Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Гибель подводной лодки К-278 «Комсомолец». День памяти погибших подводников России (7 апреля 1989 г.)

Дата события: 07.04.2021

Более трех десятилетий назад произошла одна из самых крупных катастроф в истории отечественного подводного флота — 7 апреля 1989 года в Норвежском море погибла атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец». И даже по прошествии стольких лет продолжаются споры о причинах и виновных в той страшной трагедии. Подводная лодка погибла юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объемного пожара в двух смежных отсеках. Из 69 членов команды погибли 42 человека.


Подлодку К-278 проекта 685 «Плавник» спустили на воду в 1983-м. На тот момент это была одна из самых совершенных разработок советских кораблестроителей. Субмарина имела титановый корпус и могла погружаться на рекордную глубину — 1027 метров. Давление воды было такой силы, что корпус лодки на полметра уменьшался в диаметре. При этом, даже находясь на предельных глубинах, «Комсомолец» мог наносить торпедные удары. Его практически невозможно было засечь имеющимися на тот момент средствами обнаружения. Технических новшеств у подлодки было много: минимум отверстий, снижающих прочность; отказ от большого погрузочного люка; для экстренного всплытия с больших глубин смонтирована система продувки одной из цистерн средней группы пороховыми газогенераторами. Эту лодку оборудовали всплывающей спасательной камерой, вмещающей весь экипаж и рассчитанной на подъем с глубин до 1500 метров. Во втором и третьем отсеках сформирована так называемая зона спасения, ограниченная поперечными переборками, выдерживающими большое давление. Все семь отсеков имели средства автоматического тушения пожаров. За баснословную, по сравнению с другими субмаринами, стоимость разработки К-278 получила прозвище «Золотая рыбка». Но все это не спасло от трагедии.

Седьмого апреля АПЛ «Комсомолец» патрулировала в Норвежском море в 700 километрах от берега. Шли 37-е сутки похода. Подводная лодка двигалась на глубине 380 метров со скоростью восемь узлов. Около 11 утра на борту взревел сигнал аварийной тревоги — в седьмом отсеке по неустановленной причине возник пожар. Возможной причиной называлось возгорание электрооборудования (масляных сепараторов).

«Прозвучал сигнал пожарной тревоги, я прибыл на боевой пост в третьем отсеке, занял свое место, — вспоминает член экипажа «Комсомольца» Андрей Степанов. — Почти сразу же на корабле вышла из строя связь. Мы не знали, что происходит в корме. В таких условиях очень сложно было принимать решения. Только когда люди вышли из четвертого, пятого отсеков, они рассказали о сложившейся ситуации».


Огонь на корабле пытались потушить с помощью системы химического пожаротушения ЛОХ (лодочной объемной химической системы пожаротушения).

Лодка начала всплывать ходом на глубину 50 метров. В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы; из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки, и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда — продуть группу цистерн главного балласта, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошел разрыв трубопровода воздуха высокого давления (ВВД) цистерны главного балласта, расположенной в 7-м отсеке, в результате чего туда под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объемный. Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения, начал поступать в цистерну слива масла главной машины, расположенную в соседнем, 6-м отсеке; избыточным давлением масло «обратным ходом» было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию.

В 11:16 подлодка К-278 всплыла на поверхность. Первоначально лодка имела нулевой крен и нулевой дифферент, но уже через 1–2 минуты после всплытия из-за того, что горячие газы из 7-го отсека продолжали продувать цистерну главного балласта правого борта через разорванный трубопровод, возник крен на левый борт 4–6°. Горели уже два отсека — 6-й и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков. Примерно в это же время произошло возгорание пульта в 3-м отсеке и вспышка горючих газов в 5-м. Уже в надводном положении сработала аварийная защита реактора, произошло отключение основных электроцепей, питание перешло на аккумуляторную батарею. Запустить аварийный дизель-генератор экипаж пытался в течение двух с лишним часов.

В 11:37 был первый раз передан сигнал об аварии. Однако из-за полученных разрушений аварийный сигнал был ненадежным, и на берегу он был принят и расшифрован лишь после восьмого раза — в 12:19. К месту аварии был отправлен самолет ИЛ-38 с аварийно-спасательными контейнерами, но этот самолет не мог садиться на воду. Он мог только наблюдать и наводить на место аварии идущие на помощь корабли. Вместе с тем вертолеты и гидросамолеты ВМФ не имели достаточного запаса топлива, чтобы добраться до места аварии, расположенного в 980 километрах от советской границы. К тому же первые сообщения от капитана были достаточно спокойными: корабль всплыл, экипаж ведет борьбу за живучесть. ИЛ-38 занял позицию над районом аварии в 14:20. К этому времени на помощь «Комсомольцу» на всех парах шла плавбаза «Алексей Хлобыстов», которая должна была прибыть на место к 18:00. К трем часам дня показалось, что все самое страшное позади. Над районом кружили три советских самолета, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар, хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.

Бóльшая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбравшиеся из задымленных отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предполагали, что им вскоре придется покидать корабль. В 16:35 экипаж ИЛ-38 обратил внимание, что субмарина К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопление «Комсомольца». Оно происходило стремительно.

В 16:40 командир подлодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спасательную камеру, покинуть отсеки. Личный состав начал отдавать спасательные плоты, однако удалось спустить на воду лишь один из них. Через семь минут боевая рубка наполовину оказалась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивидуальных спасательных средств стал эвакуироваться на плот.

Пять человек, остававшиеся на лодке до последнего, после ее затопления пытались спастись с помощью всплывающей спасательной камеры. Из пятерых выжил только один. Подводники до последнего момента не могли отсоединить камеру от тонущей лодки и погибли из-за угарного газа, чье действие многократно усиливается вместе с возрастающим давлением.

С момента затопления «Комсомольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алексей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Это время для многих стало решающим: обгоревшим и отравившимся угарным газом людям было не по силам противостоять ледяной воде. К этому моменту погибли от переохлаждения и утонули 16 человек, на борт плавбазы подняли 30 живых и 16 погибших моряков.

В третьем походе на борту подводной лодки К-278 находился 604-й флотский экипаж в составе 69 человек. В результате катастрофы и гибели корабля 42 человека погибли, 27 человек выжили.

До сих пор точные причины возникновения пожара на борту атомной подводной лодки «Комсомолец» так и не выяснены. Поднять субмарину с более чем полуторакилометровой глубины Норвежского моря невозможно. На дно вместе с 20 обычными торпедами ушли и две ракеты-торпеды с ядерной боевой частью. Внутри реактора осталось смертельное для всего живого топливо. В случае выброса плутония 239, а, вернее, его соединений — гидрохлоридов и гидрооксидов — рыболовство в данной акватории придется прекратить минимум на семь веков. Правительство СССР заявило, что корабль изготовлен из титана, который не подвержен коррозии. Поэтому вредные выбросы в окружающую среду исключены.

То, что на дне Норвежского моря лежит отсроченный вариант Чернобыля, обсуждается до сих пор.

Дата гибели АПЛ «Комсомолец» провозглашена в Российской Федерации как День памяти погибших подводников, и наряду с Днем подводника стала поводом еще раз воздать почести тем героям, кто до конца сражался за Отечество и тем, кто участвовал в ликвидации последствий аварий на подводных лодках, заплатив за это своей жизнью. В этот день члены семей погибших подводников, моряки и ветераны ВМФ РФ и другие неравнодушные люди возлагают цветы к памятникам и монументам, посвященным подвигу героев подводного флота страны.



Дата для календаря:  07.04.2021
просмотры65
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.