Особенности организации противопожарных тренировок в дошкольных образовательных учреждениях
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер (2)(1).png
баннер февраль УЦ(1).png
баннер (1).jpg

Особенности организации противопожарных тренировок в дошкольных образовательных учреждениях

Дата актуализации статьи: 02.04.2021
прослушать текст

Современный этап развития общества характеризуется устойчивым и динамическим ростом опасностей возникновения пожаров, сопровождающихся увеличением количества жертв и размеров наносимого материального ущерба. Существующая тенденция определяется целым рядом объективных факторов: появлением новых технологий и горючих материалов, старением и изношенностью строительных конструкций и оборудования.

Вместе с тем значительная часть пожаров и, как следствие, гибель людей на них возникает из-за низкого уровня подготовки в области пожарной безопасности должностных лиц и работников объектов различных форм собственности. Причиной пожаров является отсутствие у них элементарных навыков поведения в условиях возникновения пожара, неумение быстро и грамотно произвести эвакуацию, локализовать очаг возгорания своими силами до прибытия пожарных подразделений.

Все это в конечном итоге приводит к массовой гибели людей и уничтожению материальных ценностей, как это было в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово.

Не секрет, что вопросам пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ) уделяется особое внимание, так как они относятся к объектам с массовым пребыванием людей Нажмите для перехода на ПожВики. Родители, отдавая ребенка в детский сад, хотят быть уверены и спокойны, что с ним ничего не случится, что их дети находится в надежном месте под защитой. Поэтому от того, как грамотно сработает обслуживающий персонал ДОУ в случае возникновения пожара, зависит жизнь и здоровье наших детей.

Одним из основных направлений в мероприятиях по обеспечению безопасности детей и находящихся в здании работников ДОУ является проведение специальной тренировки по отработке эвакуации в случае возникновения пожара. Так, в пункте 9 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима» (далее – Правила) указано, что руководитель объекта с массовым пребыванием людей обеспечивает проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок по эвакуации лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, а также посетителей, покупателей, других лиц, находящихся в здании, сооружении.

В ходе проведения тренировки по отработке эвакуации в случае возникновения пожара должны решаться следующие задачи:

  • проверка реальности имеющихся в помещениях ДОУ планов эвакуации и оценка состояния противопожарной защиты;

  • проверка готовности работников ДОУ к действиям при угрозе возникновения пожара;

  • выработка у персонала навыков и способностей самостоятельно, быстро и безошибочно ориентироваться в ситуации при возникновении угрозы пожара;

  • обучение работников ДОУ правилам и способам действий в случае возникновения пожара.

Тренировка по отработке эвакуации в случае возникновения пожара, как правило, состоит из трех этапов: подготовки, непосредственного ее проведения и разбора (анализа).

В процессе подготовки руководитель ДОУ должен издать Приказ о проведении противопожарной тренировки, в котором отражается цель, дата и время проведения. Затем разрабатывается план проведения тренировки, в котором должны быть указаны тема, цели, состав участников, этапы подготовки и проведения тренировки.

Обязательно необходимо привлечь к проведению тренировки организацию, которая обслуживает систему автоматической пожарной сигнализации, установленной в ДОУ. Это позволит полностью проверить ее работоспособность и сразу на месте устранить неисправности, если они обнаружатся. Для повышения эффективности тренировки целесообразно привлечь к участию пожарную часть, в радиусе обслуживания которой находится ДОУ. Это позволит отработать слаженность совместных действий персонала и пожарных подразделений.

Накануне проведения противопожарной тренировки руководитель, назначенный Приказом, должен провести инструктаж для всего обслуживающего персонала ДОУ, на котором подробно должны быть рассмотрены все этапы тренировки, а именно:

  • тревога (включение звуковой сигнализации);

  • вызов пожарной охраны, МЧС, скорой медицинской помощи, полиции;

  • эвакуация ДОУ;

  • сбор всего состава ДОУ в отведенном месте;

  • перекличка (проверка воспитанников и сотрудников ДОУ).

На данном инструктаже должна быть определена роль каждого сотрудника, участвующего в тренировке.

Тревога. Началом практической отработки мероприятий тренировки является подача звукового и (или) световых сигналов о возникновении пожара от системы оповещения о пожаре во все помещения здания ДОУ. Цель отработки данного этапа заключается в том, чтобы любой сотрудник при обнаружении пожара мог без колебаний поднять тревогу о пожаре и знал, каким способом это можно сделать.

Как правило, сигнал о пожаре подается путем нажатия кнопки ручного пожарного извещателя Нажмите для перехода на ПожВики, он должен послужить действием к немедленной эвакуации всех находящихся в здании. Вот на этом этапе представитель организации, с которой заключен договор по обслуживанию автоматической пожарной сигнализации, и проверит ее работоспособность.

Вызов пожарной охраны. О возникновении любого пожара, даже самого небольшого, или же о подозрении на пожар необходимо немедленно сообщить в пожарную охрану по стационарному или мобильному телефону. Дублирование вызова пожарной охраны осуществляет лицо, назначенное руководителем, например, завхоз или старший воспитатель. На данном этапе отрабатываются навыки точной и быстрой передачи сведений о пожаре в пожарную охрану. Вот основные требования к передаче данных диспетчеру пожарной части:

  • адрес горящего объекта;

  • тип горящего объекта: детский сад;

  • что горит в плане конструктивной принадлежности: крыша, подвал, строения на территории, мастерская, электропроводка и т. д.;

  • в обязательном порядке диспетчеру надо сообщить, кто звонил (ФИО), а также номер собственного телефона.

Руководитель ДОУ должен проверить, сообщено ли в пожарную охрану о возникновении пожара, дать команду завхозу об отключении инженерных коммуникаций (вентиляции, электросети и газопровода) и сообщить в местный орган образования о случившейся чрезвычайной ситуации.

Эвакуация. С получением сигнала о возникновении пожара все участники тренировки действуют в соответствии с инструкцией в случае возникновения пожара, а именно: открывают все (запасные) эвакуационные выходы и в установленной последовательности производят эвакуацию.

Перед началом эвакуации воспитатель должен уточнить, нет ли задымления в коридоре, по которому предписано инструкцией осуществлять вывод детей в случае возникновения пожара. Если выход из группы безопасен, необходимо построить детей, пересчитать их и взять журнал учета посещаемости, надеть на них марлевые повязки (при наличии) для защиты органов дыхания. В зимнее время в соответствии со складывающейся обстановкой допускается взять с собой теплые вещи. Выводить детей из здания детского сада необходимо по наиболее безопасному и кратчайшему пути. Дети должны передвигаться в парах по двое, взявшись за руки. Воспитатель при этом должен идти впереди, а в конце цепочки — младший воспитатель (няня). При отсутствии младшего воспитателя, в конце цепочки необходимо поставить наиболее физически крепких и психически устойчивых мальчиков, чтобы в случае необходимости они смогли оказать помощь более слабым.

При выходе на лестничную площадку необходимо пропустить движущихся с верхнего этажа и не пытаться вклиниться в поток.

В некоторых работах предписывают проводить эвакуацию в «цепочку», состоящую из одного ребенка. По нашему мнению, это не совсем верно. В настоящее время количество детей в группе может достигать двадцати человек. В этом случае удержать всех детей в поле зрения будет практически невозможно.

Если, согласно замыслу тренировки, одной из групп выйти из здания невозможно, то воспитателю необходимо обеспечить каждого ребенка влажным полотенцем для защиты органов дыхания и в оконный проем подавать сигналы прибывающим подразделениям пожарной охраны. В этом случае при спасании детей сотрудниками пожарной охраны воспитатель покидает помещение последним.

Придя на место сбора, каждый воспитатель группы вместе с детьми должен занять свое заранее определенное место и провести перекличку. О результатах доложить руководителю ДОУ.

На данном этапе тренировки отрабатываются знания и навыки, полученные детьми и воспитателями во время обучения в течение года. В результате воспитанники должны четко усвоить следующее:

  • в случае возникновения пожара необходимо соблюдать спокойствие и беспрекословно слушаться воспитателя, который сгруппирует детей, пересчитает их и быстро выведет из здания;

  • услышав сигнал тревоги, нельзя убегать и прятаться;

  • если в здании много дыма, то поможет мокрая повязка на рот и нос, ей сможет стать любой тканевый материал.

Руководитель ДОУ на этом этапе должен:

  • контролировать выход детей и персонала из здания;

  • указать безопасное место общего сбора на территории, прилегающей к детскому саду;

  • при возможности организовать тушение условного очага пожара первичными средствами пожаротушения;

  • постараться эвакуировать из зоны опасности материальные ценности с указанием, на какой участок их складировать;

  • встретить пожарные подразделения и доложить, все ли люди были безопасно эвакуированы.

Заключительным этапом является разбор тренировки. Разбор тренировки производится для оценки правильности действий при эвакуации людей и ликвидации пожара, предусмотренных темой тренировки, а также для выработки мероприятий, способствующих снижению пожарной опасности объекта и повышающих уровень безопасности обслуживающего персонала.

Разбор тренировки должен включать в себя анализ следующих вопросов:

  • понимание поставленных задач и сущности происходившего процесса;

  • правильность выполнения воспитателями и обслуживающим персоналом своих непосредственных обязанностей в процессе эвакуационных мероприятий и ликвидации условного пожара;

  • знание и четкое выполнение каждым работником инструкции в случае возникновение пожара;

  • знание мест расположения противопожарного оборудования и порядка его применения;

  • умение оказывать первую помощь пострадавшим при пожарах;

  • характер допущенных ошибок и причины их совершения.

В заключении разбора руководитель противопожарной тренировки подводит итоги и дает оценку проведенной тренировке, а также индивидуальную оценку всем ее участникам (хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно).

По результатам тренировки составляется Акт в произвольной форме. Данный акт является подтверждающим документом в случае проведений плановых и внеплановых проверок со стороны органов государственного пожарного надзора.




Читать все статьи с меткой:


  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Мы внимательно проанализировали новый приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 и сравнили его с пока еще действующим приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, чтобы понять, насколько сильно они отличаются. А также мы хотели выяснить, насколько изменились принципы организации обучения и какую нужно провести работу руководителям организаций, чтобы успеть привести свою документацию в соответствие с требованиями нового приказа до 1 марта 2022 года. Результаты нашего труда читайте в данной статье.
Тем, кто занимается деятельностью в сфере обучения мерам пожарной безопасности, давно известно, что вместо программ пожарно-технического минимума законодательством РФ предусмотрено применение программ дополнительного профессионального образования. И вот совсем недавно был опубликован приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности». В данной статье мы постараемся донести до наших читателей все самое важное, что есть в этом документе (86 страниц приказа спрессуем до семи). По подписке
В данной статье расскажем, какими документами предусмотрен порядок обучения мерам пожарной безопасности, что в нем должно содержаться, исходя из требований, действующих в 2022 году, и предложим для скачивания свой образец его оформления.
S-359 (А010)
просмотры5122
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт