Требования пожарной безопасности к размещению автостоянок и объектов техобслуживания автомобилей
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер (2)(1).png
баннер февраль УЦ(1).png
баннер (1).jpg

Требования пожарной безопасности к размещению автостоянок и объектов техобслуживания автомобилей

Дата актуализации статьи: 23.01.2024 25.10.2021
Фото: Создано при помощи нейросети DALL-E
прослушать текст


В продолжение начатой ранее тематики, связанной с обеспечением пожарной безопасности объектов хранения автотранспорта и автотранспортной техники, в данной статье разберем требования пожарной безопасности к размещению автостоянок и объектов технического обслуживания автомобилей.

Статьей 88 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что части зданий, сооружений, пожарных отсеков Нажмите для перехода на ПожВики, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости Нажмите для перехода на ПожВики и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами.

Эта норма обуславливает ряд требований к размещению автостоянок автомобилей и станций по их техническому обслуживанию, которые будут рассмотрены ниже.

Классификация автостоянок

Автомобили, ввиду содержания в них моторного топлива, автомобильных масел, материалов отделки салона, представляют собой значительную пожарную нагрузку  Нажмите для перехода на ПожВики. Автостоянки легковых автомобилей относят либо к взрывоопасным помещениям, либо к одним из наиболее пожароопасных помещений категорий В1 и В2 по взрывопожарной и пожарной опасности.

В соответствии с СП 113.13330.2023 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» (далее – СП 113.13330.2023) стоянка автомобилей (паркинг) - это здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т. п), а также средств индивидуальной мобильности.

   Среди них различают:

  1. Автостоянки надземного закрытого типа — надземные автостоянки с наружными ограждениями.

  2. Автостоянки открытого типа — стоянка автомобилей, в которой не менее 50 % площади внешней поверхности наружных ограждений на каждом ярусе (этаже) составляют проемы, остальное – парапеты.

  3. Подземные автостоянки — автостоянки, имеющие все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

В соответствии с п. 4.4 СП 113.13330.2023 стоянки автомобилей могут размещаться в зданиях ниже и/или выше уровня земли, состоять из подземной и наземной частей (подземных и наземных этажей, в том числе с использованием кровли (покрытия) этих зданий), пристраиваться к зданиям другого назначения или встраиваться в них, в том числе располагаться в наземных или в подземных, подвальных, цокольных этажах, а также размещаться на открытых площадках.

К подземным этажам зданий или сооружений автостоянок следует относить этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.

Требования пожарной безопасности к встраиваемым и пристраиваемым автостоянкам

По причине высокой пожарной опасности не допускается встраивать стоянки автомобилей в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1 (детские сады, больницы, спальные корпуса школ-интернатов, дома престарелых), Ф4.1 (общеобразовательные школы, организации дополнительного образования детей, учреждения начального и среднего профессионального образования), а также Ф5 (производственные и складские здания) категорий А и Б по взрывопожарной опасности (п. 6.2.3 СП 113.13330.2023). Кроме того, не допускается пристраивать наземные стоянки автомобилей к зданиям медицинских организаций со стационаром, общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций (п. 7.7.4 СП 113.13330.2023).

В тоже время стоянки автомобилей допускается встраивать в здания других классов функциональной пожарной опасности I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1  Нажмите для перехода на ПожВики (за исключением зданий упомянутых в п. 6.2.3 СП 113.13330.2023). При этом стоянки автомобилей (включая механизированные) должны выделяться в отдельный пожарный отсек противопожарными преградами в соответствии с СП 2.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», имеющий степень огнестойкости не менее степени огнестойкости здания, в которое они встраиваются (п. 6.2.3 СП 113.13330.2023).

В соответствии с п. 6.2.4 СП 113.13330.2023 стоянки автомобилей допускается пристраивать к зданиям других классов функциональной пожарной опасности (за исключением зданий упомянутых в п. 6.2.3 СП 113.13330.2023). При этом стоянки автомобилей (включая механизированные) должны отделяться от этих зданий противопожарными стенами 1-го типа. В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 пристроенные стоянки автомобилей владельцев дома следует отделять противопожарными стенами 2-го типа или перегородками 1-го типа.

В здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 допускается встраивать стоянки автомобилей закрытого типа, предназначенные для жильцов дома, арендаторов или собственников помещений общественного назначения, размещаемых в жилом доме (п. 6.2.33 СП 113.13330.2023). В указанных зданиях I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1 в нижнем этаже (первом, либо цокольном) допускается предусматривать открытые одноуровневые автостоянки автомобилей, предназначенные только для жильцов (п. 6.2.34 СП 113.13330.2023).

В здания класса функциональной пожарной опасности Ф1.4 стоянки автомобилей жильцов дома допускается встраивать независимо от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания. При этом стоянка автомобилей должна отделяться конструкциями с пределом огнестойкости не ниже (R)EI 45. Дверь между стоянкой автомобилей и жилыми помещениями должна быть противопожарной с пределом огнестойкости не ниже EI 30 (с уплотнением в притворах и устройством для самозакрывания) и не должна выходить непосредственно в спальное помещение (п. 6.2.5 СП 113.13330.2023).

В п. 6.2.6 СП 113.13330.2023 указаны мероприятия, направленные на недопущение распространения пожара из помещений автостоянок. Для стоянок автомобилей, пристроенных или встроенных в жилые и общественные здания (кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.4) в целях ограничения распространения пожара следует предусмотреть одно из следующих мероприятий:

- обеспечить расстояние от проемов помещений для хранения автомобилей и проемов закрытых рамп до низа ближайших вышележащих оконных проемов здания другого назначения не менее 4 м или заполнение указанных оконных проемов предусмотреть противопожарным с пределом огнестойкости не менее Е 15;

- предусмотреть над проемами помещений для хранения автомобилей и проемами закрытых рамп глухие козырьки либо балконы или галереи из материалов группы горючести не ниже Г1, выступающие от плоскости стены не менее чем на 1 м и перекрывающие ширину проема с каждой стороны не менее чем на 0,5 м.

Для оконных проемов, выходящих в лоджии шириной не менее 1 м с ограждающими конструкциями из материалов группы горючести не ниже Г1, дополнительные мероприятия не требуются.

Во всех указанных случаях участки наружных стен с внешней стороны с фасадными системами на расстоянии 4 м от краев проемов помещений для хранения автомобилей и закрытых рамп должны иметь класс пожарной опасности К0, с применением облицовки, отделки и теплоизоляции из материалов группы горючести не ниже Г1.

Требования пожарной безопасности к автостоянкам для автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе

Стоянки автомобилей закрытого типа для газобаллонных автомобилей должны предусматриваться в отдельно стоящих зданиях и сооружениях I - IV степеней огнестойкости класса конструктивной пожарной опасности С0.

Предусматривать стоянки для размещения газобаллонных автомобилей не допускается (п. 5.12 СП 113.13330.2023):

  • в подземных этажах стоянок автомобилей;

  • в цокольном и наземных этажах стоянок автомобилей закрытого типа, размещаемых в зданиях иного назначения;

  • в цокольном и наземных этажах стоянок автомобилей закрытого типа с неизолированными рампами;

  • при хранении автомобилей в боксах, не имеющих непосредственного выезда наружу, многоэтажных отдельно стоящих гаражей-стоянок.

Размещение газобаллонных автомобилей на этажах стоянок автомобилей открытого типа (в том числе механизированных) не нормируется (п. 5.13 СП 113.13330.2023).

Требования пожарной безопасности к размещению помещений внутри автостоянок

Пунктом 5.7 СП 113.13330.2023 определено, что в зданиях стоянок автомобилей рекомендуется предусматривать служебные помещения для обслуживающего персонала (помещение охраны, контрольные и кассовые пункты, санитарные узлы, в том числе приспособленные для МГН), сети и помещения инженерно-технического обеспечения, пассажирские лифты, помещения мойки, кладовые для хранения автомобильных шин. Их состав и размеры площадей определяются проектом в соответствии с заданием на проектирование.

Помещения или группы помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта (ТО и ТР), диагностирования и регулировочных работ и т.п.) за исключением помещений или групп помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей, должны быть отделены от стоянки автомобилей противопожарными стенами 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями 3-го типа. Размещение помещений или групп помещений для сервисного обслуживания автомобилей (за исключением помещений, в которых осуществляется только мойка автомобилей), а также помещений, отнесенных к категориям А и Б по взрывопожарной опасности, в подземных (подвальных) и цокольных этажах зданий стоянок автомобилей не допускается (п. 6.2.14 СП 113.13330.2023).

Требования пожарной безопасности к размещению зданий и сооружений предприятий для обслуживания автомобилей, автомастерских

Требования пожарной безопасности к размещению зданий и сооружений предприятий для обслуживания автомобилей установлены разделом 4 СП 364.1311500.2018 «Здания и сооружения для обслуживания автомобилей. Требования пожарной безопасности».

Для обслуживания автомобилей могут использоваться отдельные здания или группа зданий, помещение или группа помещений, а также открытые площадки.

Помещения для обслуживания автомобилей относятся к классу функциональной пожарной опасности Ф5.1. Помещения для обслуживания автомобилей могут быть пристроены к зданиям класса функциональной пожарной опасности Ф1.4, Ф3 (кроме Ф3.4 — поликлиники и амбулатории), Ф4 (кроме Ф4.1), Ф5, встроены в здания класса функциональной пожарной опасности Ф3 (кроме Ф3.4), Ф5 и отделяться от них противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

Встраивание помещений для обслуживания газобаллонных автомобилей в здания класса функциональной пожарной опасности Ф3 (здания организаций по обслуживанию населения) не допускается.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Узнайте, какие изменения произошли в требованиях к эвакуационным путям и выходам из производственных и складских зданий и сооружений в новом СП СП1.13130.2020 и какие отличия он содержит по сравнению с СП1.13130.2009.
Продолжаем знакомиться с последними изменениями в Правилах противопожарного режима (ППР в РФ), которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В этой статье мы проведем подробный сравнительный анализ и выясним, какие изменения содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (редакция 23.04.2020), по сравнению с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Очередная часть нашего анализа по сравнению требований веденного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена отличиям в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам.
S-1666 (А014)
просмотры20213
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт