О новых требованиях к оборудованию объектов автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения при пожаре (обзор постановления Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464)
Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

О новых требованиях к оборудованию объектов автоматическими установками пожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения при пожаре (обзор постановления Правительства РФ от 01.09.2021 г. № 1464)

Дата актуализации статьи: 01.11.2021 08:00:00 01.11.2021
прослушать текст

Как мы уже отмечали ранее в наших новостях, на интернет-портале правовой информации официально опубликовано постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 года № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре» (далее — Постановление), которое вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2027 года. Скачать Постановление можно по этой ссылке.

Оно содержит требования к оснащению объектов защиты, являющихся зданиями, в том числе пожарными отсеками Нажмите для перехода на ПожВики, сооружениями, помещениями, оборудованием (далее — объекты защиты), которые введены в эксплуатацию, либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Грубо говоря, данное Постановление будет являться заменой еще действующих приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. № 315 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)» (далее — НПБ 110-03) и приказа МЧС России от 20 июня 2003 г. № 323 «Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)» (далее — НПБ 104-03).

Если попытаться сравнить Постановление с НПБ 110-03 и НПБ 104-03, первое, что бросается в глаза, — информация в Постановлении изложена намного компактнее. В нем нет упоминаний об охранно-пожарной сигнализации, ссылок на ведомственные, отраслевые, территориальные нормы и перечни, а также отсутствует множество иных дополнительных разъяснений, имеющихся в НПБ, но уже давно устаревших. Проще найти сходства в указанных документах, чем вдаваться в большое количество различий.

А сходства есть в вопросах в части, касающейся:

  • описания случаев, кода здания и сооружения не оборудуются автоматическими установками пожаротушения и (или) системой пожарной сигнализации (хотя и здесь есть различия относительно тамбуров и тамбур-шлюзов Нажмите для перехода на ПожВики);

  • что понимается под площадью помещений, которые необходимо оснащать системой пожарной сигнализации и автоматическими установками пожаротушения;

  • условий, когда необходимо оборудовать здание и сооружение в целом автоматическими установками пожаротушения, если превышен порог в 40 процентов площади помещений, подлежащих оборудованию автоматическими установками пожаротушения.

    

Что касается требований к оснащению зданий и сооружений системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, то они в Постановлении представлены в еще более сжатом виде, чем требования к оборудованию зданий и сооружений автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации, и по большей части дублируют пункты 3.3, 3.4, 3.14, 3.15, 3.16, 3.18 НПБ 104-03 и пункты 3.3, 4.1, 4.2, 4.3, 4.5 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».


В целом, если взять вопросы, связанные с оборудованием зданий автоматическими установками пожаротушения и системой пожарной сигнализации, то Постановление более ориентировано (и имеет больше сходств) в сторону СП 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности» (далее — СП 486.1311500.2020), чем НПБ 110-03.

К примеру, и в Постановлении, и в СП 486.1311500.2020 есть идентичные требования, такие как:

«Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4,  Нажмите для перехода на ПожВики защищаемые автоматическими установками пожаротушения, оборудуются системой пожарной сигнализации.

Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых автоматическими установками пожаротушения, допускается не предусматривать систему пожарной сигнализации при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания с учетом инерционности срабатывания автоматических установок пожаротушения, которые должны выполнять функции системы пожарной сигнализации» (п. 11 Постановления).


«Помещения зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3 и Ф4, защищаемые согласно настоящему своду правил АУП, должны дополнительно оборудоваться СПС.

Для помещений зданий класса функциональной пожарной опасности Ф5, защищаемых согласно настоящему своду правил АУП, допускается не предусматривать СПС при обеспечении безопасной эвакуации людей из здания, с учетом инерционности срабатывания АУП» (п. 4.9 СП 486.1311500.2020).

Если сравнивать количество приложений, то в Постановлении их столько же, сколько в НПБ 110-03 и НПБ 104-03 вместе взятых, а именно шесть.

Также в Постановлении есть очень интересный пункт, который не упоминается ни в СП 486.1311500.2020, ни в НПБ 110-03, а именно:

«10. Здания, сооружения и помещения могут не оборудоваться автоматическими установками пожаротушения при выполнении одного из установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности или при обеспечении безопасной эвакуации людей из зданий и сооружений».

Это все, что нам показалось интересным в разборе нового Постановления и с чем бы мы хотели поделиться с нашими читателями. Содержание приложений нового Постановления мы разберем в отдельных статьях, следите за обновлениями нашего портала.







  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
В разделе:
Читай также
В практике эксплуатации систем пожарной сигнализации рано или поздно возникает вопрос о необходимости частичной или полной замены технических средств, входящих в их состав, в связи с истечением срока службы. Каков же срок службы систем пожарной сигнализации? По подписке
В данной статье расскажем о том, что необходимо предусматривать и какие выполнять требования при прокладке кабельных линий систем противопожарной защиты с учетом вступления в силу осенью 2021 года новых нормативных документов в области пожарной безопасности.
Что нового в организации систем противопожарной защиты (автоматических установках пожаротушения и системах пожарной сигнализации) появится в 2021 году с вступлением в силу нового СП 486.1311500.2020. Какие изменения и дополнения содержатся в новом своде правил по сравнению с СП 5.13130.2009.
S-1670 (А001)
просмотры14797
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт