Требования пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочных станций
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер
баннер (1).jpg

Требования пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочных станций

Дата актуализации статьи: 02.04.2024 07:00:00 02.04.2024
прослушать текст

Меры пожарной безопасности на автозаправочных станциях (далее — АЗС) играют ключевую роль в обеспечении безопасности как сотрудников, так и клиентов. Ответственные должностные лица на АЗС должны строго соблюдать все установленные нормы и правила по пожарной безопасности.

В этой статье мы постараемся собрать воедино требования нормативно‑правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности, которые в большей степени будут интересны ответственным за обеспечение пожарной безопасности и относиться непосредственно к АЗС.

Основными документами, содержащими такие требования, являются:

В статье 71 ФЗ № 123 и таблице 15 указанного закона содержатся требования к противопожарным расстояниям от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов. Согласно статье 32 ФЗ № 123 здания АЗС относится к классу функциональной пожарной опасности Ф3.1.;


1. Требования Правил противопожарного режима

Правила противопожарного режима (ППР) содержат в себе требования пожарной безопасности общего характера, которые следует соблюдать на территории и в зданиях АЗС, вместе с тем непосредственно автозаправочным станциям посвящен целый раздел XVII (пункты с 373 по 391), каждый из этих пунктов относится к сфере ответственности должностных лиц АЗС, отвечающих за обеспечение пожарной безопасности.

Весь текст указанных пунктов правил мы не приводим, с ним можно ознакомиться здесь. Однако прокомментируем некоторые из них.

В соответствии с п. 376 ППР ремонтные и регламентные работы внутри резервуаров можно проводить только при условии, что концентрация паров топлива не превышает 20 процентов нижнего концентрационного предела распространения пламени и при непрерывном контроле газовой среды.

Иногда возникает вопрос: что такое нижний концентрационный предел распространения пламени (далее — НКПР) и где можно узнать его значение.

Нижний (верхний) концентрационный предел распространения пламени Нажмите для перехода на ПожВики — минимальное (максимальное) содержание горючего вещества в однородной смеси с окислительной средой (например, пары бензина в воздухе), при котором возможно распространение пламени по смеси на любое расстояние от источника зажигания. Значения паров НКПР для различных марок и типов топлива должны содержаться в технической и сопроводительной документации на соответствующий вид топлива.

В соответствии с п. 377 ППР после окончания обесшламливания шлам необходимо немедленно удалить с территории автозаправочных станций.

В данном случае шламом является один из видов отходов АЗС, который образуется в результате удаления из резервуарного оборудования для АЗС воды с примесями твердых частиц. Последние называют шламом.

Согласно п. 383 ППР при совершении операций по наполнению резервуаров автозаправочной станции топливом из автоцистерны, не оборудованной донным клапаном, у заправочной площадки для автоцистерны с топливом необходимо установить и привести в готовность 2 передвижных огнетушителя требуемого объема.

К передвижным огнетушителям Нажмите для перехода на ПожВики относят огнетушители массой от 20 до 400 кг.

В соответствии с п. 389 ППР заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 2 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3A, 144B, C, E (с учетом климатических условий эксплуатации), а заправочный островок, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, оснащается не менее чем 4 огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 3A, 144B, C, E (с учетом климатических условий эксплуатации) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания размером не менее 2 × 1,5 метра. Размещение огнетушителей должно предусматриваться на заправочных островках.

Площадка для автоцистерны, а также заправочный островок для заправки, в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники, дополнительно оснащается не менее чем 2 передвижными огнетушителями с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6A, 233B, C, E (с учетом климатических условий эксплуатации).

Размещение огнетушителей и покрывал для изоляции очага возгорания должно предусматриваться на заправочных островках в легкодоступных местах, защищенных от атмосферных осадков.

К передвижным огнетушителям с минимальным рангом тушения модельного очага пожара 6A, 233B, C, E относятся огнетушители порошковые с массой огнетушащего вещества 25 и более килограмм (например, ОП-25, ОП-35, ОП-50 и больше).

2. Требования СП 156

Далее рассмотрим требования пожарной безопасности к АЗС, содержащиеся в СП 156.

Отдельно отметим, что с 1 марта 2024 года приказом МЧС России от 18.08.2023 № 842 в СП 156 внесено довольно обширное изменение № 1, дальнейшие требования будут изложены с учетом этого изменения.

В соответствии с п. 1.2 СП 156 применяется при проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций, ограниченных принятой в настоящем своде правил классификацией.

Вместе с тем мы постараемся выделить те пункты данного нормативного документа, которые могут быть предусмотрены проектной документацией, но нарушены намеренно или случайно в процессе эксплуатации и на которые следует обратить внимание ответственному за пожарную безопасность.

2.1 Общие требования

В соответствии с п. 6.24, 6.25 СП 156 при наличии ограждения территории АЗС или территории отдельной площадки (площадок) на АЗС оно должно быть выполнено из негорючих материалов и не препятствовать свободному проветриванию.

Не допускается озеленение территории АЗС кустарниками и деревьями, выделяющими при цветении хлопья, волокнистые вещества или опушенные семена.

В процессе эксплуатации ограждение АЗС часто изнашивается в результате естественных процессов или механического воздействия транспортных средств, а замена производится без оглядки на требования проектной документации. Аналогичная ситуация может быть и с озеленением на территории АЗС, когда растения приходится менять после зимнего периода.

Согласно п. 6.31 СП 156 расположение транспортных средств на площадке для их стоянки не должно препятствовать свободному выезду транспортных средств (далее — ТС) с ее территории.

По п. 6.37 СП 156 наружное пожаротушение АЗС должно осуществляться не менее чем от двух пожарных гидрантов или от противопожарного водоема (резервуара), которые должны быть расположены на расстоянии не более 200 м от АЗС.

Конечно же, ответственные лица не могут повлиять на количество запроектированных пожарных гидрантов, однако с учетом этого пункта следует понимать, что ежегодному обслуживанию по ППР подлежат как минимум один пожарный водоем или два пожарных гидранта на территории АЗС.

2.2 Дополнительные требования к АЗС жидкого моторного топлива

В соответствии с абз. 2 п. 7.7 СП 156 на боковых поверхностях резервуаров или ограждающих конструкций (при их наличии) контейнеров хранения топлива должна быть расположена полоса желтого цвета шириной от 38 до 42 см с надписью «ОГНЕОПАСНО», выполненной световозвращающей краской красного цвета, а также надписи с указанием вида хранимого топлива (бензин или дизельное топливо).

При наполнении резервуаров топливом во время эксплуатации АЗС следует обеспечить исключение образования падающей струи топлива (абз. 2, п. 7.14 СП 156).

Конструкция технологической системы должна предусматривать возможность проведения пожаробезопасных периодических испытаний на герметичность топливного оборудования непосредственно на АЗС. Требования к периодичности указанных испытаний должны быть приведены в документации на технологическую систему АЗС (п. 7.20 СП 156).

В процессе эксплуатации АЗС подвержены износу различные подвижные части оборудования, в соответствии с п. 7.32 СП 156 крышки, заглушки и соединения фланцев, патрубков, штуцеров и т. п., расположенные на топливном оборудовании АЗС, должны быть снабжены прокладками, выполненными из неискрообразующих материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях эксплуатации, и соединены с обеспечением герметичности.

Указанные крышки и заглушки, которые предусматривается открывать при эксплуатации АЗС, должны быть выполнены из неискрообразующих материалов.

2.3 Дополнительные требования к АЗС с наличием газового моторного топлива

В соответствии с п. 8.2 СП 156 территория площадки (площадок) зданий, сооружений и оборудования для приема, подготовки и хранения КПГ и/или СПГ, а также территория складской площадки с резервуарами СУГ должны иметь ограждения, которые обозначают территорию, закрытую для посторонних лиц, и выполнены из негорючих материалов, не препятствующих свободному проветриванию.

Устройство навесов с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием с КПГ и/или СПГ, включая общий навес над площадками заправочных островков, на которых, помимо заправки автомобилей бензином, дизельным топливом или СУГ, осуществляется заправка КПГ, не допускается (п. 8.11 СП 156).

Как и в случае с пожарными гидрантами, ответственное лицо не принимает решений по проектированию размещения заправочных колонок, но при наличии оборудования с КПГ и/или СПГ следует обращать внимание на навесы в случае их текущего ремонта или замены при повреждениях.

В изменении № 1 к СП 156 в данный пункт добавлено требование к СПГ.

В соответствии с п. 8.54 СП 156 при срабатывании пожарной сигнализации в помещении АЗС должны быть обеспечены в автоматическом режиме:

  • подача сигнала о пожаре в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала АЗС, а также в помещение операторной с круглосуточным пребыванием в нем персонала технологически связанного с этой АЗС объекта (при наличии);

  • прекращение операций по наполнению резервуаров (сосудов) топливом;

  • перекрытие запорной арматуры на трубопроводах, сообщающих резервуар хранения СУГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СУГ и резервуар хранения СПГ с транспортной емкостью (сосудом) АЦ СПГ, а также на трубопроводах подачи топлива на АЗС;

  • отключение всех топливораздаточных (раздаточных) колонок и компрессорного оборудования.

Пожарная безопасность на автозаправочных станциях (АЗС) является критически важным аспектом безопасности как для сотрудников, так и для клиентов. Следует регулярно проводить инструктажи и тренировки по действиям в случае пожара, обеспечивать наличие необходимых средств пожаротушения и поддерживать в исправном состоянии системы противопожарной защиты. Нарушение правил пожарной безопасности на АЗС может привести к серьезным последствиям, включая угрозу жизни и здоровью людей, а также материальные убытки. Поэтому соблюдение всех мер безопасности на АЗС является обязательным требованием для обеспечения безопасной эксплуатации объекта.

В заключение хотелось бы отметить, что АЗС — это сложный и опасный объект, поэтому многочисленные требования пожарной безопасности предусматриваются еще на стадии проектирования таких объектов, в связи с чем лицам, ответственным за пожарную безопасность на территории АЗС, следует досконально изучить принятые проектные решения, а также перечень требований и мероприятий, которые ими установлены.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Узнайте, какие изменения произошли в требованиях к эвакуационным путям и выходам из производственных и складских зданий и сооружений в новом СП СП1.13130.2020 и какие отличия он содержит по сравнению с СП1.13130.2009.
Продолжаем знакомиться с последними изменениями в Правилах противопожарного режима (ППР в РФ), которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В этой статье мы проведем подробный сравнительный анализ и выясним, какие изменения содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (редакция 23.04.2020), по сравнению с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Очередная часть нашего анализа по сравнению требований веденного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена отличиям в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам.
S-2989 (А034)
просмотры1252
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт