Индикаторы риска нарушения обязательных требований, как основание для проведения проверок пожарного надзора
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
SE25_825x130_dynamic_ticket-1.gif
баннер на апрель.jpg
баннер (1).jpg

Индикаторы риска нарушения обязательных требований, как основание для проведения проверок пожарного надзора

Дата актуализации статьи: 21.01.2025
прослушать текст

В данной статье расскажем о нововведении в осуществлении федерального государственного пожарного надзора — индикаторах риска нарушения обязательных требований (далее — индикаторы риска). Как мы уже сообщали в наших новостях, 18 июня 2021 года опубликован приказ МЧС России от 07.06.2021 № 364, в котором говорится об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, в последствии в него не раз вносились изменения. Для чего нужны эти индикаторы риска и как они будут применяться на практике? Давайте попробуем разобраться.

Индикаторы риска ранее не использовались в деятельности федерального государственного пожарного надзора (далее — ГПН), это абсолютно новый критерий, введенный Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) и оказывающий влияние на возможность проведения проверок в отношении поднадзорных объектов.

В соответствии с частью 9 статьи 23 ФЗ № 248 надзорный орган разрабатывает индикаторы риска в целях оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении и выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Идея использования в надзоре индикаторов риска заключается в том, что надзорный орган должен вести информационные системы, в которых учитывать сведения о соблюдении (несоблюдении) контролируемыми лицами обязательных требований, в том числе посредством сбора данных, использования технических средств (включая электронные устройства и инструменты анализа данных и выявления индикаторов риска). При этом частью 2 статьи 24 ФЗ № 248 предусмотрено, что сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах контроля в целях определения индикаторов риска должны осуществляться надзорным органом без взаимодействия с контролируемыми лицами (за исключением сбора, обработки, анализа и учета сведений в рамках обязательного профилактического визита).

В той же части 9 статьи 23 ФЗ № 248 сказано, что индикатором риска является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

То есть, анализируя вышесказанное, можно сравнить индикаторы риска со своеобразными «звоночками», поступающими по имеющимся в распоряжении надзорного органа информационным системам без взаимодействия с поднадзорными объектами, на которые надзорные органы должны отреагировать проведением внепланового надзорного мероприятия.

Как известно из приказа № 364, для ГПН установлено девять индикаторов, а именно:

  • привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности Нажмите для перехода на ПожВики) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности в отношении объектов, по которым этим экспертом проведена независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) в течение последних трех лет, предшествующих дате привлечения эксперта к административной ответственности;

  • три и более ложных срабатывания в течение тридцати календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов).

  • отсутствие в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений информации о расходах на обеспечение пожарной безопасности за последние три года;

  • наличие информации о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети и (или) электрооборудования на объекте надзора, которое не повлекло возникновение и распространение пожара;

  • наличие информации о ненадлежащей работе на объекте надзора имеющихся систем противопожарной защиты при пожаре;

  • наличие у контрольного (надзорного) органа информации о владении, пользовании или распоряжении контролируемым лицом объектом надзора, на котором в тридцатидневный период, предшествующий дню принятия решения о приостановлении деятельности лицензии в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований, были проведены работы но монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), осуществлявшим указанную деятельность на соответствующем объекте надзора, за исключением случаев, когда за указанный период в отношении объекта надзора проводились плановое контрольное (надзорное) мероприятие и (или) внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие в части оценки технического состояния средств обеспечения пожарной безопасности».
  • наличие у органа государственного пожарного надзора заключения о независимой оценке пожарного риска с выводом о невыполнении требований пожарной безопасности и (или) несоблюдении противопожарного режима и одновременное наличие расчета по оценке пожарного риска, поступившего в орган государственного пожарного надзора в течение года, предшествующего году поступления указанного заключения, содержащего выводы о непревышении нормативного значения величины индивидуального пожарного риска;

  • наличие у органа государственного пожарного надзора заключения о независимой оценке пожарного риска с выводом о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима и одновременное наличие расчета по оценке пожарного риска, поступившего в орган государственного пожарного надзора в течение года, предшествующего году поступления указанного заключения, содержащего выводы о превышении нормативного значения величины индивидуального пожарного риска;

  • наличие у органа государственного пожарного надзора информации о трех и более случаях в течение ста восьмидесяти календарных дней приостановления или прекращения на территориях государств-членов Евразийского экономического союза (кроме Российской Федерации) действия сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, соответственно выданных или зарегистрированных на территории Российской Федерации на продукцию одного изготовителя, которая является объектом федерального государственного пожарного надзора и объектом технического регулирования технического регламента Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017), принятого решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. №40.

Давайте попытаемся разобраться с применением индикаторов в практической деятельности органов ГПН на примере первых двух, указанных в перечне индикаторов.

Как работает индикатор риска ложных срабатываний систем противопожарной защиты

Начнем с индикатора риска ложных срабатываний систем противопожарной защиты. Здесь не лишним будет напомнить, что определение ложного срабатывания закреплено в пункте 3.21 СП 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования» и заключается в следующем: «Ложное срабатывание (о пожаре) — извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара».

Как же орган ГПН может дистанционно узнать о трех и более ложных срабатываниях в течение тридцати календарных дней на каком-либо объекте? По нашему мнению, только в том случае, если сигнал о срабатывании систем противопожарной защиты приходит непосредственно в подразделение пожарной охраны, сведения о таких случаях фиксируются в установленном порядке и передаются в орган ГПН. С момента официального получения указанных сведений у органа ГПН появляются основания для рассмотрения вопроса, соответствуют ли факты ложных срабатываний систем противопожарной защиты параметрам, установленным приказом № 364. Если параметры соответствуют, то есть ложные срабатывания действительно имели место быть и зафиксированы они на объекте, на котором могут одновременно находиться пятьдесят и более человек (кроме жилых домов), принимается решение о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.

Логика здесь заложена следующая: раз на объекте часто происходят ложные срабатывания систем противопожарной защиты, значит либо эти системы находятся в неисправном состоянии, либо их некачественно обслуживают или вообще не обслуживают. 

Как работает индикатор риска в случае привлечения к административной ответственности эксперта

Теперь переходим ко второму индикатору риска — привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска (далее — эксперт) за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Здесь условный «звоночек», он же индикатор риска, срабатывает, когда вступает в законную силу постановление о привлечении к административной ответственности эксперта по указанным выше основаниям. Получив соответствующий сигнал, орган ГПН в установленном порядке собирает сведения, в отношении каких объектов данный эксперт оказывал свои услуги, и далее принимает соответствующие решения о проведении внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий.

С нашей точки зрения, здесь прослеживается следующая логика: раз эксперт пойман на ложных данных о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности (или нарушении порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности), значит он и в предшествующие этому три года мог вводить в заблуждение собственников иных объектов и надзорные органы. Следовательно, все объекты, куда ступала (или не ступала, а заключения писались, не выходя из кабинета) нога этого эксперта, соответствуют параметрам, установленным для индикаторов риска приказом № 364.

Остальные индикаторы работают приблизительно по той же схеме. 

Индикатор риска сработал и что же дальше?

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 57 ФЗ № 248 выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров, является основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий.

Статьей 61 (1) ФЗ № 248 предусмотрено, что при выявлении соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров должностное лицо контрольного (надзорного) органа направляет уполномоченному должностному лицу контрольного (надзорного) органа мотивированное представление о проведении контрольного (надзорного) мероприятия. 

Следовательно, по каждому случаю, когда у органа ГПН будут появляться достоверные сведения об установлении параметров деятельности поднадзорного объекта, которые соответствуют утвержденным индикаторам риска, будет инициироваться проведение внепланового надзорного мероприятия.

О том какие внеплановые надзорные мероприятия предусмотрены ФЗ № 248, а также порядок их организации и проведения, можно узнать прочитав эту статью.







  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в соответствии которым сотрудники органов ГПН наделены правом проведения профилактических визитов. В этой статье мы разберем все вопросы, связанные с вышеуказанным профилактическим мероприятием, а также поделимся бланками и образцами документов. По подписке
С 1 июля 2021 года вместе со вступлением в силу Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Генеральной прокуратурой Российской Федерации введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система — единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Для чего нужна эта система и как она влияет на деятельность органов пожарного надзора и проверяемых ими лиц расскажем в данной статье.

Смоделировали ситуацию, когда дети или взрослые без имеющихся на то оснований инициируют ложное срабатывание систем противопожарной защиты. О том, что им за это грозит, рассказываем в данной статье. 

По подписке
S-1424 (А001)
просмотры7489
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт