Что не вправе проверять инспектор государственного пожарного надзора при проведении проверки. Куда обращаться с жалобой в случае превышения полномочий проверяющим
youtube dzen

Что не вправе проверять инспектор государственного пожарного надзора при проведении проверки. Куда обращаться с жалобой в случае превышения полномочий проверяющим

Дата актуализации статьи: 26.08.2020

Некоторые недобросовестные сотрудники органов государственного пожарного надзора (далее — ГПН), приходя с проверкой на объект, превышают свои полномочия и пытаются проверить абсолютно все, получить доступ ко всем документам, при этом могут приехать в любое время дня и ночи.

Особенно такой подход часто практикуется в отношении объектов, расположенных в сельской местности. При этом законодательством Российской Федерации определен перечень ограничений, которые обязывают сотрудника органа ГПН не преступать определенную черту при проведении проверки. О них и пойдет речь в данной статье.

В соответствии с требованиями пункта 10 Административного Регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 г. № 644 (далее — Регламент), и статьи 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон) при проведении проверок сотрудники органов ГПН не вправе:

  • проверять выполнение требований, которые не относятся к полномочиям органа ГПН Нажмите для перехода на ПожВики;

  • осуществлять проверку в случае отсутствия при ее проведении уполномоченного лица органа власти, объекта защиты Нажмите для перехода на ПожВики или гражданина, в отношении которого проводится проверка, за исключением случаев проведения такой проверки по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

  • требовать представления документов, информации, образцов продукции, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

  • отбирать образцы продукции, пробы для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы. Эти нормы установлены национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами;

  • распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

  • превышать установленные сроки проведения проверки;

  • осуществлять выдачу проверяемым лицам предписаний, не предусмотренных Регламентом, или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю;

  • требовать от органов власти, организаций и граждан выполнения требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации;

  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень;

  • требовать от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

Кроме того, при проведении внеплановых проверок имеется отдельный ряд ограничений.

В соответствии с частью 21 статьи 10 Закона в случае, если основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного органом государственного контроля (надзора) и (или) органом муниципального контроля предписания.

Также в соответствии с требованием пункта 74 Регламента при осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности.

Подлежит проверке соблюдение тех требований, информация о нарушении которых стала поводом для издания распоряжения о проведении внеплановой проверки. То есть проверяется только факт наличия или отсутствия нарушений требований пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики, содержащихся в обращениях и заявлениях граждан, организаций, информации от органов власти, из средств массовой информации — в общем, то, что послужило основанием для согласования внеплановой проверки в органах прокуратуры.

При осуществлении внеплановой проверки должны проверяться требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики в случае установления особого противопожарного режима Нажмите для перехода на ПожВики на соответствующей территории. То есть проверяется соблюдение только тех требований пожарной безопасности, которые предусмотрены документом, устанавливающим особый противопожарный режим.

Внеплановая проверка осуществляется во исполнение поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. То есть проверяется соблюдение только тех требований пожарной безопасности, проверка которых предусмотрена поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требованием прокурора.

Проверка должна проходить исключительно на введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или при изменении его класса функциональной пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики. То есть проверяется соблюдение требований пожарной безопасности только на указанных объектах, если собственник (правообладатель) объекта защиты проинформировал органы ГПН о введенном в эксплуатацию объекте защиты после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.

В случае если вами установлен факт превышения сотрудниками органов ГПН указанных ограничений, вы можете обжаловать их действия в порядке, предусмотренном главой V Регламента, а также проинформировать об этом органы прокуратуры в целях принятия ими соответствующих мер реагирования.

 

Ссылки на нормативно-правовые акты и нормативные документы, используемые в тексте статьи

  1. Пункты № 10, 74 Административного Регламента МЧС России исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 30.11.2016 г. № 644

  2. Часть 21 статьи 10, статья 15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»


  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Узнайте, что изменилось в проведении проверок МЧС на объектах защиты, приостановка каких видов пожарных проверок предусмотрена в период коронавируса, какие основания есть для проведения внеплановых проверок требований пожарной безопасности и в какой форме допускаются проверки МЧС в связи с коронавирусом (Covid-19).
Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, — малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постараемся кратко рассказать об организационных мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений.
Узнайте, какие службы являются органами ГПН (федерального государственного пожарного надзора), каковы их основные задачи и функции, направления деятельности, а также что входит в спектр их полномочий и компетенций.
S-343 (А001)
просмотры820
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.