Требования пожарной безопасности к размещению площадок для сбора мусора и своевременности его вывоза
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер (2)(1).png
баннер февраль УЦ(1).png
баннер (1).jpg

Требования пожарной безопасности к размещению площадок для сбора мусора и своевременности его вывоза

Дата актуализации статьи: 08.06.2022 23.11.2021
прослушать текст

Нередко у граждан возникают вопросы: что делать, если коммунальные службы своевременно не вывозят мусор и отходы (в том числе горючий мусор и горючие отходы) с контейнерных площадок, предназначенных для их сбора, и куда жаловаться в таком случае. На первый взгляд, может создаться впечатление, что решение указанных проблем не совсем подходит к тематике нашего портала, но практика свидетельствует, что они непосредственно связаны с пожарной безопасностью, ведь горение мусора — довольно частое явление.

Эти проблемные ситуации в большей степени проявляются в период с ранней весны и до поздней осени, когда граждане наводят порядок на своих дачных участках и придомовых территориях, вынося мусор, сухую растительность и т. п. на контейнерные площадки. Если администрация поселения не спешит с их вывозом в специально отведенные места утилизации, то возле указанных площадок скапливаются огромные кучи сухой травы, листьев, веток, мебели и т. д. Такой мусор очень легко может загореться, например, от тлеющего окурка сигареты, выброшенного из проезжающего мимо автомобиля.

Естественно, описанная ситуация требует вмешательства со стороны как неравнодушных граждан, так и надзорных органов, а раз уж речь идет о пожарной безопасности, то и со стороны органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН).

Далее, в статье попытаемся разобраться с требованиями законодательства, касающимися порядка размещения площадок для сбора мусора, своевременности его вывоза и способами воздействия на службы, ответственные за своевременный сбор и вывоз мусора.

Требования к размещению контейнерных площадок для сбора мусора

Вначале давайте определимся с тем, где можно, а где нельзя размещать площадки для сбора мусора.

В настоящий момент в нормативных документах в области пожарной безопасности отсутствуют требования к размещению, устройству, эксплуатации площадок для сбора отходов и порядку их вывоза. При этом в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила), имеется ряд требований, которыми можно руководствоваться при выборе места размещения площадок для сбора мусора и свалок горючих отходов, а именно пункты 65, 68 и 69.

Согласно требованиям пункта 65 Правил запрещается использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования мусора и его сжигания.

В пункте 68 Правил сказано, что на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.

Помимо этого, согласно требованиям пункта 69 Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

Чтобы узнать более подробную информацию о требованиях к размещению площадок для сбора мусора, нам необходимо обратиться за помощью к санитарным правилам и нормам, а именно к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СанПиН 2.1.3684-21), в котором установлены требования к устройству контейнерных площадок, а также допустимые расстояния от них до жилых домов и других объектов инфраструктуры.

Так, согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах — не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах — не менее 15 метров.

Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.

Требования к своевременной уборке и вывозу мусора

С размещением площадок для сбора мусора разобрались, теперь нужно прояснить ситуацию, когда скопившийся на них мусор не убирается продолжительное время. Обязанность производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы правообладателями земельных участков определена пунктом 67 Правил.

Также в соответствии с пунктом 73 Правил руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, должны обеспечивать очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

При этом понятие «своевременная уборка мусора» в нормативных документах в области пожарной безопасности не раскрывается.

Для поиска определения этому понятию опять же обратимся к СанПиН 2.1.3684-21. Конкретного определения данному понятию в нем не содержится, однако пунктом 11 установлены сроки временного накопления отходов.

Так, сроки временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток и составляют:

не более 1 суток при температуре плюс 5 ºС и выше;

не более 3 суток при температуре плюс 4 ºС и ниже.

При этом в соответствии с пунктом 13 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию крупногабаритных отходов, обеспечивает их вывоз по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °С и ниже, а при температуре плюс 5 °С и выше — не реже 1 раза в 7 суток.

Приложением Б к ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» установлены сроки устранения навала мусора, очагового навала мусора и несанкционированных свалок на придомовой территории в зависимости от его объема.

Так, при накоплении мусора в объеме до 1 м3 срок его вывоза должен составлять не более 1 рабочего дня с момента поступления заявки или обнаружения.

При накоплении мусора в объеме 1,1 м3 и более срок его вывоза не должен превышать более 2 рабочих дней с момента поступления заявки или обнаружения.

Вопросы организации вывоза бытовых отходов относятся к компетенции соответствующих органов местного самоуправления, надзор за этой деятельностью осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Статью о требованиях пожарной безопасности при сжигании мусора читайте по ссылке ниже.


Что делать, если нарушены и не выполняются требования к размещению мусора и своевременной его уборке

Если вами были обнаружены нарушения требований законодательства в части неправильного размещения площадок для хранения мусора и несвоевременного вывоза мусора, то вы имеете полное право подготовить и направить данную информацию в орган местного самоуправления, орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора или прокуратуру для принятия мер реагирования.

В случае выявления нарушений требований Правил вы также можете направить данную информацию в территориальный орган ГПН.


Напомним, что нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ может повлечь предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Если требования пожарной безопасности нарушены в период действия особого противопожарного режима, административный штраф составит:

  • для граждан — от 10 000 до 20 000 рублей;

  • для должностных лиц — от 30 000 до 60 000 рублей;

  • для индивидуальных предпринимателей — от 60 000 до 80 000 рублей;

  • для юридических лиц — от 400 000 до 800 000 рублей.

Ну что ж, мы вооружили наших читателей всей необходимой информацией для решения возможных мусорных проблем, которые могут привести к возникновению пожаров, а как следствие — угрозе жизни и здоровью людей. Надеемся, что данная статья будет полезна всем заинтересованным в этом вопросе лицам.



Читать все статьи с меткой:


  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Узнайте, какие изменения произошли в требованиях к эвакуационным путям и выходам из производственных и складских зданий и сооружений в новом СП СП1.13130.2020 и какие отличия он содержит по сравнению с СП1.13130.2009.
Продолжаем знакомиться с последними изменениями в Правилах противопожарного режима (ППР в РФ), которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В этой статье мы проведем подробный сравнительный анализ и выясним, какие изменения содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (редакция 23.04.2020), по сравнению с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Очередная часть нашего анализа по сравнению требований веденного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена отличиям в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам.
S-1736 (А013)
просмотры14144
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт