Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Взрыв французского корабля «Грандкамп», уничтоживший большую часть Техас Сити (16 апреля 1947 г.)

Дата в календаре: 16.04.2024

Взрыв в Техас-Сити — техногенная катастрофа, случившаяся 16 апреля 1947 года в порту города Техас-Сити, США. Пожар на борту французского судна «Грандкамп» привел к детонации около 2100 тонн нитрата аммония (аммиачной селитры), что повлекло за собой цепную реакцию в виде пожаров и взрывов на близлежащих кораблях и нефтехранилищах. В результате взрыва погиб по меньшей мере 581 человек (включая всех, за исключением одного, сотрудников пожарной охраны Техас-Сити), более 5000 человек получили ранения, 1784 попали в больницы. Количество погибших людей значительно увеличилось из-за сильного пожара в городе и последующих двух взрывов судов, которые имели на борту аналогичный груз.

Всего в результате данной трагедии погибли более полутора тысяч человек, еще несколько сот человек пропали без вести. Порт и значительная часть города — разрушены, многие предприятия были сравнены с землей или полностью сгорели. Более 1100 автомобилей повреждены и 362 грузовых вагона искорежены. Имущественный ущерб оценивался в 100 миллионов долларов.


Рассмотрим, как развивались события этой катастрофы по порядку. Французский корабль «Грандкамп», использовавшийся во время Второй мировой войны для перевозки боеприпасов из США к театру военных действий, кроме прочих грузов, имел на борту удобрения, предназначавшиеся для французских фермеров. Удобрения были размещены в четвертом отделении трюмов, а рядом с ними, в пятом, как позднее выявила комиссия по расследованию, располагались боеприпасы. К 16 апреля корабль уже четыре дня загружался аммиачной селитрой в 100-фунтовых бумажных мешках.

16 апреля 1947 года в 8 часов утра судовой плотник Жюльен Гериль обнаружил, что один из мешков с удобрениями тлеет. Его стали заливать водой и содо-кислотными огнетушителями, что не принесло результата. Руководивший работами помощник капитана запретил использовать систему пожаротушения водой под предлогом того, что вода могла испортить груз. Вместо этого он приказал задраить люки и пустить в трюмы пар. Это было обычным способом тушения пожара. И это стало первой ошибкой. Нитрат аммония разлагается и, как правило, с оглушительным взрывом, при 190 ºС. Пар же довольно быстро поднял температуру в трюмах именно до этой отметки. Удобрение продолжало гореть, что вынудило капитана связаться с пожарным отделением Техас-Сити. Через 10 минут на место происшествия прибыли пожарные. Вся команда, кроме капитана, сошла на берег. На судно поднялась половина всех пожарных города. Вода из брандспойтов не потушила огонь, а только вызвала задымление. Появление клубов черного дыма, вырывавшихся из трюмов «Грандкампа», привлекло внимание сотен любопытных, столпившихся на берегу гавани, на пирсе собралась внушительная толпа людей.

В 9 часов 12 минут раздался взрыв. Это был взрыв ужасной силы, который услышали за 250 км от эпицентра, по мощности он равнялся взрыву небольшой атомной бомбы. Вода у пирса, где стоял «Грандкамп», испарилась, обнажив дно. Куски металла разлетелись в радиусе трех с лишним километров. Целый район города, насчитывавший 240 домов, был мгновенно снесен до основания. Два пролетавших в момент взрыва над местом катастрофы на высоте 300 м самолета рухнули вниз, будто сбитые огнем противовоздушной обороны. Основной удар взрыва пришелся на корабль и район доков, где люди были уничтожены в одно мгновение.


Однако это было только начало кошмара. Компания «Монсанто» построила в Техас-Сити гигантский комплекс, и ее хранилище, содержащее продукты с газообразной основой, находилось всего в 700 м от эпицентра. Оно немедленно вспыхнуло, окутав округу едким черным дымом. От высоких температур железные конструкции завода стали коробиться и рассыпаться, похоронив под собой рабочих, не успевших убежать или не выброшенных взрывом через окна. Чуть ниже дока располагалось нефтехранилище компании «Хамбл Стоун энд Репаблик», запылавшее так, что огонь поднялся в небо на сотни метров.

В общей сложности 3300 зданий в Техас-Сити были фактически стерты с лица земли. Прорвало водопровод, и пожарным командам оказалось нечем тушить повсеместно возникшие пожары. Железнодорожный вокзал Техас-Сити также сгорел дотла. В городе были уничтожены линии электропередач и все, кроме одной, телефонные линии. Город лежал в руинах. Ударная волна достигла даже поселка, находившегося в нескольких километрах от эпицентра. Спасатели делали все, что могли, в адском пламени пожара, охватившего Техас-Сити. Уцелевшее здание мэрии было превращено в полевой госпиталь.

В 1 час 10 минут ночи взорвались еще два судна с грузом селитры и серы — «Хайфлайер» и «Уилсон Б. Киин». Это вызвало новые пожары. На спасение города был брошен полк солдат из расположенного поблизости форта Крокер.

Существуют два предположения о последних мгновениях «Хайфлайера». По одной версии, выход судна из гавани был заблокирован другим судном, а по другой — мэр города обратился к команде буксира, чтобы та срочно вывела корабль в открытое море, но экипаж буксира, зная, что «Хайфлайер» полон боеприпасов, отказался.


Так или иначе «Хайфлайер» продолжал гореть в порту и ровно в 13:10 17 апреля взорвался, при этом погибла почти вся его команда и еще несколько сотен жителей города. Техас-Сити горел до утра. Большинство из оставшихся в живых жителей городка, подобно пережившим знаменитый Чикагский пожар, приготовились эвакуироваться из города. В течение ночи и следующего дня команды спасателей продолжали прочесывать город в поисках оставшихся в живых. Уничтожено 2/3 города и 3/4 всей химической и нефтеперерабатывающей индустрии.

Сенат США назначил комиссию по расследованию трагедии. В результате ее работы были установлены следующие причины катастрофы:

  1. Грубое нарушение правил упаковки аммиачной селитры. Ее надлежало упаковывать не в бумажные мешки, а в герметичные емкости.

  2. Грубое нарушение правил техники безопасности при погрузочных работах. Грузчикам не запрещалось курить, и, видимо, окурок послужил причиной возгорания.

  3. Беспечное отношение администрации порта и капитана парохода «Грандкамп» к аммиачной селитре как простому безобидному удобрению, а на деле являющейся еще и сильнейшим взрывчатым веществом.

  4. Неосведомленность местной пожарной охраны Техас-Сити о правильном тушении аммиачной селитры.

Каждая катастрофа заставляет человечество учиться на своих ошибках, обращать внимание на вещи, которые кажутся безопасными на первый взгляд и пристально следить за выполнением норм и требований. Не всегда мы понимаем суть определенных условий и запретов, указанных в ГОСТах или инструкциях, но всегда должны помнить, что попали они туда не просто так. Скорее всего за этими требованиями стоят человеческие жизни.


Дата для календаря:  16.04.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры673
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт