проверки соблюдения требований пожарной безопасности на объектах обороны и иных объектах специального назначения;
при предъявлении служебного удостоверения и копии распоряжения о назначении проверки беспрепятственно посещать территорию и объекты защиты, проводить их обследование, а также исследования, испытания, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;
проводить экспертизы, исследования, испытания, расследования и иные мероприятия по контролю, в том числе с привлечением экспертов;
запрашивать и получать на основании таких запросов от органов власти, организаций и граждан информацию и документы, необходимые для проверки. Необходимо иметь в виду, что такие запросы должны быть мотивированными;
выдавать гражданам и организациям предписания:
- об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (кроме реализуемой продукции);
- о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности и по предотвращению угрозы возникновения пожараНажмите для перехода на ПожВики;
составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению, в том числе применять временный запрет деятельности структурных подразделений, производственных участков, эксплуатируемых агрегатов, объектов, зданий и сооружений. Также это может быть запрет на осуществление отдельных видов деятельности, оказание услуг, если данное решение необходимо для предотвращения угрозы жизни или здоровью людей (до вступления в силу постановления об административном правонарушении).
3. Главные инспекторы ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору имеют право:
осуществлять действия, описанные в п. 2;
назначать и проводить проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти на объектах обороны и иных объектах специального назначения;
рассматривать и принимать решение о согласовании или необходимости доработки специальных
Нажмите для перехода на ПожВики технических условий Технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции (далее - изготовитель) или исполнителем работы, услуги (далее - исполнитель)
(ФЗ №162) для объектов защиты, которые являются объектами обороны и иными объектами специального назначения, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности;отменять или изменять незаконные и/или необоснованные решения, которые были приняты нижестоящими инспекторами ГПН.
4. Главные инспекторы ГПН городов (районов) субъектов РФ, объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители имеют право:
осуществлять действия, описанные в п. 1–3;
назначать проведение проверок на соответствие требованиям пожарной безопасности деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов надзора;
назначать и проводить проверки деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (за исключением территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел) и органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности;
выдавать организациям и гражданам предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности в отношении реализуемой продукции;
по находящимся в производстве органов ГПН, делам и материалам о пожарах вызывать должностных лиц организаций и граждан, получать от них необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
вносить в орган местного самоуправления предложения:
- об установлении особого противопожарного режима Противопожарный режим — требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности)Нажмите для перехода на ПожВики на соответствующей территории;
- об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;отменять или изменять незаконные и/или необоснованные решения, которые были приняты нижестоящими инспекторами ГПН.
5. Главные инспекторы ГПН территориальных подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители имеют право:
- осуществлять действия, описанные в п. 1–4.
6. Инспекторы ГПН субъектов РФ имеют право:
осуществлять действия, описанные в п. 1–4;
в целях подготовки решения о согласовании или необходимости доработки рассматривать специальные технические условия для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, в части отражения специфики обеспечения пожарной безопасности таких объектов и содержания комплекса необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности.
7. Главные инспекторы ГПН субъектов РФ имеют право:
осуществлять действия, описанные в п. 6;
назначать и проводить проверки деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
вносить в органы государственной власти субъектов РФ предложения:
- об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;
- об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;принимать решение о согласовании или о необходимости доработки специальных технических условий для объектов защиты, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности. Исключение представляют объекты защиты, которые являются объектами обороны и иными объектами специального назначения, на которых осуществляют деятельность федеральные органы исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации.
8. Инспекторы ГПН РФ имеют право:
осуществлять действия, описанные в п. 1–7;
назначать проведение проверок и проводить проверки деятельности федеральных органов исполнительной власти.
9. Заместители Главного инспектора ГПН РФ имеют право:
- осуществлять действия, описанные в п. 1–8.
10. Главный инспектор ГПН РФ имеет право:
осуществлять действия, описанные в п. 1–8;
согласовывать положения о ведомственной пожарной охране
Нажмите для перехода на ПожВики, содержащие порядок осуществления ведомственного пожарного надзора Ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки
(Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ. О пожарной безопасности) на объектах, подведомственных Федеральной службе безопасности РФ;координировать деятельность главных инспекторов ГПН федеральных органов исполнительной власти в сфере обороны, войск национальной гвардии РФ, внутренних дел, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации по пожарному надзору в области организации и осуществления государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.
Теперь рассмотрим, какими правами обладают проверяемые лица (руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридического лица/ИП) (ст. 21–22 ФЗ № 294-ФЗ). У них есть право:
присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по тем вопросам, которые непосредственно относятся к предмету проверки;
получать от органа ГПН информацию, относящуюся к предмету проверки;
знакомиться с документами и/или информацией, полученной органом ГПН в рамках межведомственного взаимодействия от органов, в распоряжении которых находятся такие документы и/или информация. Проверяемое лицо вправе по собственной инициативе представить такие документы и/или информацию;
знакомиться с результатами проверки, а также указывать в акте проверки о своем согласии или несогласии с ее результатами или отдельными действиями должностных лиц ГПН;
обжаловать действия (бездействия) должностных лиц ГПН, которые повлекли за собой нарушение прав проверяемого лица. Такое обжалование возможно как в административном, так и в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством РФ;
привлекать к участию в проверке Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ;
возместить вред, причиненный при проведении проверки ГПН. Такой вред может быть причинен как неправомерным действием, так и аналогичным бездействием должностного лица ГПН, и подлежит возмещению в установленном законодательством РФ порядке за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с гражданским законодательством. Возмещению подлежит:
- сам причиненный вред;
- упущенная выгода (неполученный доход);
- расходы на получение профессиональной, в том числе юридической, помощи.
- Комментарии
