Как лицензирующие органы применяют индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении контроля за деятельностью в области пожарной безопасности
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер (1).jpg
баннер (1).jpg

Как лицензирующие органы применяют индикаторы риска нарушения обязательных требований при осуществлении контроля за деятельностью в области пожарной безопасности

Дата актуализации статьи: 25.09.2024 08:00:00 12.11.2021
прослушать текст

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ МЧС России от 29.09.2021 № 641 «Об утверждении перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» (далее — приказ МЧС № 641). Для чего издан этот приказ, что это за индикаторы такие и как они будут применяться на практике? На эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Что понимается под индикаторами риска нарушения обязательных требований

Вначале давайте разберемся с так называемыми индикаторами риска нарушения обязательных требований (далее — индикаторы риска). Мы раннее очень подробно о них рассказывали в статье о приказе МЧС России от 07.06.2021 № 364, утверждающем перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Настоятельно советуем вам с ней ознакомиться, вот ссылка. Там мы «разжевали» все по максимуму с приведением примеров.

Исходя из имеющейся в нашем распоряжении информации, можно смело предположить — подход к применению индикаторов риска как при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, так и при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) будет одинаковым.

Если попробовать изложить идею индикаторов риска, заложенную в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) в максимально сжатой форме, дабы не повторяться, то индикаторы риска можно сравнить со своеобразными сигнализаторами, которые контролируют определенную область (критерий) на поднадзорных объектах, при этом непосредственного взаимодействия с поднадзорным объектом нет (происходит только мониторинг информации, поступаемой с объекта в установленном законодательством порядке). Если происходит полное совпадение контролируемых данных с фактическими сведениями, полученными с поднадзорного объекта, то это является сигналом надзорному органу для принятия решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Какие именно индикаторы риска предусмотрены приказом МЧС № 641

Что же относится к этим контролируемым областям (данным, критериям) в соответствии с приказом МЧС № 641? Всего приказом предусмотрено четырнадцать индикаторов риска.

При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений используются следующие индикаторы риска:

  • поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата в случае использования его места осуществления лицензируемого вида деятельности в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности иным лицензиатом и при отсутствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи со сменой места осуществления лицензируемого вида деятельности;

  • поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, оборудование которого имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, производитель) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, иному лицензиату;

  • поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, работник которого, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника иного лицензиата.

  • отсутствие у лицензирующего органа уведомлений о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата в течение календарного года, но не ранее одного календарного года со дня получения лицензии, прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям или подачи такого уведомления;

  • наличие информации у лицензирующего органа о работнике в штате у лицензиата, выполняющем работы (оказывающим услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности, заключившем в течение календарного года пять и более трудовых договоров с лицензиатами, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, не имеющих общих административных границ;

  • наличие информации у лицензирующего органа о трех и более ложных срабатываниях систем пожарной автоматики в течение тридцати календарных дней после дня окончания работ по монтажу таких систем или их элементов и до истечения срока его гарантийного обслуживания или в течение тридцати календарных дней после начала и до дня окончания работ по техническому обслуживанию или ремонту таких систем или их элементов;

  • поступление в течение тридцати календарных дней подряд в лицензирующий орган от лицензиата трех и более уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), указанных в приложении к Положению, содержащих сведения о разных работниках, заявленных в качестве ответственных за осуществление лицензируемого вида деятельности.

Для осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры предусмотрены следующие индикаторы риска:

  • поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата в случае использования его места осуществления лицензируемого вида деятельности в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности иным лицензиатом и при отсутствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи со сменой места осуществления лицензируемого вида деятельности;

  • поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата, оборудование которого имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, производитель) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, иному лицензиату;

  • поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата, работник которого, являющийся ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника иного лицензиата;

  • поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата, оказывающего услуги в разных муниципальных образованиях, в том числе межселенных территориях одного субъекта Российской Федерации и (или) в разных субъектах Российской Федерации.

  • отсутствие у лицензирующего органа уведомлений о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата в течение календарного года, но не ранее одного календарного года со дня получения лицензии, прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям или подачи такого уведомления;

  • наличие информации у лицензирующего органа о работнике лицензиата, участвующем в действиях по тушению пожаров, заключившем в течение календарного года пять и более трудовых договоров с лицензиатами, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, не имеющих общих административных границ;

  • поступление в течение тридцати календарных дней подряд в лицензирующий орган от лицензиата трех и более уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), указанных в пункте 50(3) Положения, содержащих сведения о разных работниках, заявленных в качестве ответственных за осуществление лицензируемого вида деятельности.

Как применяются индикаторы риска на практике

Давайте на отдельном примере разберем, как будут применяться на практике индикаторы риска при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Допустим, ООО «Пожарный огнеборец Плюс» подает соответствующее уведомление в лицензирующий орган МЧС России о том, что на «объекте № 1» выполнены работы по монтажу пожарной сигнализации. Лицензирующий орган сверяет полученные сведения с имеющейся базой данных и устанавливает, что работник, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности в ООО «Пожарный огнеборец Плюс», Иванов Иван Иванович, 1957 года рождения, занесен в реестр как работник, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности в ООО «ПожТушПроекИнженеринг». Тем самым лицензирующий орган видит, что сработал индикатор риска, предусмотренный пунктом 3 приложения № 1 к приказу МЧС № 641, а именно поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, работник которого, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника иного лицензиата.

Далее все по шаблону, который мы расписывали в статье, упомянутой вначале, здесь мы его просто еще раз процитируем:

«В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 ФЗ № 248 наличие у надзорного органа сведений о соответствии объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Статьей 60 ФЗ № 248 предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа:

1) при подтверждении достоверности сведений об установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

2) при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований».

Соответственно, лицензирующий орган принимает и впоследствии отрабатывает один из указанных выше вариантов действий.

По такому же принципу лицензирующие органы будут реагировать и на другие индикаторы риска, указанные в приказе МЧС № 641.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Мы подготовили подробную пошаговую инструкцию о порядке заполнения и направления интерактивных форм уведомлений о начале и об окончании выполнения работ в области пожарной безопасности с использованием портала «Госуслуги».
Что понимается под подтверждением лицензии МЧС, и какова ее периодичность? В чем заключаются новые полномочия МЧС по приостановлению и аннулированию лицензий? Как изменились требования к местам осуществления лицензируемых видов деятельности? Почему необходимо уведомлять МЧС о выполнении работ, предусмотренных лицензией МЧС, и когда необходимо начинать это делать? Об этом, а также об иных изменениях, предусмотренных Федеральным законом от 11.06.2021 № 168-ФЗ, в части, касающейся лицензий МЧС, вы узнаете, прочитав данную статью.
В настоящее время порядок лицензирования, а также лицензионные требования к осуществлению деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены одноименным Положением, которое утверждено Постановлением Правительства РФ № 1225 от 30.12.2011 г. Но, как мы уже знаем, оно утрачивает свою силу и перестает действовать с начала 2021 года.Новое Постановление № 1128 несколько расширяет и уточняет лицензионные требования в данной сфере деятельности. Рассмотрим подробнее, что именно изменится с 2021 года.
S-1700 (А001)
просмотры3748
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт