Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер (2)(1).png
баннер февраль УЦ(1).png
баннер (1).jpg

Пожарная безопасность мест для зарядки электромобилей

Дата актуализации статьи: 22.10.2024 07:00:00 22.10.2024
Фото: Создано при помощи нейросети DALL-E
прослушать текст

Электромобили представляют собой эффективное и экологически чистое средство транспортировки, однако безопасность при их эксплуатации должна быть на первом месте, чтобы предотвратить возможные аварии и пожары. В данной статье ознакомим читателя с имеющимися требованиями пожарной безопасности к местам зарядки электромобилей.

Вероятно, в мыслях большинства людей, которые начнут читать эту статью, возникнут ассоциации о местах зарядки, связанных с современными электромобилями, которые все чаще можно встретить на дорогах общего пользования и на АЗС. В целом это так, но в дополнение мы расскажем о требованиях к местам зарядки электротехники, которые уже давно и широко используются у нас в стране, прежде всего это касается заводов, логистических центров и других предприятий, где требуется перевозка небольших грузов на короткие расстояния. На некоторых предприятиях еще можно встретить так называемые «кары», старички — тележки с электроприводом еще со времен СССР, однако на сегодняшний день многие предприятия уже наполнены электропогрузчиками, электротележками, небольшими электромобилями азиатского происхождения, также существуют и отечественные современные версии такой техники.

Основное отличие всех видов электрической техники, влияющее на их пожарную опасность, — это вид используемых аккумуляторных батарей.

Пожарная опасность аккумуляторных батарей

Существует множество видов аккумуляторных батарей, используемых в электромобилях, первые широко использовавшиеся аккумуляторные батареи были свинцово-кислотные, основная их пожарная опасность заключалась в выделении водорода во время заряжания, поэтому помещения, в которых устанавливалось оборудование для зарядки таких аккумуляторов, при обычных условиях относились к категории А по взрывопожарной опасности с предъявлением соответствующих требований пожарной безопасности. Сейчас такие аккумуляторы используются значительно реже, в основном на старых электротележках.

На сегодняшний день наиболее распространены литий-ионные аккумуляторы различных разновидностей, например:

  • литий-железо-фосфатные аккумуляторы (LiFePO4, LFP, «лифер»);

  • литий-никель-марганец-кобальт-оксидные аккумуляторы (LiNixMnyCozO2, NMC) и другие.

Разнообразие литий-ионных аккумуляторов обусловлено поиском баланса между их весом, энергоемкостью, безопасностью и стоимостью.

Основными причинами возгорания литий-ионных аккумуляторов являются:

- перезаряд;

- перегрев;

- внутреннее короткое замыкание;

- механические повреждения, удары, неквалифицированный ремонт.

Современные литий-ионные аккумуляторы, конечно, уже менее подвержены возгоранию, в отличие от первых моделей, но не лишены его. Отдельно хотим отметить, что тушение загоревшегося аккумулятора крайне затруднительно, как правило, при возгорании они выгорают полностью, зачастую тушение сводится к ограничению распространения пламени от загоревшегося аккумулятора.

Важно! В процессе горения аккумулятора и его тушения водой происходят химические реакции, в результате которых могут образовываться горючие и токсичные газы, которые будут усиливать горение и могут привести к отравлению.

В целом же при соблюдении требований заводов-изготовителей по эксплуатации аккумуляторных батарей, покупке качественных изделий и бережной их эксплуатации возможность возникновения пожара будет сведена к минимуму.

Требования пожарной безопасности

Проанализировав существующие требования непосредственно к местам зарядки электромобилей, мы пришли к выводу, что на сегодняшний день таких требований немного, возможно, данный вопрос требует дальнейшего нормативного регулирования.

В соответствии с п. 6.3.9 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»:

Для складских зданий

В здании склада тарных грузов на первом этаже у торца здания допускается располагать помещения для зарядки аккумуляторных погрузчиков.

Ограждающие конструкции помещения для зарядки аккумуляторов должны иметь предел REI 45 и класс конструктивной пожарной опасности К0  Нажмите для перехода на ПожВики.

Помещения для зарядки аккумуляторов должны быть отделены от остальных складских помещений противопожарными стенами 2-го типа и перекрытиями 3-го типа и иметь обособленный выход.

Косвенно к непосредственным требованиям пожарной безопасности мест зарядки электромобилей можно отнести следующие пункты Правил противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479:

на объектах хранения:

п. 290. Запрещается стоянка и ремонт погрузочно-разгрузочных и транспортных средств в складских помещениях и на дебаркадерах.

Процесс зарядки электромобилей занимает довольно длительный промежуток времени, соответственно, длительная зарядка может расцениваться как стоянка и не может осуществляться непосредственно в помещении склада;

на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры:

п. 209. В помещениях, под навесами и на открытых площадках для хранения (стоянки) транспорта запрещается:

подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах, за исключением тяговых аккумуляторных батарей электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, не выделяющих при зарядке и эксплуатации горючие газы.

Как видим, согласно данному пункту электромобили могут заряжаться без снятия аккумуляторных батарей, очевидно, что обычный гражданин на зарядной станции не сможет снять батарею, тем не менее не стоит забывать про некоторые виды электрической специальной техники, используемой на предприятиях, которая оборудована свинцово-кислотными аккумуляторами, они при зарядке выделяют горючий водород, в таких случаях снятие аккумулятора обязательно.

Отдельно хотим отметить, что в МЧС России поступает достаточно много подобных вопросов, в связи с чем главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору было подготовлено информационное письмо от 10.07.2024 № 43-4241-19 на тему: «Порядок применения требований пожарной безопасности, предъявляемых к размещению в закрытых стоянках помещений, содержащих машиноместа для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей с оборудованием для их зарядки»:

«В связи с поступающими обращениями организаций и граждан и в целях устранения неоднозначности толкования требований пожарной безопасности Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий сообщается следующее.

Требования пожарной безопасности к размещению в закрытых стоянках (далее — стоянка) помещений, содержащих машиноместа для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей с оборудованием для их зарядки (далее — машиноместо) изложены в пункте 6.2.12 свода правил СП 113.13330.2023 “СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей” (далее — СП 113.13330.2023).

Указанные требования не ограничивают количество размещаемых машиномест в стоянках, имеющих площадь не более 1200 м2.

В случае, если в стоянке площадью более 1200 м2 количество машиномест не превышает 10, выделение мест их размещения в отдельные пожарные секции, в соответствии с СП 113.13330.2023, не требуется.

Для стоянок площадью более 1200 м2 часть помещения, содержащая машиноместа, должна быть выделена в отдельную пожарную секцию площадью не более 1200 м2 одним из следующих способов:

противопожарными перегородками 1-го типа;

зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 8 м;

зонами (проездами), свободными от пожарной нагрузки, шириной не менее 6 м с устройством посредине зоны дренчерной завесы в одну нитку с расчетным числом оросителей при обеспечении по всей длине удельного расхода 1 л/(с·м) или автоматически опускающимися при пожаре на расчетную высоту противодымными экранами (шторами).

Таким образом, требования по выделению частей помещений в отдельные пожарные секции распространяются на стоянки с машиноместами площадью более 1200 м2, не ограничивают количество машиномест в пределах соответствующей отдельной пожарной секции, а также допускают возможность их размещения на всей площади отдельной пожарной секции.

Одновременно разъясняется, что требования к габаритам машиномест на стоянках и паркингах, изложенные в СП 113.13330.2023, в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности, утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 13.02.2023 № 318 (далее — Перечень), не входят».

Также отметим, что в соответствии с п. 6.2.30 СП 113.13330.2023 в закрытых стоянках автомобилей машиноместа с оборудованием для подзарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей должны быть оборудованы автоматическими установками пожаротушения независимо от площади.

На основании п. 7.10.1 СП 113.13330.2023 хранение электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, в том числе с организацией машиномест с оборудованием для их зарядки, допускается осуществлять совместно с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания.

Машиноместа для электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей, оснащенные оборудованием для зарядки, допускаются на открытых площадках, а также в открытых и закрытых стоянках автомобилей классов конструктивной пожарной опасности C0, С1 (за исключением механизированных и полумеханизированных стоянок). При размещении указанных машиномест в закрытых стоянках автомобилей ниже первого подземного или подвального этажа допускается только зарядка автомобилей с номинальным током до 32 А (медленная зарядка) и с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации горючие газы.

Заметьте, последнее предложение пересекается с запретом из ППР, который мы упоминали выше для объектов транспорта.

Кроме того, в соответствии с п. 7.10.3 СП 113.13330.2023 размещение машиномест с оборудованием для зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей в стоянках автомобилей следует осуществлять в соответствии с п. 6.2.12 СП 113.13330.2023.

Об этом же сказано в вышеупомянутом информационном письме МЧС России.

ВАЖНО! В соответствии с п. 7.10.14 СП 113.13330.2023 зарядные устройства должны обесточиваться при срабатывании системы пожарной сигнализации и (или) АУПТ.

Кроме того, при определении необходимости оборудования мест зарядки электромобилей первичными средствами пожаротушения, системами пожарной сигнализации, оповещения и пожаротушения также следует руководствоваться общими требованиями пожарной безопасности к соответствующим помещениям (производственным, складским, общественным и т. д.) в зависимости от места размещения оборудования для зарядки электромобилей и категорий по взрывопожарной и пожарной опасности (при наличии) этих помещений.

Обращаем внимание, что в СП 113.13330.2023 есть ряд дополнительных требований к местам зарядки электромобилей, но пункты, устанавливающие эти требования, в Перечень не вошли и не являются требованиями нормативных документов по пожарной безопасности, это п. 5.6, 7.10.4–7.10.13, 7.10.15–7.10.16, 8.4.10–8.4.11, приложение Б. Указанные пункты касаются маломобильных групп населения, а также геометрических параметров машиномест и электротехнической части зарядных устройств.

В заключение отметим, что пожарная безопасность мест зарядки электромобилей — это важный аспект, который требует особого внимания как со стороны владельцев электромобилей, так и со стороны владельцев зарядных станций. Учитывая растущую популярность электромобилей, необходимо внедрять строгие стандарты и протоколы безопасности, чтобы минимизировать риски возникновения пожаров.

Регулярное техническое обслуживание зарядных устройств, использование сертифицированных материалов и оборудования, а также обучение пользователей основам безопасного обращения с электромобилями и зарядными станциями помогут предотвратить возникновение пожара.

Соблюдение рекомендаций производителей и требований пожарной безопасности не только защитит имущество и жизни людей, но и будет способствовать более широкому принятию электрического транспорта.





  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Узнайте, какие изменения произошли в требованиях к эвакуационным путям и выходам из производственных и складских зданий и сооружений в новом СП СП1.13130.2020 и какие отличия он содержит по сравнению с СП1.13130.2009.
Продолжаем знакомиться с последними изменениями в Правилах противопожарного режима (ППР в РФ), которые вступят в силу с 1 января 2021 года. В этой статье мы проведем подробный сравнительный анализ и выясним, какие изменения содержатся в Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 (редакция 23.04.2020), по сравнению с Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 №1479.
Очередная часть нашего анализа по сравнению требований веденного в действие с 19 сентября 2020 года свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» от действовавшего ранее СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» будет посвящена отличиям в общих требованиях к лестницам и лестничным клеткам.
S-3193 (A034)
просмотры1218
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт