Что ждать от постоянного федерального государственного пожарного надзора и других новшеств пожарного законодательства
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

Что ждать от постоянного федерального государственного пожарного надзора и других новшеств пожарного законодательства

Дата актуализации статьи: 20.10.2023 08:00:00 20.10.2023
Фото: ОНД и ПР г.о. Иваново УНД и ПР ГУ МЧС России по Ивановской области
прослушать текст

Вчера на портале правовой информации официально опубликован Федеральный закон от 19.10.2023 № 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статью 97 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон).

Данным Законом вносятся следующие несущественные изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 69):

исключено слово «федерального» в статье 6: «Органы федерального государственного пожарного надзора осуществляют профилактику пожаров в форме профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в области пожарной безопасности в порядке, установленном Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248‑ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”»;

заменена фраза в статье 16: «Проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра лиц, аттестованных аттестованных лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию»;

заменена фраза в статье 24.1: «К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются копии документов, в заявлении о предоставлении лицензии указываются сведения, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, с указанием адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

в статье 25 исключены слова «организации»: «Обучение мерам пожарной безопасности лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, проводится по программам противопожарного инструктажа, дополнительным профессиональным программам.

Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, а также требования к содержанию указанных программ, порядок их утверждения и согласования определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности».

Устранение разночтений и недопонимания законодательства всегда хорошо, комментировать особо нечего, но нас интересуют два других очень важных изменения, а именно:

1) в статье 6 ФЗ № 69:

б) дополнить частью четырнадцатой следующего содержания:

«На объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно‑территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” федеральный государственный пожарный надзор осуществляется указанными подразделениями в режиме постоянного государственного контроля (надзора) (далее — Перечень). При осуществлении федерального государственного пожарного надзора в режиме постоянного государственного контроля (надзора) плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся»;

2) в части 2 статьи 97 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248‑ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» дополнить словами «федерального государственного пожарного надзора».

Эти два изменения существенно меняют подход к осуществлению федерального государственного пожарного надзора на ряде объектов защиты в РФ.

Перечень таких объектов утверждается Правительством РФ. Из пояснительной записки к законопроекту: «Предлагаемые изменения направлены на обеспечение оперативного принятия решений для предупреждения возникновения техногенных пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах, входящих в Перечень, при осуществлении постоянного федерального государственного пожарного надзора.

В современных условиях при многократном наращивании объемов производства оборонной продукции пропорционально возрастают риски возникновения техногенных пожаров и чрезвычайных ситуаций. Пожары и чрезвычайные ситуации на объектах, входящих в Перечень, могут иметь региональный, федеральный или трансграничный характер и нанести при определенных условиях непоправимый урон обороноспособности Российской Федерации, к утрате бесценных объектов, олицетворяющих российскую государственность и культуру, а также архивных материалов, являющихся в отдельных случаях единственными свидетельствами Российской истории».

Таким образом, законом устанавливается специальный режим надзора на определенной категории объектов.

Что же такое «Режим постоянного государственного надзора»?

В соответствии со ст. 97 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) под постоянным государственным контролем (надзором) понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора) и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.

В ходе постоянного государственного контроля (надзора) инспекторы могут совершать следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) досмотр;

3) опрос;

4) получение письменных объяснений;

5) истребование документов;

6) отбор проб (образцов);

7) инструментальное обследование;

8) испытание;

9) экспертиза;

10) эксперимент.


Контролируемые лица обязаны предоставлять инспекторам беспрепятственный доступ к объектам постоянного государственного контроля (надзора), документам и информационным ресурсам, технологическим средствам, используемым на таких объектах.

Порядок осуществления постоянного государственного контроля (надзора), включая порядок взаимодействия контрольных (надзорных) органов, осуществляющих иные виды государственного контроля (надзора) в отношении объекта постоянного государственного контроля (надзора), с контрольным (надзорным) органом, осуществляющим постоянный государственный контроль (надзор) в отношении данного объекта, устанавливается положением о виде контроля.

На этом, собственно, полномочия ФЗ № 248 в части постоянного надзора заканчиваются и передаются в руки Положения о виде контроля, напомним, для ФГПН — это постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре») (далее — Положение).

Подпункт «б» пункта 1 Закона (введение режима постоянного государственного контроля (надзора)) вступает в силу через 180 дней со дня официального опубликования. В настоящее время о проектах изменений в Положении о ФГПН в связи с введением постоянного государственного пожарного надзора (далее — ПГПН) ничего не известно, поэтому мы можем лишь рассуждать о том, как это будет выглядеть.

Останется ли административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в режиме такого надзора? Это должно быть прописано в Положении. Однако уже сейчас следует предположить, что такая возможность останется согласно ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ:

«Дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), может быть возбуждено только после … совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора) и оформления их результатов, за исключением отдельных случаев».

Из этой статьи можно сделать однозначный вывод, что Положением будет предусмотрена некая процедура проведения и оформления результатов контрольного действия, при этом решения о проведении проверок оформляться не будут.

Наверное, следующий немаловажный вопрос: а будут ли предписания об устранении нарушений? Думаем, да, будут, возможно, в какой-то иной форме, или же сразу сроки устранения выявленных нарушений будут указываться в документах, оформленных по результатам контрольных действий, например, в протоколе инструментального обследования, и затем контролироваться.

Что станет с действующими предписаниями — большой вопрос, который, скорее всего, будет оговорен в Положении.

Как часто будут проходить проверки? Согласно изменениям плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся, не будет, скорее всего, и внеплановых в том понятии, которое заложено в ФЗ № 248.

На сегодняшний день в соответствии с ч. 2 ст. 97 ФЗ № 248 постоянный государственный контроль (надзор) может вводиться при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного пробирного надзора.

Мы ознакомились с положениями этих ведомств в части «постоянного надзора», они довольно похожи между собой, в связи с чем можно предположить, что режим постоянного надзора в МЧС также будет похож на уже существующие:

  • при осуществлении контрольных (надзорных) действий в рамках постоянного государственного надзора положением будет предусмотрен конкретный перечень проводимых мероприятий и перечень того, что подлежит оценке;

  • в Положении будет изложен конкретный перечень контрольных действий, которые могут осуществляться в рамках постоянного надзора;

  • сведения о контрольных действиях и их результатах в ЕРКНМ не будут вноситься;

  • будут утверждаться некие графики проведения контрольных действий, эти графики будут направляться соответствующим юридическим лицам, вопросы периодичности проверок в существующих положениях не оговариваются;

  • результаты проводимых контрольных действий будут храниться в контрольно-надзорных делах;

  • порядок оформления результатов будет утвержден либо отдельным документом, либо отражен в Положении;

  • постоянный государственный пожарный надзор будут осуществлять строго определенные должностные лица.

Повторим: вышесказанное — лишь предположение о том, как будет выглядеть режим постоянного надзора МЧС, основанный на уже существующих положениях о подобных надзорах.

В целом же все это напоминает государственный пожарный надзор в период до 2003 года, до введения административных регламентов, а затем Федеральных законов № 294 и № 248, а также риск-ориентированного подхода.

Хорошо это или плохо — покажет время, а пока подождем изменений в Положении о ФГПН.

Будем держать вас в курсе событий, следите за нашими новостями.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов, в том числе обязательных профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов.
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.
В данной статье мы проанализировали изменение размеров административных штрафов за нарушение требований пожарной безопасности. Новые увеличенные штрафы начинают действовать с 8 июня 2022 года на основании Федерального закона от 28.05.2022 № 141-ФЗ.
S-2750(A034)
просмотры3911
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт