«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: всегда ли необходимо его соблюдать
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер
баннер (1).jpg

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»: всегда ли необходимо его соблюдать

Дата актуализации статьи: 04.03.2024 07:00:00 04.03.2024

Автор статьи Безногих Максим Владимирович — генеральный директор ООО «Пожарная безопасность 2.0» и автор телеграм-канала «Максим Безногих. ПБ 2.0» — новый взгляд на пожарную безопасность.

Ответ на этот вопрос, указанный в заголовке данной статьи, казалось бы, лежит на поверхности. Это закон, а закон обязателен к исполнению. Это так. Но есть нюансы.

Начнем с основ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123‑ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — ФЗ-123, Закон) ФЗ-123 устанавливает минимально необходимые требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно‑технической продукции и продукции общего назначения.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ-123 положения Закона обязательны для исполнения:

1) при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты;

2) разработке, принятии, применении и исполнении технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащих требования пожарной безопасности, а также нормативных документов по пожарной безопасности;

3) разработке технической документации на объекты защиты.

Действительно, тут перечислены все возможные жизненные циклы объекта защиты, начиная от проектирования, заканчивая утилизацией. Но ФЗ-123 существовал не всю жизнь. Он был принят 22 июля 2008 года и вступил в законную силу с 1 мая 2009 года. Резонно возникает вопрос: а что же делать с правовым полем объекта защиты до 1 мая 2009 года?

Ответ на этот вопрос есть в самом ФЗ-123. В соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ-123 в случае, если положениями Закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Данные положения также закреплены и в постановлении Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации»:

«2(1). Руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и (или) проектной документации».

Таким образом, если объект был введен в эксплуатацию либо проектная документация на него была направлена на экспертизу до дня вступления в силу ФЗ-123, то он эксплуатируется в соответствии с проектной документацией, по которой он был построен и которая разработана на основании нормативных документов, действовавших на тот период времени.


Но опять же есть немаловажная деталь.

Во-первых, если на объекте защиты с 1 мая 2009 года проводился капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение (что за 15 лет жизни объекта вполне может быть проведено и не один раз), то ФЗ-123 необходимо применять в той части объекта, в которой были проведены данные работы. Если в отношении одного этажа или помещения, значит, там будут действовать требования ФЗ-123, а в остальных этажах/помещениях будут действовать требования нормативных документов, действовавшие в отношении объектов защиты на момент ввода в эксплуатацию, либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу ФЗ-123.

Во-вторых, зачастую на объектах защиты у собственников возникают проблемы с проектной документацией на объект. Не все ее хранят и не всегда можно ее восстановить. А если нет проектной документации, то доказать, что объект был построен по нормативным документам, действовавшим до вступления в силу ФЗ-123, невозможно, а значит, к данному объекту будут применяться все требования Закона.

Но это не все исключения для исполнения ФЗ-123.

В соответствии с ч. 6 ст. 4 Закона на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области в отношении объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация которых была направлена на экспертизу проектной документации объектов капитального строительства до 30 сентября 2022 года, требования пожарной безопасности, регламентированные законодательством Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, применяются до 1 января 2028 года.

Таким образом, ФЗ-123 обязателен к исполнению, за исключением приведенных выше случаев.

С каждым годом эти исключения теряют свою актуальность ввиду необходимости проведения на объекте защиты реконструкции, капитального ремонта или технического перевооружения либо вовсе потребности в строительстве нового объекта на месте старого, а также ввиду истечения срока действия отсрочки Закона для новых территорий Российской Федерации.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Узнайте, какие изменения произошли в требованиях к эвакуационным путям и выходам из производственных и складских зданий и сооружений в новом СП СП1.13130.2020 и какие отличия он содержит по сравнению с СП1.13130.2009.
Продолжаем знакомиться с последними изменениями в Правилах противопожарного режима (ППР в РФ), которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В этой статье мы проведем подробный сравнительный анализ и выясним, какие изменения содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (редакция 23.04.2020), по сравнению с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Очередная часть нашего анализа по сравнению требований веденного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена отличиям в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам.
S-2971 (А036)
просмотры1367
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт