Индикаторы риска нарушения обязательных требований, как основание для проведения проверок пожарного надзора
Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen

Индикаторы риска нарушения обязательных требований, как основание для проведения проверок пожарного надзора

Дата актуализации статьи: 23.06.2021

В данной статье расскажем о нововведении в осуществлении федерального государственного пожарного надзора — индикаторах риска нарушения обязательных требований (далее — индикаторы риска). Как мы уже сообщали в наших новостях, 18 июня 2021 года опубликован приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364, в котором говорится об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора. Для чего нужны эти индикаторы риска и как они будут применяться на практике? Давайте попробуем разобраться.

Индикаторы риска ранее не использовались в деятельности федерального государственного пожарного надзора (далее — ГПН), это абсолютно новый критерий, введенный Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) и оказывающий влияние на возможность проведения проверок в отношении поднадзорных объектов.

В соответствии с частью 9 статьи 23 ФЗ № 248 надзорный орган разрабатывает индикаторы риска в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Идея использования в надзоре индикаторов риска заключается в том, что надзорный орган должен вести информационные системы, в которых учитывать сведения о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе посредством сбора данных, использования технических средств (включая электронные устройства и инструменты анализа данных и выявления индикаторов риска). При этом частью 2 статьи 24 ФЗ № 248 предусмотрено, что сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях определения индикаторов риска должны осуществляться надзорным органом без взаимодействия с контролируемыми лицами.

В той же части 9 статьи 23 ФЗ № 248 сказано, что индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

То есть, анализируя вышесказанное, можно сравнить индикаторы риска со своеобразными «звоночками», поступающими по имеющимся в распоряжении надзорного органа информационным системам без взаимодействия с поднадзорными объектами, на которые надзорные органы должны отреагировать проведением внепланового надзорного мероприятия.

Как известно из приказа № 364, для ГПН установлены два индикатора риска, а именно:

  • привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в отношении объектов, по которым этим экспертом проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) в течение последних трех лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности;

  • три и более ложных срабатывания в течение тридцати календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов).

Как видите, исходя из трактовки указанных индикаторов риска, каждый из них сформулирован не как отклонения от параметров объекта контроля, а как соответствие установленным параметрам (наличие факта трех и более ложных срабатываний, наличие факта привлечения к административной ответственности). Давайте попытаемся разобраться с применением индикаторов в практической деятельности органов ГПН.

Как работает индикатор риска ложных срабатываний систем противопожарной защиты

Начнем с индикатора риска ложных срабатываний систем противопожарной защиты. Здесь не лишним будет напомнить, что определение ложного срабатывания закреплено в пункте 3.21 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» и заключается в следующем: «Ложное срабатывание (о пожаре) — извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара».

Как же орган ГПН может дистанционно узнать о трех и более ложных срабатываниях в течение тридцати календарных дней на каком-либо объекте? По нашему мнению, только в том случае, если сигнал о срабатывании систем противопожарной защиты приходит непосредственно в подразделение пожарной охраны, сведения о таких случаях фиксируются в установленном порядке и передаются в орган ГПН. С момента официального получения указанных сведений у органа ГПН появляются основания для рассмотрения вопроса, соответствуют ли факты ложных срабатываний систем противопожарной защиты параметрам, установленным приказом № 364, и имеется ли риск причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Если параметры соответствуют, то есть ложные срабатывания действительно имели место быть и зафиксированы они на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов), принимается решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Полагаем, что логика здесь заложена следующая: раз на объекте часто происходят ложные срабатывания систем противопожарной защиты, значит либо эти системы находятся в неисправном состоянии, либо их некачественно обслуживают или вообще не обслуживают. Почему нам приходится только предполагать? Да потому, что на день написания этой статьи (за 7 дней до вступления в силу ФЗ № 248) отсутствуют какие-либо нормативные правовые акты (за исключением самого ФЗ № 248), определяющие порядок работы органов ГПН с индикаторами риска.

Как работает индикатор риска в случае привлечения к административной ответственности эксперта

Теперь переходим ко второму индикатору риска — привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (далее — эксперт) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Здесь условный «звоночек», он же индикатор риска, срабатывает, когда вступает в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности эксперта по указанным выше основаниям. Получив соответствующий сигнал, орган ГПН в установленном порядке собирает сведения, в отношении каких объектов данный эксперт оказывал свои услуги, и далее принимает соответствующие решения о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

С нашей точки зрения, здесь прослеживается следующая логика: раз эксперт пойман на ложных данных о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности (или нарушении порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности), значит он и в предшествующие этому три года мог вводить в заблуждение собственников иных объектов и надзорные органы. Следовательно, все объекты, куда ступала (или не ступала, а заключения писались, не выходя из кабинета) нога этого эксперта, соответствуют параметрам, установленным для индикаторов риска приказом № 364.

Индикатор риска сработал и что же дальше?

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 ФЗ № 248 наличие у надзорного органа сведений о соответствии объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска, является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Статьей 60 ФЗ № 248 предусмотрено, что по итогам рассмотрения сведений об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа:

1) при подтверждении достоверности сведений об установлении параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия;

2) при невозможности определения параметров деятельности контролируемого лица, соответствие которым согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия, — мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Здесь нужно внести небольшие пояснения — ФЗ № 248 писался не только для органов ГПН, но и для всех остальных надзорных органов Российской Федерации. На практике же, с нашей точки зрения, в отношении органов ГПН применить пункт 2 статьи 60 ФЗ № 248 весьма затруднительно, поскольку сложно себе представить ситуацию, когда невозможно определить параметры индикаторов риска, установленные приказом № 364 (разве что может возникнуть неопределенность с возможностью одновременного нахождения на объекте пятидесяти и более человек).

Следовательно, мы вправе полагать, что по каждому случаю, когда у органа ГПН будут появляться достоверные сведения об установлении параметров деятельности поднадзорного объекта, которые соответствуют утвержденным индикаторам риска, будет организовываться внеплановое надзорное мероприятие.

Какие внеплановые надзорные мероприятия предусмотрены ФЗ № 248, а также порядок их организации и проведения — это темы для отдельных статей, которые мы планируем подготовить в ближайшее время. 

В завершение еще раз хотелось бы подчеркнуть, что данный материал подготовлен на основании анализа нормативных актов в области организации ГПН доступных на день его написания (22.06.2021), когда еще официально не утверждены изменения в положение о ГПН и не опубликован нормативный правовой акт взамен Административного регламента исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.



  • Комментарии
Загрузка комментариев...
В разделе:
Читай также
Узнайте, что изменилось в проведении проверок МЧС на объектах защиты, приостановка каких видов пожарных проверок предусмотрена в период коронавируса, какие основания есть для проведения внеплановых проверок требований пожарной безопасности и в какой форме допускаются проверки МЧС в связи с коронавирусом (Covid-19).
Проверка пожарной безопасности, как и любая другая проверка, — малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу пожарных инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше всего внимания и какие документы проверяют. В данной статье мы постараемся кратко рассказать об организационных мероприятиях по обеспечению пожарной безопасности дошкольных учреждений.
Узнайте, какие службы являются органами ГПН (федерального государственного пожарного надзора), каковы их основные задачи и функции, направления деятельности, а также что входит в спектр их полномочий и компетенций.
S-1424 (А001)
просмотры701
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.