Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском (11 августа 1979 г.)

Дата события: 11.08.2021

По числу жертв эта авиакатастрофа в истории самолетов ТУ-134 занимает первое место в СССР среди столкновений в воздухе и в мире — второе, а среди столкновений самолетов вообще — третье.

Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего событие получило особый информационный резонанс.

Харьковский Центр единой системы управления воздушным движением характеризовался высокой интенсивностью полетов, так как через его зону ответственности проходило большое число воздушных трасс, из-за чего авиадиспетчерам приходилось часто вести более десятка самолетов одновременно. Об этой проблеме говорили еще с начала 1970-х годов, но к концу десятилетия проблема так и не была решена. Особенно сложным и непредсказуемым сектором воздушных трасс в Харьковском центре являлся Юго-Западный, охватывающий трассы в секторе от 180 до 255° от Харькова и по высоте — 6000 метров и выше. Он простирался на 285 километров с севера на юг и на 220 километров — с запада на восток.

Диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолета поднялись на высоту и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.


Предполагаемая схема расположения двух самолетов при столкновении

Летя на высоте 8400 метров в плотных облаках высотой до 9000 метров, экипажи самолетов не могли видеть друг друга. При этом борт 65816, выполнявший рейс Челябинск — Воронеж — Кишинев, отклонился от траектории влево на 4 километра, а борт 65735 (рейс Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск) — влево на 0,5 километра. В 13:35–13:38 с экранов неожиданно последовательно пропали отметки обоих самолетов. Диспетчер попытался связаться с ними, но те не отвечали. В 13:37 с Харьковским диспетчерским центром вышел на связь пилот Игорь Чернов — командир самолета Ан-2 и доложил: «Харьков, это 734-й, что-то падает с неба!» В 13:40 Чернов вновь вышел на связь с диспетчером и доложил: «Харьков, 734-й, в районе населенного пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолета. По-моему, Ту-134».

В 13:36, то есть спустя почти 1 минуту с момента последней предполагаемой связи с землей, белорусский Ту-134 под углом 95° врезался в молдавский. Концом правой плоскости длиной 2,5 метра 735-й разрубил у 816-го верхнюю часть кабины и начало пассажирского салона, убив сразу всех пилотов, а у него самого оторвало часть крыла, обломки которого полетели в его же правый двигатель. Молдавский самолет от удара развернуло вправо, а белорусский — влево, после чего авиалайнеры столкнулись хвостами, при этом молдавский левым двигателем снес белорусскому киль, а ему самому оторвало правое крыло. Борт 65816 разрушился в воздухе сразу на несколько частей. Пилоты борта 65735, который потерял хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, пытались совершить аварийную посадку, но на высоте 4 с лишним километра авиалайнер потерял управление и, перейдя в пике, около 13:38 рухнул на землю и полностью разрушился.

Белорусский Ту-134 упал в 2 километрах северо-восточнее Куриловки. У молдавского Ту-134 средняя часть крыла упала в 3,5 километрах юго-восточнее Куриловки, его левый двигатель был найден на берегу Днепра, а правое шасси — в самом Днепре. Остальные части самолета упали на землю на большой территории в районе сел: Куриловка, Николаевка и Елизаветовка. Общая площадь разброса обломков имела размеры 16 на 3 километра. Погибли все находящиеся в обоих самолетах 178 человек, включая 36 детей и 17 членов футбольной команды «Пахтакор».


Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.

Главные виновники трагедии, диспетчеры Харьковского Центра единой системы управления воздушным движением, получили наказание в виде тюремного заключения сроком на 15 лет, но впоследствии, отбыв 6 лет наказания, вышли по амнистии.


Дата для календаря:  11.08.2021
просмотры42
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.