Противопожарные двери. Эксплуатация
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь

Противопожарные двери. Эксплуатация

Дата актуализации статьи: 28.03.2022 18:26:00 28.03.2022
Фото:

Долгое время техническое обслуживание и средств по обеспечению пожарной безопасности в целом, и противопожарной двери в частности представляло собой получение подрядными организациями, фактически, денег за воздух, так это и называлось. Потому что если посмотреть три журнала технического обслуживания, мы увидим только: работы проведены, дата, подпись, — через месяц еще: работы проведены, дата, подпись. Становится понятно, что работы не проводились, проводился пресловутый внешний осмотр. И за этот внешний осмотр люди брали и продолжают брать неплохие деньги.

Чтобы переломить эту ситуацию, нужно осознать, что такое техническое обслуживание вообще. Я все время привожу пример с пылесосом. У меня есть очень неплохой пылесос «Дайсон», и в рекомендациях завода-изготовителя указано, что я должен с такой-то периодичностью вычищать его, промывать фильтр, выполнять периодически действия, при которых этот пылесос будет выполнять свою функцию. Вот абсолютно то же самое — со всеми средствами противопожарной защиты. Пожарный извещатель, вон у меня висит, нужно раз в полгода прочищать, очищать от пыли, прибор приемно-контрольный нужно периодически разбирать и обслуживать контакты, тоже смахивать пыль, протирать бензинчиком, спиртиком. Это — действия, и любое техническое обслуживание — совершение этих действий. Любые действия, входящие в техническое обслуживание, где-то должны отражаться, где-то должно быть подтверждение, что человек это техническое обслуживание провел. Одно дело, когда это ваш личный пылесос, вы и так знаете, что вы это сделаете, а другое дело, когда вы нанимаете подрядную компанию лицензиата МЧС, платите ей деньги, а на выходе получаете: все нормально, все проверили, все работает, дата, подпись. В итоге по факту обнаруживается, что ничего не работает и дальше наступает определенная ответственность уже вас как представителя объекта защиты, как пожарного специалиста на объекте защиты. Поэтому так важно знать, какие конкретно действия необходимо предпринять так, чтобы осуществить это техническое обслуживание.

И техническому обслуживанию подвергаются и противопожарные двери, двери с нормируемым пределом огнестойкости, заполнение проемов в противопожарных преградах. Долгое время четко не было определено, какие действия нужно предпринимать с дверьми. Был документ, правда, документ назывался «Типовые проектные решения. Элементы заполнения строительных проемов в противопожарных преградах» ППС-01-2012 и там, в приложении, было указано, какие действия нужно совершать для того, чтобы осуществить техническое обслуживание двери, но сейчас это поменялось и введен вот тот самый ГОСТ, который регулирует монтаж. Он же регулирует и техническое обслуживание. При этом результаты этого технического обслуживания необходимо отражать в общем объектовом журнале эксплуатации систем противопожарной защиты, который предписано вести Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479. Этот журнал эксплуатации систем противопожарной защиты можно вести по томам касательно разных систем.

И я представляю вам журнал по обслуживанию противопожарных дверей, куда я внес те самые конкретные действия, содержащиеся в новом национальном стандарте, давайте посмотрим. На самом деле я не особо заморачиваюсь с титульными, не титульными листами — это все очень вторично. Самое главное в любом журнале технического обслуживания и плана предупредительного ремонта — это технологические карты, то есть описание конкретных действий, которые надо предпринимать в отношении конкретного оборудования. В мою технологическую карту обычно входит, собственно: наименование оборудования, периодичность, нормативное обоснование или обоснование завода-изготовителя того или иного действия. Но в данном случае мы берем подпункт а) пункта 4.1.6.3 нового ГОСТа, нового национального стандарта и смотрим, какие действия необходимо провести ежеквартально с каждой дверью: произвести визуальный осмотр полотна на отсутствие механических дефектов и коррозии. У нас есть необходимое для этого оборудование, и у нас должен быть достигнут какой-то результат: механических дефектов нет, коррозии нет, механические дефекты есть, коррозия есть. И этот результат должен быть отражен в журнале технического обслуживания. По большому счету мы потом берем технологическую карту, добавляем сюда одну графу — подпись человека, который это сделал, и имеем готовый документ, в котором отображено все, что касается технического обслуживания. У такого стиля работы есть свое преимущество: работник, который расписывается, понимая свою ответственность при этом, за конкретное действие, которое он должен произвести. Работник, который не пишет, в общем: «Я все сделал, — а пишет конкретно, — я сделал то-то, то-то и то-то», — и расписываться за это, начинает относиться к своей работе по-другому. Техническое обслуживание перестает быть действием, которое характеризуется как плата за воздух, — это становится действительно важной работой. Более того, если посчитать количество времени на каждое действие, если посчитать количество оборудования, то мы очень четко получаем финансовую составляющую технического обслуживания, мы можем обосновать тут цену, которую мы назначаем за эту услугу, мы можем сформировать бюджет. Вот сюда я внес отдельные три столбца: человеко-часы на обслуживание одного элемента, количество этих элементов и общее количество человеко-часов в квартал. И по результатам этой работы можно будет увидеть, сколько нам действительно необходимо сил и средств для того, чтобы выполнить те обязанности, которые предусмотрены либо рекомендациями завода-изготовителя, либо, как в данном случае, нормативным документом. И вот так вот скрупулезно, тщательно, определяя те действия, которые нужно предпринять с тем или иным элементом противопожарной защиты, мы доводим нашу работу до совершенства. Меня мало интересует, как будет выглядеть журнал: будет ли он горизонтально расположенными, вертикально, — это все из разряда — передом или задом живет комар, мне это неважно, любому нормальному специалисту это неважно. Если у вас отображены все действия, которые требования пожарной безопасности предусматривают для противопожарных дверей, то какая мне разница, как вы оформите эти действия? Встречаются, конечно, и такие инспекторы, которые требуют, но я мало на них ориентируюсь. И когда я буду делать, достаточно скоро, лекцию «Техническое обслуживание огнетушителя», а там я насчитал 9 разных документов, которые нужно оформить на один огнетушитель, так вот я об этом поговорю более развернуто, более подробно и коснусь вопроса выдающегося идиотизма нашего пожарного нормирования, когда за деревьями мы не видим леса. Но здесь, слава богу, и в национальном стандарте ГОСТ-Р 59642, и в Правилах противопожарного режима форма журнала не предусмотрена, спасибо и на этом. Важна не форма — важно содержание. Важно, чтобы нужные действия были проведены и за каждое из этих действий тот, кто его проводит, лично бы расписался. Тогда это будет техническое обслуживание на высоком уровне. А нам осталось сделать небольшой заключение.

Знаете, мне очень повезло с учителями. На пути мне попадались маложесткие люди, но каждый из них поделился, щедро поделился со мной знаниями и опытом, какими-то приемами, да просто примером своей жизни. И вот своим учителем я считаю профессора Серкова Бориса Борисовича. Я с глубоким уважением отношусь к этому человеку. Сейчас я вспомнил стихотворение, которое он нам прочитал на первой лекции, мне еще показалось тогда, что стихотворение какое-то детское, а стихотворение — про подкову, английское стихотворение в переводе Маршака.

Не было гвоздя —

Подкова

Пропала.

Не было подковы —

Лошадь

Захромала.

Лошадь захромала —

Командир

Убит.

Конница разбита —

Армия

Бежит.

Враг вступает в город,

Пленных не щадя,

Оттого, что в кузнице

Не было гвоздя.

То, как мы сейчас с вами рассмотрели противопожарные двери, двери с нормированным пределом огнестойкости, как раз и нацелено на то, чтобы правильный специалист, работающий в сфере пожарной профилактики, добивался в своей работе с конкретной противопожарной дверью вот этого вот понимания — до гвоздя, до шурупа, до конкретного технического устройства, самого маленького, от которого в конечном итоге зависит то, что, как мы выяснили, сформулировали еще в конце XIX века Алексей Александрович Пресс, в начале XX века — Павел Казимирович Яворовский, Валентин Александрович Эллисон. Они сформулировали задачу противопожарной двери: ограничить распространение пожара. Я очень рассчитываю, что именно такой подход и послужит тому, что прекратятся у нас пожары беспрецедентные по площади, пожары по 50 тысяч квадратных метров. 10 тысяч — это уже обыденность стала, хотя раньше пожар в тысячу квадратных метров считался чрезвычайным происшествием. Я не придумываю, я звонил в прошлом году и поздравлял очень значимого для меня человека — выдающегося пожарного специалиста (в прошлом он был начальником кафедры пожарной тактики Высшей инженерной пожарно-технической школы) Даниленко Александра Степановича. Я позвонил, говорю: «Александр Степанович, поздравляю с Днем пожарной охраны». А он отвечает: «Паша, а как могу быть пожары в пять тысяч квадратных метров, которые я в новостях слышал?». У него в голове не укладывается. А как могут быть? Да очень просто — распространяется пожар, в том числе потому, что неправильно противопожарные двери, заполнение проемов противопожарных преград проектируются, монтируются и эксплуатируются. Но как правильно мы теперь с вами знаем.

Спасибо большое за внимание, уважаемые коллеги, надеюсь, эта лекция была полезна. До новых встреч.

Данный материал отражает точку зрения автора. Мнение редакции портала «PRO ПБ» может не совпадать с позицией автора блога.






  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
Автор блога Князев П.Ю. подробно разъясняет порядок и особенности выбора огнетушителей в зависимости от ранга модельного очага пожара.
В данной статье автор блога Князев П.Ю. дает максимально развернутый ответ на извечный вопрос "пожарный или пожарник", ссылаясь на исторические документы, словари и иные источники. Очень советуем ознакомиться.
Автор блога Князев П.Ю. постарался максимально простым и доступным языком разъяснить проблемный вопрос относительно применения современных требований пожарной безопасности к старым зданиям.
S-2036 (А015)
просмотры904
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт