Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Цели разработки и зачем вообще нужен план эвакуации

Дата актуализации статьи: 11.01.2023 08:00:00 11.01.2023

Практика показывает, что без понимания целей разработка, изготовление, эксплуатация планов эвакуации может быть осуществлена неправильно и они станут попросту бесполезны. Например, если руководитель какого-либо предприятия не осознает, что это средство противопожарной защиты имеет целью, прежде всего, привлечение к себе внимания, то руководитель, как это зачастую бывает на практике, будет в первую очередь думать о том, как бы эта «схемка со стрелками» не испортила интерьер, что приведет к попыткам спрятать, сделать его незаметным, не бросающимся в глаза. А если разработчик будет думать о «красоте» (например, станет размещать на нем картинки пожарных автомобилей, забывая о целях равномерного распределения людских потоков при эвакуации), то это свидетельство непонимания разработчиком целей своей работы.

Так, например, в работе [1] отмечалось, что каждая противопожарная система на любом объекте включает как минимум 3 составляющие:

1)     систему пожарной сигнализации, так или иначе обнаруживающую возгорание, задымление и проч.;

2)     систему оповещения, которая информирует всех находящихся в здании людей о возникновении опасной ситуации;

3)     план эвакуации, согласно которому все могут покинуть опасное помещение.

Оставляя без внимания ошибки, вполне простительные для людей, не связанных профессионально с пожарной безопасностью, нельзя не отметить, что задачи эвакуационной схемы в данной работе ограничены всего одной функцией.

Таким образом, очевидна существующая проблема — непонимание целей. Неумение отличить важное от неважного приводит к тому, что план эвакуации или становится предметом интерьера, или плодом фантазии, или делается только для того, чтобы минимально удовлетворить требования инспекторов надзорной деятельности.

Цели разработки и изготовления планов эвакуации

Одна из самых больших проблем при обеспечении пожарной безопасности объектов защиты — это то, что люди не думают о своей безопасности. Человеку несвойственно думать о плохом, неприятном для себя. Результаты такого безответственного отношения отлично видны на примерах пожаров. Поэтому-то так важно использовать планы эвакуации при пожаре, которые, помимо прочего, призваны заставить человека задуматься о своей безопасности, задуматься о том, как он выйдет из того здания, в которое вошел, в случае пожара. А это возможно, только если разработчик и производитель понимают, что и для чего они разрабатывают и изготавливают. Наши мысли об этих целях мы сформулировали в виде дерева целей, которое представляем вниманию специалистов:


Рис. 1. Дерево целей

Рассмотрим более подробно эти цели.

Цель высшего порядка — обеспечение безопасной эвакуации. Разработчику и изготовителю эвакуационных схем нужно построить свою работу таким образом, чтобы по результатам его труда люди успели покинуть здание до того, как коридоры и лестничные клетки будут блокированы одним из опасных факторов пожара. Мы сознательно не говорим о том, что целью может являться тушение пожара первичными средствами пожаротушения. Хотя местонахождение этих средств следует, согласно требованиям пожарной безопасности, изложенным в некоторых НПА и (или) НД, указывать на схемах, на цель разработки, изготовления и эксплуатации они не должны влиять. Поскольку мы говорим о плане именно эвакуации (а не пожаротушения), необходимо помнить, что основная цель его — обеспечение, собственно, максимально быстрого покидания человеком здания, а не каких-либо других действий, которые человек может предпринимать при пожаре. При этом, разумеется, мы осознаем, что обеспечить успешную, т. е. безопасную эвакуацию людей только лишь путем разработки и эксплуатации плана эвакуации невозможно. Его нужно рассматривать только в сочетании с другими приемами и средствами обеспечения безопасность СОУЭ системами ограничения распространения пожара, фотолюминесцентными системами. Однако, понимая это, мы тем не менее настаиваем на том, что нашей исключительной целью должно считаться именно обеспечение безопасной эвакуации людей при пожаре.

При этом следует целенаправленно акцентировать внимание на том, что рассматриваемое нами средство безопасности разрабатывается на случай возникновения именно пожара. Большой ошибкой представляется мнение составителей и ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля», и следующего за ним ГОСТ 34428-2018 «Системы эвакуационные фотолюминесцентные. Общие технические условия». Данный документ допускает разработку в одном документе действий как при пожаре, так и при аварии, и других «чрезвычайных» ситуациях. При более подробном анализе дерева целей мы постараемся доказать ошибочность такого подхода.

Главная цель может быть достигнута посредством выполнения двух других целей более низкого ранга.

Первая из них связана с пожарной профилактикой, т. е. теми действиями, основной характеристикой которых является их временное ограничение: они предпринимаются до того, как пожар возник [Абдурагимов И. М., Савельев Л. Н., Князев П. Ю. К вопросу о терминологии в нормативных правовых актах Российской Федерации, регламентирующих обеспечение пожарной безопасности// материалы второй Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях» (г. Москва 24–25 июля 2009 года// с.3–6)].

Профилактическая цель

Профилактическая цель состоит в том, чтобы люди еще до того, как возник пожар, подумали о своей безопасности, предприняли какие-либо действия, которые обеспечат им успешный выход из здания.

Какие именно действия возможны?

Первое действие, обеспечивающее выполнение педагогической подцели, связано с получением новых знаний. Педагогика как наука о воспитании и обучении человека дает нам два метода развития у человека новых знаний, умений и навыков. Пассивный метод заключается в том, что человек воспринимает уже готовую, предоставленную ему кем-то информацию, анализирует ее посредством органов восприятия, и эта информация, откладываясь в его памяти, становится знанием. Активный метод обучения, особенно когда речь идет об обучении действиям при пожаре и обеспечении эвакуации, представляет собой обучение движению, формирование навыка, при этом план эвакуации при пожаре используется как наглядное пособие для преподавателя.

Это ставит перед разработчиком задачи, связанные с обеспечением эффективности педагогической цели.

Чтобы цель пассивного обучения была реализована, прежде всего, входя в здание, человек должен увидеть план эвакуации. Он должен приковать к себе его внимание, заставить вошедшего подойти к нему, посмотреть, что на нем написано и изображено. Эту цель мы назовем «обеспечение привлечения внимания». Ее достижение возможно благодаря элементарным вещам: правильному размещению, броскому, яркому и интересному внешнему виду.

Предположим, первая подцель достигнута: человек, вошедший в здание, увидел то, на что мы рассчитывали привлечь его внимание, захотел подойти и посмотреть поближе. Однако тут же перед нами встает другая подцель: человек должен понимать, что за информация ему представлена.

Например, в ППБ-101-89 («Правила пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений») сказано: «Места расположения первичных средств пожаротушения должны указываться на схемах, разрабатываемых согласно ГОСТ 12.1.114-82». В данном ГОСТе пожарный рукав предлагается обозначать следующим образом:

   

Рис. 2. Фрагмент ГОСТ 12.1.114-82

Сможет ли неподготовленный человек понять, что это? Нет. Ему нужно будет сначала подумать, потом поискать в условных обозначениях: может быть, изображение где-то поясняется. Углекислотный огнетушитель по ГОСТ 12.1.114-82 обозначается как треугольник, а пенный — как круг. Сможет ли человек что-то понять? Если он не имеет специального пожарно-технического образования, то отрицательный ответ неизбежен. Кстати, в 70 случаях из 100 мало что поймет и человек, прошедший обучение в соответствующем учебном заведении.

Следовательно, вся графическая информация эвакуации должна быть понятна. Иначе невозможно достижение цели, направленной на пассивное обучение, бесполезна сама затея с разработкой планов эвакуации. Хорошим примером реализации этой цели является графическое представление действий человека по спасению других, предложенное в работе Холшевникова В. В. и Самошина Д. А.[Холщевников В. В., Самошин Д. А. Эвакуация и поведение людей при пожарах: учебное пособие. — М.: Академия ГПС МЧС России, 2009, стр. 89]:


Рис. 3. Иллюстрация действий человека при спасении

Предположим, что все, описанное нами выше, выполнено — цель информативной понятности достигнута. Человек вошел в здание, заметил схему движения и выходов, заинтересовался ею и понял, что изображено. Однако без учета самого важного фактора это будет просто бесполезно. Человек не запомнит то, что увидел и воспринял, так как оперативная память человека ограничена, а объем информации, представляемой на схемах, зачастую очень велик. А поэтому пожарный специалист должен учитывать, что, помимо привлечения внимания и информативной понятности, план эвакуации должен способствовать запоминанию информации. Здесь следует помнить о зрительной памяти человека, который способен воспринять большое количество визуальной информации, но не всегда может ее запомнить.

И. М. Сеченов указывал на то, что память является «краеугольным камнем психического развития». Главную особенность человеческой памяти Сеченов видел не в фотографичности воспроизведения, не в «зеркальности» запечатления, а в переработке воспринятого, в классификации и сортировке воспринятых образов. Именно эта особенность является необходимым условием возможности психического развития человека. Сеченов писал: «Самые простые наблюдения убеждают нас в том, что знания в умственном складе у взрослого в самом деле распределены не зря, а в определенном порядке, как книги в библиотеке».

У человека по признаку длительности удержания информации может быть выделена кратковременная и долговременная память.

Посредством органов чувств человек воспринимает определенную информацию. При этом объем воспринимаемой информации, которую может обработать мозг человека, очень невелик.

Сложный по составу импульс передается в т. н. краткосрочную память. Происходит некое «кодирование», поскольку переданный импульс сохраняется в памяти не в том виде, в котором был воспринят, он «кодируется» или преобразуется в определенную последовательность характеристик импульса. При кодировании сложного импульса есть возможность сосредоточиться на его внешних характеристиках, таких как цвет, форма, размер, вид, расстояние до него, его название, и т. п.

Допустим, вам сообщили какую-либо важную информацию. Вы намереваетесь ее записать, но вас отвлекает неожиданная встреча или телефонный звонок. Чаще всего в этом случае информация теряется, и вам придется заново ее восстанавливать. Это говорит о хрупкости и ненадежности промежуточного хранилища. А что можно сказать об объеме этого хранилища?

Различные исследователи сходятся во мнении, что в кратковременной памяти в течение нескольких минут или нескольких часов может удерживаться ограниченное число сенсорных образов.

При исследованиях памяти выяснилось, что лучше всего запоминаются первые слова и часть последних слов предъявляемого ряда, а хуже всего воспроизводятся слова из середины ряда. При отвлечении человека ухудшалось воспроизведение последних слов. Учеными было сделано предположение, что первые слова предлагаемого списка поступают в более долгосрочную память и поэтому дольше сохраняются в памяти, а средние слова вытесняются словами последними, которые лишают возможности попасть в долговременную память, а сами, находясь в кратковременном хранилище, могут быть вытеснены при отвлечении человека.

Запоминание слов тесно связано с воображением испытуемого: если он обладает хорошим воображением, то может абстрактные слова перевести в образы, что благотворно влияет на последующее воспроизведение слов.

Несколько иная ситуация складывается в случае, когда испытуемому предлагается несвязный список цифр. Если испытуемый запоминает цифры так же, как слова — разрознено, то результат будет тот же, что и при запоминании слов. Но если человек попытается запомнить цифры, группируя их по две, три, четыре (как будет удобнее), воспроизвести их в дальнейшем будет несравнимо проще. Допустимо сделать вывод, что чем больше цифр в группировке, тем легче их воспроизвести.

Очевидно, что в промежуточном хранилище информация обрабатывается. Каждый раз новая информация вытесняет непосредственно предшествующую ей информацию.

Рассмотрим, учтено ли описанное выше в примере из ГОСТ Р 12.2.143-2003.


Рис. 4. Фрагмент ГОСТ Р 12.2.143-2003

Что останется в памяти человека, прочитавшего этот документ? Рассматривать его будут сверху вниз и слева направо. Первая информация, поступившая в краткосрочную память человека, будет говорить о том, что он (человек) смотрит на «план эвакуации». Сомнительно, что эта информация практически полезна, так как одного взгляда достаточно, чтобы понять, что перед вами именно схема со стрелками и выходами, а не портрет, натюрморт или пейзаж.

Далее следует информация об эвакуационных путях и выходах, потом — о действиях при пожаре и аварии. Что же в результате? Человек будет помнить о названии плана, фирме-разработчике и о действиях при аварии. Подчеркнем, что вся более или менее полезная информация для обеспечения его безопасности не сохранится в памяти человека.

Не следует забывать и про объем оперативной памяти, который обычно составляет (7 ± 2) структурные единицы (любые объекты информации).

 Объем оперативной памяти может быть увеличен в случае использования ассоциативных связей, укрупнения структурных единиц, но не за счет увеличения их количества. Информация в оперативной памяти обрабатывается, в результате чего выделяется смысловая составляющая сенсорных стимулов, т. е. происходит семантическое кодирование, что делает возможным долговременное запоминание информации.

Таким образом, на плане эвакуации должно иметь место минимальное количество структурных единиц для облегчения запоминания.

Посмотрим, каково количество таких единиц на очередном «образце» из ГОСТ Р 12.2.143-2003. Мы насчитали 17:


Рис. 5. Фрагмент ГОСТ Р 12.2.143-2003

Однако на практике встречается 36 и более структурных единиц:


Рис. 6. Фрагмент плана эвакуации

Совершенно очевидно, что человек едва ли сохранит его в памяти, задача запоминания не будет решена, и, как следствие, педагогическая цель не будет достигнута.

Что касается долговременной памяти, то, по мнению ученых, она представляет особый интерес для изучения, т. к. является наиболее сложной и важной частью активной жизни человека. В долговременном хранилище находится все, что задерживается в нем дольше, чем несколько минут, здесь хранятся, в отличие от кратковременной памяти, не сенсорные образы, а смысловая или событийная составляющая информации. Следовательно, план эвакуации должен быть составлен таким образом, чтобы человек рассматривал и читал его в течение, как минимум, 10–15 минут, что опять-таки может быть достигнуто как посредством прямых указаний (например, сделать надпись: «читать не менее 4 раз»), так и внешним оформлением, которое привлечет внимание человека и удержит его дольше пяти минут.

Назначение долговременного хранилища информации — стабильно сохранять последнюю и обеспечивать доступ к хранимым данным. Объем долговременной памяти безграничен, так же как и длительность хранения информации. Процесс долговременного запоминания информации называется консолидацией следа в памяти. Консолидация следа — это процесс, который длится от 1 до 24 ч. после предъявления стимула.

Как следствие, обеспечить перевод информации в долговременную память будет возможно, если человек сможет ассоциировать информацию, приведенную на плане эвакуации, с окружающей обстановкой или свяжет ее со своим предыдущим опытом (например, с аналогичной информацией, хранящейся в его памяти: с последовательностью действий при чрезвычайной ситуации в самолете, гостинице и т. д.).

И наконец, выполнение всех перечисленных выше задач окажется бесполезным, если план эвакуации будет содержать недостоверную информацию. Примером этого является обнаруженный во время проверки одного нашего курируемого объекта факт: все эвакуационные схемы были разработаны до окончания работ по изменению объемно-планировочных решений, во время которых один выход был отгорожен стеной от маршрутов, которые к нему вели. Понятно, что в данном случае вреда будет больше, чем пользы.

Выполнение данных задач важно не только для педагогической цели, но и для «инженерной». Эта цель плана эвакуации заключается в том, что план эвакуации, согласно требованиям пожарной безопасности, изложенным в СП 3.13130.2009, должен быть основой для разработки проектов систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ). В отличие от педагогической цели, здесь важно не только и не столько восприятие плана эвакуации, сколько правильность и достоверность информации, приведенной на плане, а также внимание к инженерным параметрам плана эвакуации.

Проектировщиком СОУЭ может быть использован для составления текста речевого оповещения или применения световых оповещателей, предназначенных для предупреждения персонала больниц об опасности, а также как пособие для выбора мест расстановки световых пожарных оповещателей. Все это должно быть отражено в самом плане эвакуации или в пояснительной записке к нему. Представим, что на объекте два выхода. К какому из них направлять людей? На первый взгляд, это простейший вопрос, не требующий сложного ответа: «Половину людей — туда, половину — сюда». Если учитывать инженерную цель разработки плана эвакуации, нельзя упускать при разработке планов параметр времени выхода, который зависит от таких факторов, как плотность людского потока, геометрические параметры помещений, количество людей, привычность маршрута. Необходимо правильно определить, какой выход является наиболее безопасным и с нормативной, и с фактической точки зрения, а также учесть ряд факторов самого процесса движения людей. При выполнении этого будут достигнуты профилактическая, инженерная и педагогическая цели.

Тактическая цель

Перейдем к «тактической» цели. Вспомним о словах нашего общего учителя Александра Александровича Пресса, произнесенных им в далеком 1894 году, но остающихся основой системы пожарной безопасности и в наши дни: «К разрешению пожарного вопроса, в смысле возможного уменьшения того зла, которое наносят пожары, ведут два основных пути: 1) принятие мер предупредительных, т. е. таких, которые имеют назначение предупреждать возможность самого возникновения пожаров; и 2) принятие мер оборонительных, т. е. таких, цель которых состоит в воспрепятствовании возникшим уже пожарам распространяться и принимать более сильные размеры» [Пресс А. А. Общедоступное руководство для борьбы с огнем // Санкт-Петербург: скл. изд. у авт., 1893, с. 2].

Учитывая, что пожарная безопасность подразделяется на пожарную профилактику и то, что, отдавая дань традиции, можно назвать пожарной тактикой, рассмотрим, какую пользу рассматриваемое нами средство пожарной безопасности может принести «в воспрепятствовании возникшим уже пожарам».

Тактическая цель заключается в том, что при уже возникшем пожаре план эвакуации должен помочь человеку выбраться из горящего здания в безопасную зону. Подтверждает это достаточно далекий от пожарной безопасности пример — фильм «Идентификация Борна». Примерно на 20-й минуте фильма персонаж Мэтта Деймона, чтобы сориентироваться в незнакомом здании, срывает со стены план эвакуации и выбирается из здания, определяя свой путь по имеющейся на плане схеме.

Предположим, человек, незнакомый с помещением, при возникновении пожара находится далеко от выходов и не знает, куда ему идти. Возможна ли такая ситуация? Да, и не только возможна, но и типична, особенно для зданий с массовым пребыванием людей, зданий класса функциональной пожарной опасности Ф3, Ф4. Особенно же возникновение подобной ситуации вероятно в магазинах, интерьер и планировка которых специально разрабатываются таким образом, чтобы человек как можно дольше не покидал их. План эвакуации призван привлекать внимание, быть понятным, информация должна легко восприниматься и запоминаться, и здесь еще более важна достоверность информации и правильность составления, о которых мы говорили выше. И кроме них, наш список уже перечисленных задач, пополняется еще одной. В том случае, если вследствие пожара гаснет свет (хотя пути эвакуации должны быть освещены, практика показывает, что это далеко не всегда так), план эвакуации должен быть все равно виден. Выйти из здания человек сумеет, ориентируясь в помещении по знакам пожарной безопасности, подключенным к системе аварийного освещения, а вот проработать свой путь он не сможет, т. к. план эвакуации не привлек внимание человека ранее, а в сложившейся ситуации план невиден в темноте. В связи с этим вполне уместна идея: делать схемы фотолюминесцентными, т. е. накапливающими свет в условиях естественного и искусственного нормального освещения и возвращающими свет в темноте. Авторы статьи далеки от мысли, что фотолюминесцентность сама по себе является достаточным средством обеспечения безопасности, но считают, что в сочетании с СОУЭ это может быть полезным.

Решение этих задач позволит достигнуть и второй тактической цели — использования плана эвакуации пожарными подразделениями при ведении боевых действий по спасению людей. Увидев в условиях ограниченной видимости схему и сориентировавшись по ней, бойцы пожарной охраны смогут более эффективно выполнять свои функции.

При этом стоит обратить внимание на то, что для достижения тактических целей необходимо решить все те же задачи, которые мы сформулировали и для целей профилактических, что обуславливает наличие связей между ними на дереве целей (см. выше).

Таким образом, ограничить цель плана эвакуации только лишь необходимостью выполнить пункт 5 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, сделать его исключительно для того, чтобы инспектор надзорной деятельности МЧС России «не докапывался», — в корне неверно. План эвакуации как метод обеспечения пожарной безопасности, незаслуженно отодвинутый пожарными специалистами на второй план, заслуживает рассмотрения с точки зрения сформулированных нами в настоящей статье целей.
 

Литература

1. А. В. Леус, А. В. Филимонов «Система интеллектуального управления эвакуацией. Расчет минимального пути».

 Для цитирования: П. Ю. Князев «Цели разработки и зачем вообще нужен план эвакуации» [электронный ресурс]. «План эвакуации при пожаре». — Электрон. дан. — Режим доступа: https://propb.ru/articles/obespechenie-bezopasnoy-evakuatsii/tseli-razrabotki-i-zachem-voobshche-nuz... свободный. Размещено 11 января 2023 года.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
В этой статье рассмотрим подробно требования к проектированию и содержанию лестниц и лестничных клеток в зависимости от их типов. Расскажем, какие требования предъявляются к организации движения эвакуационных потоков, как выбрать тип эвакуационных лестничных клеток в зависимости от класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания, какими должны быть их геометрические параметры, уклон и допустимая ширина лестничных маршей. По подписке
Вопросы, связанные с направлением открывания дверей, актуальны практически для каждого объекта, поэтому важно знать и соблюдать правила открывания дверей, продиктованные требованиями пожарной безопасности.
В этой статье вы узнаете об ограничениях при устройстве эвакуационных путей, об их высоте, ширине, протяженности, о требованиях к их отделке, а также о содержании эвакуационных путей и выходов. По подписке
S-2497 (A015)
просмотры2126
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт