Особенности разработки планов эвакуации для многоуровневых зданий
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Frame 370 (1).png

Особенности разработки планов эвакуации для многоуровневых зданий

Дата актуализации статьи: 23.01.2023 08:00:00 23.01.2023

Именно в процессе выхода из здания и возникает возможность появления угрозы людям от неконтролируемого горения и не столько из-за его динамики, сколько вследствие алогичного, неадекватного поведения самого человека. Формы такого поведения и их проявление во время чрезвычайной ситуации являются фактически самым опасным фактором.

Все исследователи подчеркивают, что травмирование и даже гибель людей в большинстве случаев — следствие их собственных действий, их поведения, и именно это и должен регулировать план эвакуации [Beha J. А., 1977].

Поэтому при его составлении, работая над определением маршрутов или разрабатывая инструкцию о действиях во время оставления помещений при ЧС, специалист должен учитывать и факторы, вызывающие указанные неадекватные действия людей и панику.

Именно предотвращение возникновения паники и выявление для этого причин возникновения таких состояний является одной из важнейших задач изучения поведения людей во время наступления непосредственной опасности от огня. И данные таких исследований для разработки эвакуационной схемы крайне важны.

В рамках этой статьи мы рассмотрим две сложные ситуации.

Первая — наличие доступного выхода на крышу, вторая — несколько подвальных, т. н. «минусовых» этажей или наличие разных по высоте уровней земли относительно самого строения.

По первому варианту развития событий имеются следующие рекомендации.

Разрабатывая последовательность маршрутов безопасного следования людей для зданий с выходом на кровлю, необходимо помнить о научных исследованиях в области движения людских потоков и поведенческих особенностей при угрозе от огня.

Результаты этих исследований показывают, например, что если в такой ситуации человек вспомнит о каких-то моментах снятия с крыши, которые он где-то видел или о которых он где-то слышал, то он взбирается на крышу, не оценивая степень опасности [ThillBps A. W., 1973]. Меньше всего он думает: предназначена кровля для этого или нет.

Для таких людей и в том случае, если в сооружении есть выход на крышу, в текстовой части схемы безопасного движения нужно предусматривать фразу: «Не взбирайтесь на кровлю, спускайтесь по лестнице» и дополнять графическую составляющую знаком:


Рис. 1. Знак «Направление к эвакуационному выходу по лестнице вниз»

Во втором случае тот специалист, который проектирует план эвакуации из сооружений с подвалами, несколькими подземными уровнями или из многоуровневых зданий, должен учесть то, что эвакуирующихся трудно заставить идти вверх или в горизонтальном направлении в силу привычки выходить, спускаясь вниз. Особенно это касается подземных автостоянок.

Поэтому если необходимо вести маршрут движения вверх по лестнице, целесообразно использовать цветографическое изображение знака.


Рис. 2. Знак «Направление к эвакуационному выходу по лестнице вверх»

Одновременно следует уточнить в текстовой части схемы то, что следование по лестнице нужно осуществлять вверх.

И в первом, и во втором случае имеется еще одно обстоятельство, которое обязательно следует учесть. К влияющему напрямую на безопасность людей поведенческому фактору относится такой важный момент, как стремление человека вернуться в еще горящее строение.

По данным P. Q. Wood (1978), около 93 % людей возвращаются в помещения, в которых не ликвидировано горение. Из них 43 % делают это для спасения оставшихся домашних животных. На втором месте стоит следование в дом для локализации и ликвидации горения — 36 %. Исследования J. L. Вгуап (1978) показали, что для тушения огня принимают решение вернуться 27 % людей.

Эти данные свидетельствуют о том, что люди не смогли начать борьбу с огнем в силу того, что они ощущали непосредственную угрозу, пока находились внутри. Подобное заключение подтверждается тем, что люди часто хотят вернуться для сообщения о случившейся беде другим потерпевшим и пожарным, проверить, как развивается горение, спасти вещи или драгоценности и т. п. Можно сказать: они возвращаются по неадекватным причинам. Это подтверждается и тем, что, по данным J. L. Вгуап, большая группа людей вообще не могут назвать причины их возвращения (до 75 %).

Поэтому мы рекомендуем включать в текстовую часть фразу:

«НЕ ВОЗВРАЩАЙТЕСЬ В ЗДАНИЕ, ПОСЛЕ ТОГО КАК ВЫ ЕГО ПОКИНУЛИ».

То, чем мы занимаемся, многие коллеги считают делом ненужным и неважным. И мы в ряде случаев можем с ними согласиться. Когда что-то делается по образцу да еще и неправильному, когда инструкция составляется «на отвали», когда работа производится бессмысленно — пользы от такого средства защиты никакой.

Но это не вопрос нужности самого средства. Если кто-то плохо печет хлеб или строит дома, то это не значит, что дома и хлеб не нужны. То же самое и здесь. Следует максимально совершенствовать наше направление защиты от огня, надо разрабатывать нормальные нормы, регулирующие эту деятельность, и учитывать научные достижения, в том числе и описанные в настоящей статье.

Для цитирования: П. Ю. Князев «Особенности разработки планов эвакуации для многоуровневых зданий» [электронный ресурс]. «План эвакуации при пожаре». — Электрон. дан. — Режим доступа: https://propb.ru/articles/obespechenie-bezopasnoy-evakuatsii/osobennosti-razrabotki-planov-evakuatsi... свободный. Размещено 23 января 2023 года.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
В этой статье рассмотрим подробно требования к проектированию и содержанию лестниц и лестничных клеток в зависимости от их типов. Расскажем, какие требования предъявляются к организации движения эвакуационных потоков, как выбрать тип эвакуационных лестничных клеток в зависимости от класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания, какими должны быть их геометрические параметры, уклон и допустимая ширина лестничных маршей. По подписке
В этой статье вы узнаете об ограничениях при устройстве эвакуационных путей, об их высоте, ширине, протяженности, о требованиях к их отделке, а также о содержании эвакуационных путей и выходов. По подписке
Вопросы, связанные с направлением открывания дверей, актуальны практически для каждого объекта, поэтому важно знать и соблюдать правила открывания дверей, продиктованные требованиями пожарной безопасности.
S-2521 (A015)
просмотры132
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт