Требования пожарной безопасности к проведению сливоналивных операций сжиженных углеводородных газов и сжиженного природного газа
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Требования пожарной безопасности к проведению сливоналивных операций сжиженных углеводородных газов и сжиженного природного газа

Дата актуализации статьи: 27.07.2021
прослушать текст

Как известно, доставка сжиженных газов (сжиженных углеводородных газов, сжиженного природного газа) до потребителей, производимая с помощью автомобильного, железнодорожного и морского транспорта, всегда включает в себя проведение сливоналивных операций по их загрузке (выгрузке) в емкости для хранения. Практика свидетельствует, что проведение указанных сливоналивных операций связано с риском возникновения пожара. Что же необходимо предпринять, чтобы обезопасить себя в таких ситуациях? Расскажем об этом в данной статье.

В чем заключается пожарная опасность сливоналивных операций

Пожарная опасность сливоналивных операций сжиженных углеводородных газов (далее — СУГ) и сжиженного природного газа (далее — СПГ) обусловлена возможностью образования горючей среды в месте проведения таких операций в случае разгерметизации оборудования. Операции по перекачке и сливу сжиженных газов (СУГ, СПГ) связаны с повышением температуры продукта, с изменением его давления, что приводит к созданию условий для активного испарения и, как итог, образованию отпарного газа.

Отпарной газ — это газообразная смесь, которая образуется в емкостях со сжиженным природным газом, вследствие внешнего теплопритока в процессах производства, хранения и транспортировки сжиженного природного газа.

Основными источниками зажигания при проведении сливоналивных операций являются:

  1. Разряды статического и атмосферного электричества. СПГ хороший изолятор и легко накапливает статическое электричество во время протекания внутри оборудования и трубопроводов. Очень важно надежно заземлять оборудование и трубопроводы.

  2. Электрооборудование, не имеющее взрывозащиты или имеющее недостаточный уровень и вид взрывозащиты Нажмите для перехода на ПожВики.

  3. Занесение стороннего источника зажигания, например, проведение в непосредственной близости огневых работ Нажмите для перехода на ПожВики, несанкционированное курение.

Принципы обеспечения пожарной безопасности сливоналивных операций

Основными принципами обеспечения пожарной безопасности сливоналивных операций являются:

  1. Недопущение внесения или появления источника зажигания в зону проведения операций.

  2. Исключение условий для создания горючей концентрации газа. Это достигается мерами по предотвращению и/или локализации розлива СУГ и СПГ, а также созданием условий для скорейшего рассеивания горючих газов в атмосфере.

Сливоналивные операции с использованием автомобильного и железнодорожного транспорта применяются в основном на объектах малотоннажного производства СПГ. Перспективным рынком сбыта СПГ и СУГ для объектов малотоннажного производства являются автозаправочные станции.

Следует отметить, что наиболее безопасным является применение на передвижных заправщиках СУГ и СПГ (автомобильных, железнодорожных, водных) двухоболочечных резервуаров, имеющих повышенную защиту от протечек.

Требования пожарной безопасности к площадкам слива и выдачи СПГ 

В соответствии с СП 326.1311500.2017 «Объекты малотоннажного производства и потребления сжиженного природного газа. Требования пожарной безопасности» к площадкам слива сжиженного природного газа установлены следующие требования:

  • Площадки слива и выдачи СПГ должны иметь ограждение. Конструкция и материалы ограждений должны быть рассчитаны на воздействие криогенных температур СПГ. Ограждение должно иметь предел огнестойкости не менее E 150. Высота ограждения должна быть не менее 0,3 м.

  • Запрещается производить отгрузку СПГ в передвижные заправщики при работающем двигателе.

  • На объекте допускается эксплуатация только передвижных заправщиков, которые оснащены обратными клапанами или отсекающей запорной арматурой, управляемой дистанционно, отсекающей арматурой с ручным управлением, а выхлопные коллекторы должны быть снабжены искрогасителем.

  • Перед отпуском СПГ потребителю все участки трубопроводов, через которые осуществляется налив СПГ, должны быть продуты инертным газом (например, азотом).

Требования пожарной безопасности к сливоналивным операциям на автозаправочных станциях

Основные требования пожарной безопасности при операциях слива сжиженных газов рассмотрим на примере автозаправочных станций (СП 156.13130.2014 «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности» (далее — СП 156.13130.2014)).

В соответствии с пунктом 8.17 СП 156.13130.2014 при проектировании многотопливных автозаправочных станций (далее — АЗС) не допускается предусматривать:

  • одновременное нахождение на АЗС двух автоцистерн (далее — АЦ) и более;

  • доставку СПГ АЦ, транспортные емкости (сосуды) которых не имеют вакуумной изоляции;

  • наполнение резервуаров СПГ или СУГ без приостановки работы АЗС (нахождение лиц не из числа персонала АЗС и экипажа АЦ на территории АЗС не допускается).

Применение АЦ для доставки СУГ или СПГ на АЗС с количеством транспортных емкостей (сосудов) СУГ или СПГ более одной не допускается.

Пунктом 6.32. СП 156.13130.2014 установлено, что монтаж системы молниезащиты, заземления и защиты от статического электричества следует проводить до начала пусконаладочных испытаний технологических систем АЗС.

Для контроля заземления АЦ следует применять специализированные автоматизированные устройства заземления, осуществляющие автоматическое прекращение наполнения резервуара или сигнализацию при неисправности системы заземления АЦ (п. 7.35. СП 156.13130.2014).

Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается СУГ или СПГ, должна соответствовать классу А или В герметичности затворов по ГОСТ Р 54808.

Для исключения мест скопления горючих газов пунктом 8.11 СП 156.13130.2014 установлено, что устройство навесов с непроветриваемыми объемами (пазухами, карманами) над оборудованием, над площадками для автоцистерн СУГ и СПГ не допускается.

Оборудование, содержащее в себе СУГ или СПГ, должно иметь сбросные трубы для паров СУГ и паров СПГ. Такие трубы должны иметь высоту, диаметр, конструкцию и расположение, исключающие образование взрывоопасных смесей в зоне размещения объектов, не относящихся к АЗС, а также в зоне выпуска дымовых газов котельной АЗС, технологического оборудования, зданий, сооружений АЗС и в местах возможного пребывания водителей и пассажиров транспортных средств.

Сбросные трубы паров СУГ и паров СПГ должны располагаться вертикально с организацией выброса газа (паров) вверх (п. 8.12. СП 156.13130.2014).

Следует обеспечить предотвращение растекания пролива жидкой фазы СУГ и СПГ за границы площадки АЦ и образования взрывоопасных смесей за пределами АЗС за счет испарения СУГ и СПГ с поверхности указанного пролива (п. 8.18. СП 156.13130.2014).

На основании п. 8.25 СП 156.13130.2014 конструкция технологических систем должна предусматривать возможность проведения пожаровзрывобезопасного опорожнения от топлива и продувки инертным газом как внутреннего пространства оборудования, в котором обращается СПГ, СУГ и его пары, без демонтажа этого оборудования, так и межстенного пространства оборудования для СУГ. Продувка инертными газами — один из основных способов исключения скопления горючих газов и криогенных жидкостей в полостях и «карманах» оборудования и трубопроводов.

Пунктом 8.26 СП 156.13130.2014 установлено важное требование по наличию дистанционного (оператором АЗС) и автоматического управления (при срабатывании систем противоаварийной защиты) процессом опорожнения (путем сброса паров) оборудования от СПГ на сбросные трубы технологической системы АЗС вертикально вверх.

Резервуары для хранения СУГ и СПГ, мерные емкости СПГ должны быть оснащены системой автоматического предотвращения превышения предельно допустимого уровня их заполнения (85 % геометрического объема резервуара СУГ и 95 % геометрического объема резервуара СПГ и мерной емкости СПГ) (п. 8.35. СП 156.13130.2014). При переполнении снижается эффективность методов контроля давления в резервуаре, в результате может увеличиваться образование отпарного газа либо происходить подсос воздуха (окислителя) внутрь резервуара.

Наполнение резервуаров хранения СУГ и СПГ должно быть предусмотрено только из АЦ. Резервуары хранения СУГ должны быть оснащены линией их опорожнения в АЦ в случае объявления в зоне ее расположения чрезвычайной ситуации.

Технологическое оборудование СУГ и СПГ, площадки для АЦ СУГ и АЦ СПГ, заправочные островки, на которых транспортные средства могут заправляться СУГ, а также сооружения, в которых обращаются СПГ и СУГ, должны быть оборудованы сигнализаторами довзрывоопасных концентраций. Уровни сигнализации имеют два порога срабатывания. При достижении первого порога концентрации горючего газа в 20 % и более от НКПР Нажмите для перехода на ПожВики включается сигнализация (световой и звуковой сигнал) в месте разгерметизации с одновременной подачей сигнала в операторную АЗС.

При достижении в местах установки сигнализаторов довзрывоопасных концентраций горючего газа второго порога срабатывания (концентрация 50 % от НКПР) должно быть обеспечено автоматическое прекращение операций наполнения резервуаров (сосудов) хранения топлива и отключение топливораздаточных устройств (п. 8.40. СП 156.13130.2014).

Требования правил противопожарного режима к сливоналивным операциям со сжиженным углеводородным газом

Требованиям к сливоналивным операциям со сжиженным углеводородным газом посвящен раздел XIII Правил противопожарного режима в РФ (постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»). Весь раздел мы цитировать в статье не будем (при желании вы можете с ним ознакомиться по этой ссылке), но отметим ряд требований, предусмотренных пунктами 229, 265-268 Правил.

Так, запрещается эксплуатировать без заземления резервуары, трубопроводы, эстакады, цистерны под сливом и сливоналивные железнодорожные пути.

При проведении сливоналивных операций запрещается оставлять цистерну, присоединенной к коммуникациям, когда ее налив и слив не проводят. В случае длительного перерыва при сливе или наливе сжиженного углеводородного газа соединительные рукава от цистерны отсоединяются.

Во время налива и слива сжиженного углеводородного газа запрещается:

а) проведение пожароопасных работ и курение на расстоянии менее 100 метров от цистерны;

б) проведение ремонтных работ на цистернах и вблизи них, а также иных работ, не связанных со сливоналивными операциями;

в) подъезд автомобильного и маневрового железнодорожного транспорта;

г) нахождение на сливоналивной эстакаде посторонних лиц, не осуществляющих сливоналивные операции.

Запрещается выполнять сливоналивные операции во время грозы.

Принципы обеспечения пожарной безопасности при проведении сливных операций на танкерах, перевозящих СПГ

Доставку СПГ от объектов крупнотоннажного производства реализуют в большинстве случаев морским транспортом с использованием танкеров СПГ.

Общие принципы обеспечения пожарной безопасности при проведении сливных операций в танкерах СПГ соответствуют вышеописанным, но в тоже время имеются отличия, обусловленные объемами производимых операций.

В первую очередь это образование отпарного газа в большом количестве.

В режиме отгрузки, при котором СПГ перекачивается из резервуаров хранения на танкер СПГ, отпарной газ образуется в резервуарах хранения, линиях отгрузки и из танкеров СПГ вследствие комбинированного действия утечки тепла, испарения и вытеснения паров.

Для уменьшения количества отпарного газа при заправке танкера линии отгрузки должны поддерживаться при постоянной криогенной температуре либо за счет отгрузки СПГ на танкер (режим отгрузки), либо в результате циркуляции СПГ при помощи отгрузочных насосов (режим хранения). При этом циркулирующий СПГ возвращается обратно в резервуары хранения.

При захолаживании линий отгрузки важно избежать проявления эффекта bowing — изгиба трубопровода вследствие неравномерного распределения температур по его сечению. Во избежание деформации линии разница температуры между верхней и нижней частями линии не должна превышать 50 °C. Типовые датчики температуры поверхности охлаждения и температурные элементы располагаются в верхней и нижней частях всех криогенных трубопроводов.

Резервуары танкера также должны быть охлаждены перед отгрузкой, чтобы температура паровоздушного пространства не превышала -130 °C в момент начала отгрузки с полной скоростью налива.

Отгрузка СПГ на танкер выполняется через стендеры. Все стендеры должны оснащаться системой аварийной расстыковки, состоящей из сдвоенных шаровых клапанов и муфты аварийного отсоединения с механическим приводом. Тем самым при возникновении аварийного сценария обеспечивается безопасное разъединение судна и причального места. Каждое причальное место оборудуется несколькими стендерами, среди которых в обязательном порядке предусмотрен стендер возврата паров. Отпарной газ, образующийся при операциях отгрузки, возвращается в коллектор отпарного газа через стендер возврата паров. Некоторый объем паров должен возвращаться в резервуары хранения СПГ для замещения жидкостного объема, уменьшаемого в процессе отгрузки.

По завершении каждой операции отгрузки СПГ в стендерах и соответствующие линии подвода должны продуваться азотом.

Для предотвращения распространения горючего газа и паров при авариях вдоль края причального места, между судном и причалом, устраиваются системы водяной завесы Нажмите для перехода на ПожВики. Эти завесы также позволяют снижать интенсивность теплового излучения от источника возгорания. Водяная завеса должна автоматически активироваться при подтвержденном обнаружении газа или ручным способом.

Для предотвращения разрастания масштаба аварии в случае пожара технологическое оборудование, обрабатывающее горючий газ, воспламеняемые и горючие жидкости, должно быть защищено от термического воздействия посредством водяного орошения.

Для подавления скорости парообразования и интенсивности горения сжиженных углеводородов, разлитых на поверхность жидкости, эффективно использовать воздушно-механическую пену.

Большое количество воды также эффективно для удаления статического заряда, представляющего собой источник возгорания. Но следует избегать слишком мелкодисперсного слоя тумана и пара, поскольку они создают статический заряд.

В завершение статьи еще раз напомним ее основные моменты. Мы рассказали вам о пожарной опасности сливоналивных операций СУГ и СПГ, а также о принципах обеспечения их пожарной безопасности. Разъяснили требования пожарной безопасности к объектам, на которых могут проводиться указанные сливоналивные операции, таким как площадки слива и выдачи, автозаправочные станции, танкеры. Отдельно напомнили требования правил противопожарного режима к сливоналивным операциям со СУГ.

Несмотря на значительный перечень требований пожарной безопасности, предъявляемых к сливоналивным операциям сжиженных газов, невыполнение даже одного из них может привести к возникновению аварийной ситуации. Примером может служить авария на газовой АЗС, произошедшая 14 июня 2021 года в Новосибирске, в результате которой взорвались емкости с топливом. По информации МЧС России, причиной инцидента стало отсутствие заземления газовоза при сливе газа в стационарную емкость.

Поэтому настоятельно советуем нашим читателям соблюдать все приведенные нами требования без каких-либо исключений.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Узнайте, какие изменения произошли в требованиях к эвакуационным путям и выходам из производственных и складских зданий и сооружений в новом СП СП1.13130.2020 и какие отличия он содержит по сравнению с СП1.13130.2009.
Продолжаем знакомиться с последними изменениями в Правилах противопожарного режима (ППР в РФ), которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В этой статье мы проведем подробный сравнительный анализ и выясним, какие изменения содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (редакция 23.04.2020), по сравнению с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Очередная часть нашего анализа по сравнению требований веденного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена отличиям в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам.
S-1461 (А014)
просмотры3166
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт