Обследование помещений при разработке плана эвакуации. Рекомендации основоположника пожарной профилактики в строительстве
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Обследование помещений при разработке плана эвакуации. Рекомендации основоположника пожарной профилактики в строительстве

Дата актуализации статьи: 25.01.2023 08:00:00 25.01.2023
прослушать текст

Ранее мы писали о первом упоминании плана эвакуации в пожарно-технической литературе. Сейчас мы нашли следующий литературный источник, в котором содержится указание на план эвакуации. Мы представляем вам отрывок их классического учебника Мирона Яковлевича Ройтмана «Пожарная профилактика в строительном деле» 1954 года.

Особое внимание хотелось бы обратить на то, как подробно описывает Мирон Яковлевич методику обследования, которую необходимо взять на вооружение специалисту, который разрабатывает план эвакуации.


Рис. 1. Учебник М. Я. Ройтмана «Пожарная профилактика в строительном деле»

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ ЭВАКУАЦИИ ТЕАТРОВ

1. Общие указания

В театрах обычно бывают массовые скопления людей. В условиях возможного пожара или даже мнимой опасности здесь возможны катастрофы. Особенность эвакуации театральных помещений заключается в том, что большинство присутствующих плохо ориентируется в их планировке. Анализ пожаров в зрелищных предприятиях показывает, что несчастные случаи чаще всего были вызваны возникшей паникой. Иногда мнимые источники опасности, не представляющие непосредственной угрозы для жизни людей, являлись причиной трагических последствий. Правильная планировка и расчет путей эвакуации, а также их соответствующее конструктивное выполнение, предполагающее быструю и организованную эвакуацию, должны гарантировать абсолютный порядок при аварийной эвакуации. В нашей стране жизнь человека ценится дороже всего. Поэтому обследователь должен проникнуться огромной ответственностью, которая на него возложена.

Комментарий. Не меньшей ответственностью должен проникнуться и специалист, разрабатывающий план эвакуации. К сожалению, в этом деле оказалось множество «чужих» ему людей, в особенности выходцев их различного рода полиграфических компаний, пытающихся превратить план эвакуации из инженерного решения пожарной безопасности в элемент интерьера. Для них отрывок из учебника будет особенно полезен.

До обследования театра ему необходимо изучить:

а) методику расчета путей эвакуации;

б) нормы проектирования театров в области эвакуации;

в) планировку и конструктивное оформление обследуемого театра;

г) проектные материалы, касающиеся расчета эвакуации (если таковые имеются);

д) план аварийной эвакуации театра.

Порядок обследования путей эвакуации остается таким же, как и для промышленных зданий, однако методика его проведения имеет свою специфику. Она заключается в том, что требуемое количество выходов, лестниц, а также их пропускную способность определяют довольно кропотливым расчетом. Если расчет путей эвакуации для обследуемого театра есть, то обследователь проверяет его и сравнивает необходимые рекомендации, подсказанные расчетом, с фактическими путями эвакуации. При отсутствии расчета обследователь производит его сам или привлекает себе в помощь специалиста.

На основании расчетов обследователь делает выводы о соответствии количества эвакуационных выходов, лестниц и их пропускной способности требованиям безопасности.

После этого надо выяснить конструктивное оформление путей эвакуации и возможность безопасного и организованного движения по ним.

Обследование удобнее начинать с помещений зрительного комплекса, а затем переходить к другим помещениям демонстрационного и административно-хозяйственного комплексов.

2. Обследование путей эвакуации из помещений зрительного комплекса

Основные задачи, которые стоят перед обследователем при проверке путей эвакуации, — это выявить возможные препятствия и задержки в пути и разработать мероприятия, обеспечивающие организованную и бесперебойную эвакуацию.

Обследование зрительного зала рекомендуется начать ознакомлением с расположением мест для зрителей.

Места для сидения публики должны быть расположены рядами и прикреплены к полу. Следует убедиться в надежном закреплении кресел, так как в условиях эвакуации они могут быть легко опрокинуты, что может задержать движение людей. Незакрепленные места допускают только в ложах, имеющих непосредственный выход в эвакуационный проход вне зала. Важно убедиться в том, что выступающие части кресел имеют закругленные формы.

Просмотрев сидения, следует замерить ширину прохода между креслами и проверить соответствие числа мест в ряду требованиям безопасности. Между двумя проходами должно быть не более 18 мест в ряду, а между проходом и стеной — не более 9. Предельное число рядов между поперечными проходами не должно превышать 18, а между задней стеной зала и ближайшим поперечным проходом — 9. Расстояние между спинками сидений двух соседних рядов должно быть не менее 85 см, считая ширину прохода между рядами в 45 см (рис. 163).


Рис. 2. Фрагмент учебника М. Я. Ройтмана «Пожарная профилактика в строительном деле»

Количество проходов и выходов определяется расчетом эвакуации. Кроме этого, следует выяснить правильность планировки проходов и выходов. В связи с этим необходимо проверить соответствие ширины проходов и выходов расчетным данным и требованиям «Временных норм строительного проектирования театров» (§§ 47, 301, 298, 299).

Достаточная ширина выходов и проходов еще не является гарантией безопасного движения. Препятствием могут явиться встречные потоки, пересекающиеся потоки, движение в сторону сцены, суживающиеся и расширяющиеся проходы, суживающиеся ответвления от основных проходов, значительные уклоны пола зала, ложные двери, зеркала на уровне движения, запасные выходы.

Обследователю при проверке планировки и пропускной способности путей эвакуации необходимо руководствоваться §§ 302–323 норм проектирования.

Вне зала зрителям остается пройти через кулуары или фойе и оттуда (если зал находится во втором этаже) — по лестнице в вестибюль и через наружные двери на улицу. Независимо от места расположения зрительного зала часть зрителей амфитеатра и все зрители балконов будут вынуждены пользоваться лестничными клетками. Таким образом, успешность второго этапа эвакуации будет зависеть от правильного выбора площади фойе и кулуаров, количества и пропускной способности лестниц и конструктивного оформления путей эвакуации. Отсюда и вытекает необходимость проверить соответствие:

а) площади фойе и кулуаров требованиям безопасности;

б) количества лестниц и их пропускной способности требованиям безопасности;

в) конструктивного оформления проходов лестниц и наружных выходов требованиям безопасности.

Для определения соответствия площади фойе требованиям безопасности необходимо узнать фактическую площадь фойе и требуемую.

Фактическую площадь фойе и кулуаров устанавливают по проекту или непосредственным обмером. Требуемую площадь определяют расчетом. Кулуары или фойе должны иметь площадь достаточную для определенного числа эвакуируемых зрителей. Число это равно разности всех присутствующих в зале людей и той части зрителей, которая успела уже выйти за пределы кулуаров или фойе (имеется в виду время, установленное для полной эвакуации людей из зрительного зала). На каждого человека предусматривается площадь в 0,25 м2.

После выяснения вопроса относительно площади фойе и кулуаров следует выяснить возможность безопасного движения по этим помещениям. Препятствиями в движении могут явиться значительные уклоны, скульптура посередине фойе и кулуаров, мебель, местные утолщения стен на уровне роста человека, а также резкие повороты. Соответствие фактического уклона требованиям безопасности удобно проверить по проекту. Уклон пола кулуаров не должен быть более 1 : 20. На путях эвакуации, в том числе и в фойе или в кулуарах, не должно быть на высоте до 2 м от пола никаких выступов, затрудняющих движение.

Расстанавливать мебель, скульптуру можно только в нишах. Недопустимы резкие повороты кулуаров, а также различные тупики. Количество выходов из кулуаров и фойе устанавливают расчетом безопасной эвакуации, тем не менее следует иметь в виду, что каждое помещение, предназначенное для обслуживания зрителей, должно иметь удобную связь с эвакуационными путями, причем помещения площадью в 100 м2 и более должны иметь не менее двух выходов.

Эвакуационные пути на каждом уровне должны иметь не менее двух выходов — на лестницы или наружу.

Конструктивное оформление лестниц обследуют так же, как и в промышленных зданиях.

Требуемое количество лестниц, а также удаление их от выходов из зрительного зала определяют, исходя из установленного времени для вынужденной эвакуации людей из театра. Тем не менее расстояние между лестницами не должно быть более 60 и менее 10 м. Следует иметь в виду, что в театрах допустимы открытые парадные лестницы, которые в расчет эвакуации не надо принимать. При намечении мероприятий для устранения недочетов в конструкции лестниц обследователь руководствуется §§ 322–329 «Временных норм строительного проектирования театров».

В заключение обследователь проверяет правильность планировки гардеробов и киноаппаратных.

Гардеробы надо планировать таким образом, чтобы они не затесняли путей эвакуации. Пути эвакуации из киноаппаратной должны быть спланированы так, чтобы при возможном пожаре и задымлении в ней не задымлялись пути эвакуации, предназначенные для зрителей.

Ширину проходов между барьерами гардероба надо установить не менее 4 м, а между барьером и стеной — не менее 3 м.

Для снятия верхней одежды и надевания ее после спектакля зрителям нужно не менее 0,2 м2 площади на одного человека. Если гардероб объединен с вестибюлем, надо предусмотреть перед барьером, кроме площадки для снятия верхней одежды, достаточную площадь для пропуска основных эвакуационных потоков. В этом случае ширину эвакуационных путей, полученную расчетом, увеличивают, а именно: при расположении гардероба с двух сторон — на 2 м, с одной стороны — 1 м, не считая пространства за барьером.

При обследовании планировки киноаппаратной необходимо проверить:

а) наличие тамбуров перед помещениями киноаппаратной и самостоятельных выходов из тамбура наружу;

б) связь выходов из киноаппаратной с путями эвакуации для зрителей.

Согласно ГОСТ 2691-44 «Кинотеатры художественного фильма в самостоятельных зданиях» помещения киноаппаратной должны сообщаться через тамбур шириной не менее 1,2 м. Из кинопроекционной и из перемоточной должны быть непосредственные выходы в тамбур, а из тамбура — самостоятельный выход наружу. При этом следует иметь в виду, что самостоятельным выходом наружу в данном случае считают непосредственный выход на улицу, в служебный коридор или на отдельную лестницу, не предназначенную для зрителей, причем коридор и лестницы должны иметь выходы на улицу. Непосредственный выход из тамбура в зрительный зал запрещен.

3. Обследование путей эвакуации из помещений демонстрационного комплекса театров

В так называемой сценической части здания театра размещают демонстрационный и административно-хозяйственный комплексы помещений. Демонстрационный комплекс включает сцену и подсобные ее помещения. Административно-хозяйственный комплекс включает административно-управленческие, производственные и хозяйственные помещения.

Наибольшее количество людей может скапливаться на сцене, однако эвакуация их менее сложна, чем эвакуация зрителей, так как работники театра обычно хорошо знакомы с его планировкой. Кроме того, сцена сообщается не менее чем четырьмя дверными проемами с демонстрационным комплексом театра и непосредственно связана с карманами, в которых устраивают широкие дверные проемы, предназначенные для транспортировки декораций. В связи с этим действующие нормы проектирования театров не предъявляют каких-либо специальных требований в части эвакуации демонстрационного комплекса театральных зданий.

Что касается производственных помещений театра, то обследуют их так же, как обычные производственные помещения.

Административно-хозяйственные помещения обследуют так же, как здания общественного назначения.

Для цитирования: П. Ю. Князев «Обследование помещений при разработке плана эвакуации. Рекомендации основоположника пожарной профилактики в строительстве» [электронный ресурс]. «План эвакуации при пожаре». — Электрон. дан. — Режим доступа: https://propb.ru/articles/obespechenie-bezopasnoy-evakuatsii/obsledovanie-pomeshcheniy-pri-razrabotk... свободный. Размещено 25 января 2023 года.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
В этой статье рассмотрим подробно требования к проектированию и содержанию лестниц и лестничных клеток в зависимости от их типов. Расскажем, какие требования предъявляются к организации движения эвакуационных потоков, как выбрать тип эвакуационных лестничных клеток в зависимости от класса конструктивной и функциональной пожарной опасности здания, какими должны быть их геометрические параметры, уклон и допустимая ширина лестничных маршей. По подписке
Вопросы, связанные с направлением открывания дверей, актуальны практически для каждого объекта, поэтому важно знать и соблюдать правила открывания дверей, продиктованные требованиями пожарной безопасности.
В этой статье вы узнаете об ограничениях при устройстве эвакуационных путей, об их высоте, ширине, протяженности, о требованиях к их отделке, а также о содержании эвакуационных путей и выходов. По подписке
S-2528 (A015)
просмотры1458
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт