Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
баннер с Кирик на 01.01.2025.png
баннер акция с 01.01.2025.jpg
баннер (1).jpg

В ночь с 12 на 13 декабря 1917 года на железнодорожной линии Кюло — Модан у французского селения Сен-Мишель-де-Морьен произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа в истории Франции

Дата в календаре: 12.12.2025

Декабрьской ночью воинский эшелон, перевозивший солдат, возвращавшихся с фронта в тыл, сошел с рельсов в альпийской долине Морьен. В результате крушения, по официальным данным, погибли 435 человек, из которых 433 человека были французскими военнослужащими и два железнодорожных работника (полностью все архивные данные по катастрофе рассекретили через много десятилетий, точное количество жертв трагедии смогли определить только в 2007 году с открытием всех архивов, при этом до сих пор даже во Франции имеют хождение версии о том, что катастрофа унесла жизни порядка 700 человек). Из числа погибших удалось опознать тела только 148 человек. Еще 194 человека получили травмы и ранения разной степени тяжести.

Долгие годы железнодорожная катастрофа у небольшого французского селения Сен-Мишель-де-Морьен оставалась крупнейшей по количеству жертв в истории железнодорожного транспорта не только Франции, но и Европы в XX веке. Она же по сей день остается крупнейшей железнодорожной катастрофой в истории войн.

Военный эшелон № 612 вез из Италии (после битвы при Капоретто) в 15-дневный отпуск французских солдат и офицеров. Они должны были в преддверии рождественских каникул встретиться с родными. После прохода через Мон-Сенисский туннель (соединяет Францию и Италию), эшелон прибыл в селение Модан. Стоянка в Модане составила час, что требовалось для пропуска других поездов. В это время большинство офицеров с эшелона пересели на экспресс «Модан — Париж».

Эшелон изначально состоял из 17 вагонов (15 пассажирских и 2 багажных в голове и хвосте поезда) с легкими деревянными кузовами и металлическими ходовыми частями. В Модане к поезду прицепили еще два двухосных дополнительных вагона. Вес поезда составлял 526 тонн при длине 350 метров, в нем официально ехали 982 военнослужащих, хотя фактически их было гораздо больше.

Вести такой состав должны были два паровоза, так как от Модана (высота — 1040 метров над уровнем моря) к расположенному далее Сен-Мишель-де-Морьену (высота — 710 метров над уровнем моря) шел крутой спуск в 33 ‰ (промилле). Перепад высот между населенными пунктами составлял более 300 метров на участке длиной примерно 15,5 км.

Однако в этот раз вести эшелон предстояло лишь одному паровозу, так как второй реквизировали для поезда с боеприпасами. К тому же из всех вагонов воздушными тормозами были оборудованы только первые три, на остальных тормоза были ручные, поэтому по ним распределили 7 тормозильщиков, которые по гудкам паровоза вручную приводили такие тормоза в действие.

Машинист поезда адъютант Жирард, который был хорошо знаком с расположенным впереди участком, поначалу отказался вести перегруженный состав с одним локомотивом, но капитан Файоль, управлявший железнодорожным движением на этом участке железной дороги, настоял на отправке под угрозой трибунала. В 22:47 воинский эшелон № 612 был отправлен со станции Модан.

Машинист старался вести состав максимально медленно со скоростью не более 10 км/ч. Но после Френе уклон увеличился и тормозных усилий уже оказалось недостаточно. На крутом спуске в долину Морьен эшелон вышел из-под контроля машиниста и начал стремительно разгоняться, развив неконтролируемую скорость с максимальным значением 135 км/ч. Ближе к концу спуска скорость начала падать, но за 1300 метров до Сен-Мишель-де-Морьена сразу после пересечения реки Арк путь изгибался (в этой кривой установленная максимальная допустимая скорость составляла 40 км/ч). Когда на скорости 102 км/ч состав влетел в поворот, сцепку между тендером паровоза и первым вагоном разорвало.

Профиль участка железной дороги, на котором произошло крушение, изображение: france3-regions.francetvinfo.fr

В сошедший с рельсов первый вагон стали врезаться другие, быстро разрушаясь. Деревянные вагоны входили друг в друга, пламя свечей для освещения вагонов перекинулось на деревянные конструкции и вызвало пожар. Некоторые солдаты незаконно везли с собой гранаты и оружие, детонация которых только осложнила ситуацию. В течении 30 минут пламя полностью охватило место катастрофы, что усугублялось местностью. На повороте путей вагоны буквально впечатывались в подпорную каменную стену, а затем «складывались» друг об друга. Три вагона остановились в узкой выемке, тем самым почти не давая людям шансов выбраться из этой мешанины дерева и металла. В общей сложности пожар продолжался около суток. Из 19 вагонов состава полностью были уничтожены 14.

Ликвидация последствий ж/д катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен, фото: france3-regions.francetvinfo.fr

Когда паровоз оторвало от первого вагона, машинист настолько был увлечен попытками снизить скорость, что попросту не заметил этого. Машинист Жирард сумел остановить локомотив лишь в Сен-Жан-де-Морьен, где наконец оглянулся и осознал что произошло. После этого он с несколькими шотландскими солдатами (также возвращались после битвы при Капоретто) и работниками двух станций отправился к месту катастрофы.

Рядом с местом происшествия находились макаронная фабрика Bozon-Verduraz и городской военный госпиталь, в которые стали привозить раненых.

Непосредственно на месте крушения были опознаны 424 погибших, 135 тел идентифицировать не удалось. Вдоль железнодорожного полотна и у правого берега реки были найдены 37 погибших солдат, которые выпрыгнули из вагонов во время неконтролируемого спуска состава либо после начала пожара. Еще более сотни раненых скончались от ран в течение 15 дней. Выжило лишь 183 человека. Таким образом, в катастрофе погибли около 700 человек. Всех их похоронили в общей могиле у городского кладбища.

Место катастрофы у Сен-Мишель-де-Морьен в 2015 году, фото: wikimedia.org

Первый памятник погибшим был открыт в июне 1923 года военным министром Андре Мажино на кладбище Сен-Мишель-де-Морьен. В 1961 году останки погибших были перезахоронены на национальном кладбище Дова. 12 декабря 1998 года к 81-й годовщине события был открыт памятник в Ла Сосе, что расположен неподалеку от места катастрофы.

Памятник у места катастрофы

Катастрофа воинского эшелона № 612 и поныне является крупнейшей железнодорожной катастрофой в истории Франции и Европы, а по официальному числу жертв — крупнейшей в мире в XX веке.

О катастрофе написан рассказ французского классика Анри Барбюса «Преступный поезд».



Дата для календаря:  12.12.2025
Идентификационный номер:  K-2448
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
K-2448
просмотры541
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт