Нередко у граждан возникают вопросы: что делать, если коммунальные службы своевременно не вывозят мусор и отходы (в том числе горючий мусор и горючие отходы) с контейнерных площадок, предназначенных для их сбора, и куда жаловаться в таком случае. На первый взгляд, может создаться впечатление, что решение указанных проблем не совсем подходит к тематике нашего портала, но практика свидетельствует, что они непосредственно связаны с пожарной безопасностью, ведь горение мусора — довольно частое явление.
Эти проблемные ситуации в большей степени проявляются в период с ранней весны и до поздней осени, когда граждане наводят порядок на своих дачных участках и придомовых территориях, вынося мусор, сухую растительность и т. п. на контейнерные площадки. Если администрация поселения не спешит с их вывозом в специально отведенные места утилизации, то возле указанных площадок скапливаются огромные кучи сухой травы, листьев, веток, мебели и т. д. Такой мусор очень легко может загореться, например, от тлеющего окурка сигареты, выброшенного из проезжающего мимо автомобиля.
Естественно, описанная ситуация требует вмешательства со стороны как неравнодушных граждан, так и надзорных органов, а раз уж речь идет о пожарной безопасности, то и со стороны органов государственного пожарного надзора (далее — органы ГПН).
Далее, в статье попытаемся разобраться с требованиями законодательства, касающимися порядка размещения площадок для сбора мусора, своевременности его вывоза и способами воздействия на службы, ответственные за своевременный сбор и вывоз мусора.
Требования к размещению контейнерных площадок для сбора мусора
Вначале давайте определимся с тем, где можно, а где нельзя размещать площадки для сбора мусора.
В настоящий момент в нормативных документах в области пожарной безопасности отсутствуют требования к размещению, устройству, эксплуатации площадок для сбора отходов и порядку их вывоза. При этом в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила), имеется ряд требований, которыми можно руководствоваться при выборе места размещения площадок для сбора мусора и свалок горючих отходов, а именно пункты 65, 68 и 69.
Согласно требованиям пункта 65 Правил запрещается использование противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и строениями для складирования мусора и его сжигания.
В пункте 68 Правил сказано, что на территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов.
Помимо этого, согласно требованиям пункта 69 Правил на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.
Чтобы узнать более подробную информацию о требованиях к размещению площадок для сбора мусора, нам необходимо обратиться за помощью к санитарным правилам и нормам, а именно к СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее — СанПиН 2.1.3684-21), в котором установлены требования к устройству контейнерных площадок, а также допустимые расстояния от них до жилых домов и других объектов инфраструктуры.
Так, согласно пункту 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах — не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах — не менее 15 метров.
Выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления.
Требования к своевременной уборке и вывозу мусора
С размещением площадок для сбора мусора разобрались, теперь нужно прояснить ситуацию, когда скопившийся на них мусор не убирается продолжительное время. Обязанность производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы правообладателями земельных участков определена пунктом 67 Правил.
Также в соответствии с пунктом 73 Правил руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, должны обеспечивать очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
При этом понятие «своевременная уборка мусора» в нормативных документах в области пожарной безопасности не раскрывается.
Для поиска определения этому понятию опять же обратимся к СанПиН 2.1.3684-21. Конкретного определения данному понятию в нем не содержится, однако пунктом 11 установлены сроки временного накопления отходов.
Так, сроки временного накопления несортированных твердых коммунальных отходов определяются исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток и составляют:
не более 1 суток при температуре плюс 5 ºС и выше;
не более 3 суток при температуре плюс 4 ºС и ниже.
При этом в соответствии с пунктом 13 СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортированию крупногабаритных отходов, обеспечивает их вывоз по мере его накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °С и ниже, а при температуре плюс 5 °С и выше — не реже 1 раза в 7 суток.
Приложением Б к ГОСТ Р 56195-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования» установлены сроки устранения навала мусора, очагового навала мусора и несанкционированных свалок на придомовой территории в зависимости от его объема.
Так, при накоплении мусора в объеме до 1 м3 срок его вывоза должен составлять не более 1 рабочего дня с момента поступления заявки или обнаружения.
При накоплении мусора в объеме 1,1 м3 и более срок его вывоза не должен превышать более 2 рабочих дней с момента поступления заявки или обнаружения.
Вопросы организации вывоза бытовых отходов относятся к компетенции соответствующих органов местного самоуправления, надзор за этой деятельностью осуществляют органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Статью о требованиях пожарной безопасности при сжигании мусора читайте по ссылке ниже.
Что делать, если нарушены и не выполняются требования к размещению мусора и своевременной его уборке
Если вами были обнаружены нарушения требований законодательства в части неправильного размещения площадок для хранения мусора и несвоевременного вывоза мусора, то вы имеете полное право подготовить и направить данную информацию в орган местного самоуправления, орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора или прокуратуру для принятия мер реагирования.
В случае выявления нарушений требований Правил вы также можете направить данную информацию в территориальный орган ГПН.
Напомним, что нарушение требований пожарной безопасности в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ может повлечь предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Если требования пожарной безопасности нарушены в период действия особого противопожарного режима, административный штраф составит:
для граждан — от 2000 до 4000 рублей;
для должностных лиц — от 15 000 до 30 000 рублей;
для индивидуальных предпринимателей — от 30 000 до 40 000 рублей;
для юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей.
Узнавайте о наших акциях, спецпредложениях, получайте бонусы и скидки от партнеров портала ProPB
Расчет категорий по взрывопожарной и пожарной опасности
Калькуляторы расчета пожарного риска для общественных зданий
Калькуляторы расчета пожарного риска для производственных объектов
Проверочные листы МЧС с комментариями эксперта
Организации в области Пожарной безопасности
Системы противопожарной защиты
Первичные средства пожаротушения
Источники наружного противопожарного водоснабжения
Требования к зданиям
Выбор системы противопожарной защиты для зданий
Выбор системы противопожарной защиты для сооружений
Определение требуемого типа СОУЭ
Выбор системы противопожарной защиты для оборудования
Определение необходимого уровня звука СОУЭ