Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

Прорыв дамбы Баньцяо. Самый большой прорыв плотины в истории (8 августа 1975 г.)

Дата в календаре: 08.08.2024

Дамба Баньцяо — плотина на реке Жу в уезде Биян городского округа Чжумадянь провинции Хэнань, Китай. Дамба печально известна катастрофой, произошедшей 8 августа 1975 года, когда она стала крупнейшей из 62 дамб, прорванных наводнением, вызванным тайфуном Нина.

Существуют разные оценки числа жертв катастрофы, официальное число — около 26 тысяч человек, учитывает лишь непосредственно утонувших при самом наводнении; c учетом же погибших от эпидемий и голода, распространившихся в результате катастрофы, полное число жертв составляет, по разным оценкам, 171 тыс. или даже 230 тыс. Кроме этого погибло свыше 300 тыс. голов скота и было разрушено примерно 5,96 млн зданий. Сведения о катастрофе были засекречены на много лет.


Плотина Баньцяо была построена в начале 1950-х на реке Жу в провинции Хэнань для борьбы с наводнениями и производства электрической энергии. Плотина имела 118 метров высоты и объем резервуара — 375 млн м3. В результате ошибок проектирования и строительства немедленно после ввода плотины в эксплуатацию в ней появились трещины и протечки, которые были ликвидированы при участии советских инженеров. По новому проекту плотина была усилена стальными конструкциями и стала считаться несокрушимой. Один из ведущих китайских гидрологов Чень Син рекомендовал строительство 12 водоспусков для плотины Баньцяо, но в целях экономии было построено только 5, а Чень Син подвергнулся критике за призывы к растрате народных средств. Прочие плотины в бассейне реки Жу, включая расположенную непосредственно выше плотины Баньцяо плотину Шиманьтань, стали строиться по аналогичным принципам экономии. Чень Син, публично критиковавший данное начинание, был отстранен от работы (после катастрофы был привлечен к ликвидации последствий и восстановлению плотин).

Плотина Баньцяо была спроектирована с запасом на «тысячелетнее» наводнение (т. е. одна ЧС в тысячу лет при 306 мм осадков в день). Однако в августе 1975 произошло двухтысячелетнее наводнение, за день выпала годовая норма осадков — 189 мм в час и 1060 мм в день, а китайская метеослужба не смогла его предсказать. Связь в провинции была частично утрачена из-за массовых разрушений.


6 августа из-за стремительного накопления воды в резервуаре руководство Баньцяо запросило разрешение на открытие всех водоспусков, в котором им было отказано из-за наводнений ниже по течению. Утром 7 августа разрешение было дано, но до руководства Баньцяо оно дошло с опозданием из-за обрыва связи.

Вечером 7 августа, в 19:30, в плотине появилась первая трещина, и командир войсковой части № 34450 Народно-Освободительной Армии Китая, приписанной к плотине, под свою ответственность приказал открыть все водоспуски. Однако они уже оказались занесены илом и не справлялись с прибывающей водой.

Ночью 8 августа в 00:20 командир отправил запрос на авиаудар по плотине, но через 10 минут, в 00:30, рухнула находящаяся выше по течению плотина Шиманьтань, рассчитанная на пятисотлетнее наводнение и принявшая на себя практически двойное проектное потребление.

Через 30 минут, в 01:00, вода хлынула через верх плотины Баньцяо, и она тоже рухнула. Объем стока составлял 78,8 тыс. м3/сек, за 6 часов прошло 701 млн тонн воды, а всего за время стихийного бедствия — 15 738 млрд тонн.

Образовавшаяся приливная волна имела высоту 3–7 метров, ширину — 10 км и скорость — 50 км/ч. Равнина ниже по течению была полностью смыта на площади в 55 км длиной и 15 км шириной. Было затоплено 7 районных центров и несчетное количество деревень.

Плотины, расположенные ниже по течению, пытались разрушить точечными авиаударами с целью перенаправить поток наводнения в другое русло, но это слабо помогло. В итоге вода из прорвавшегося водохранилища Баньцяо снесла 62 плотины ниже по течению.

Волна разрушила большое количество населенных пунктов, многие деревни были буквально стерты с лица Земли вместе со всеми жителями. Колоссальный ущерб был нанесен коммуникациям и путям сообщений — это вызвало дезорганизацию и создало серьезные трудности для оказания помощи пострадавшим районам.

Отсутствие дорог затрудняло подвоз продовольствия, и во многих затопленных регионах еще через полторы-две недели после катастрофы помощь оказывалась только с самолетов и вертолетов. Крупнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали этого региона бездействовали две-три недели после наводнения, а небольшие дороги оставались нерасчищенными на протяжении месяцев. Начался голод, а за ним пришли и эпидемии — именно они стали главной причиной гибели людей в последующий после наводнения период.

Долгое время после катастрофы Баньцяо и другие разрушенные дамбы на реке Жу напоминали о себе возвышавшимися на берегах гребнями. Восстановительные работы начались не скоро, а дамба Баньцяо была заново построена и введена в строй только в 1993 году. Сейчас она штатно выполняет свои функции.


Дата для календаря:  08.08.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры1883
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт