Все самое важное здесь!
ПОДПИСКА PRO ПБ
Мобильное приложение "Пожарная безопасность"
youtube dzen youtube vk instagram rutube
Пожарный календарь
Весенний марафон

КАТАСТРОФА НА КОСМОДРОМЕ БАЙКОНУР (24 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА)

Дата в календаре: 24.10.2024

24 октября 1960 года на территории космодрома Байконур произошло трагическое событие в истории мировой космонавтики и ракетной техники — на стартовой площадке произошел взрыв межконтинентальной баллистической ракеты Р-16. Согласно опубликованным данным в результате катастрофы погибли 78 человек.

Среди погибших были не только рядовые солдаты и сержанты, обслуживающие работу космодрома, техногенная авария унесла и жизни советских конструкторов ракетной техники, в том числе командующего ракетными войсками СССР маршала М. И. Неделина.

Во время расследования катастрофы главный конструктор ракеты Р-16 Михаил Кузьмич Янгель высказал мнение, что главной причиной большого числа жертв и пострадавших стало неподобающее обращение с высокими технологиями: с ракетой обращались едва ли не как с простым легковым автомобилем.

Уже на стартовой позиции были обнаружены значительные неполадки, но обслуживающий персонал полагал, что ракета и так «заведется» и испытания состоятся. Таким образом, катастрофа была вызвана грубейшим нарушением правил техники безопасности во время подготовки к пуску. Второстепенным фактором, оказавшим влияние на число жертв и пострадавших, оказался характер заправленного топлива. Вместо привычного криогенного топлива использовались высококипящие компоненты. Главное преимущество вторых перед первыми состояло в «сроке годности»: заправленную криогенным топливом ракету нужно было максимально быстро использовать или, в противном случае, топливо слить. Новые же компоненты позволяли даже складировать на многие месяцы и годы заправленные ракеты, тем самым повышая уровень готовности стратегического вооружения. Однако вместе с плюсом высококипящие компоненты имели и минус — они являлись одними из самых ядовитых компонентов, известных человечеству. Но насущная необходимость создания ракет длительного хранения превышала все риски.

Испытания начались и проходили в соответствии с планом вплоть до 18 часов 23 октября, около этого времени из строя вышел главный токораспределитель, серьезно осложнивший проведение испытаний. Полноценное соблюдение техники безопасности при ремонте ракеты грозило тем, что она попросту не «успела» бы пройти испытания до годовщины Октябрьской революции, а этого по политическим соображениям никак нельзя было допустить. На следующий день сработавшие пиропатроны меняли при помощи обычного паяльника.

Проигнорированный тревожный звонок в скором времени обратился в полноценную трагедию. Спустя ровно сутки после отказа токораспределителя, произошло возгорание ракеты в результате самопроизвольного запуска маршевого двигателя второй ступени. Причина случившегося проста: все предохранители, способные предотвратить аварийный запуск, были сняты, выпаяны. Высокотемпературное пламя от заработавшего двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. В одночасье адским пламенем были охвачены все имевшиеся 120 тонн компонентов ракетного топлива. Произошел взрыв.


Взрывное лавинообразное горение длилось едва ли минуту, но за это время успело распространиться на десятки метров во все направления, превратив всех и все в данном радиусе в выжженную пустыню. Вдобавок к пламени на спасавшихся людей смертельное влияние начали оказывать и те самые высокотоксичные компоненты топлива. Пламя на атомном уровне испепеляло тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Немногие спасшиеся пытались перебраться через колючую проволоку, часть из них упала в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекали топливные компоненты, попутно обжигая кислотой и отравляя военных.

Открытое пламя продолжало действовать на территории полигона на протяжении нескольких часов. Горело все, что находилось на его территории: оборудование, различные агрегаты и сооружения, проложенные кабельные коммуникации. Почти все, сделанное из металла, было расплавлено, за исключением лишь только рассчитанных на воздействие высоких температур двигателей первой и второй ступени ракеты, которые были произведены из специальной жаропрочной стали.

Из-за высокой температуры пламени от людей остались только черные пятна — тени от полностью сгоревших тел испытателей. Все остальное просто испарилось в море огня. По итогам катастрофы никто не был репрессирован или наказан — непосредственные виновники случившегося в тот день наказали сами себя.


Катастрофа на космодроме Байконур послужила отправной точкой для создания строгой системы контроля действий каждого человека, находящегося у любой ракеты в день ее запуска. Однако ровно через три года, 24 октября 1963 г., в результате еще одной «рукотворной» аэрокосмической катастрофы погибли 8 человек. С того времени, 24 октября, ракеты с космодрома Байконур не запускаются, а сам этот день стал днем памяти всех, кто погиб при покорении космоса и создании стратегического ракетного щита страны.


Дата для календаря:  24.10.2024
Идентификационный номер:  К-00
  • Комментарии
  • Задать вопрос специалисту
К-00
просмотры507
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.
×
Вход на сайт