Подписаться на email
рассылку
Подписаться
youtube dzen
Маклашов Владимир Валентинович
Данный раздел создан благодаря спонсорской помощи
ЧОУ ДПО "УЦ "Академия Безопасности"
и непосредственного участия
группы специалистов под руководством эксперта пожарной безопасности
Маклашова Владимира Валентиновича
Академия безопасности

Авиакатастрофа ВВС США CT-43 в Дубровнике, Хорватия (3 апреля 1996 г.)

Дата события: 03.04.2021

Несчастные случаи в небе случаются не только с самолетами гражданской авиации. Более того, порой случаются катастрофы с военными воздушными судами даже в мирное время. Об одной из них мы хотим рассказать в данной статье.


3 апреля 1996 г. самолет ВВС США Boeing CT-43A выполнял официальную торговую миссию и перевозил высокопоставленных лиц, среди которых были министр торговли США, глава Франкфуртского бюро известного во всем мире газетного издания The New York Times и еще 33 человека из разряда предпринимателей и чиновников. Модель, известная в инженерно-конструкторском бюро как Boeing 737-200, первоначально служила целям подготовки летных кадров. Разработанный как учебно-навигационный самолет T-43A впоследствии был преобразован в административный транспортный самолет CT-43A, служащий для подобного рода перевозок. Правила эксплуатации машины при смене рода деятельности никак не нарушались. Однако торговой миссии в тот день было не суждено благополучно завершиться: при попытке по приборам подлететь к аэропорту Дубровник в Хорватии самолет врезался в склон горы. Выживших после авиакрушения не осталось, все погибли: кто-то сразу в момент аварии, кто-то во время проведения аварийно-спасательных работ.

Расследование данной катастрофы осложнял факт, отличающий военную версию самолета от гражданской. В отличие от гражданских 737, модель CT-43A ВВС США по военным соображениям не оснащалась такими важными для расследования аварии приборами, как регистратор полетных данных и бортовой диктофон (так называемые «черные ящики», самописцы).

И все-таки, несмотря на отсутствие важных составляющих авиационного расследования, экспертам удалось установить ряд причин, совокупное действие которых в конечном счете привело к крушению. В перечне причин фигурировали: отказ командования, ошибка экипажа и неправильно разработанная процедура захода на посадку по приборам. Примечательно, что в день катастрофы погода также была максимально нелетной, однако при проведении экспертиз на суровые погодные условия как на существенный фактор, способствовавший аварии, никто не обратил внимания.

Место трагедии расположено на холме высотой 700 м над уровнем моря, в 1,6 мили (2,6 км) к северо-востоку от того места, где должна была осуществиться посадка исключительно по показаниям бортовых приборов. Взлетно-посадочная полоса, на которую должно было опереться шасси самолета при посадке, находится на высоте 160 м над уровнем моря. Несложный математический анализ показывает, что прежде, чем идти на посадку, воздушное судно должно было преодолеть тот самый злополучный холм и далее взять уверенный курс на снижение высоты. В роковой день до CT-43A на территорию аэропорта совершили посадку еще пять самолетов, не испытывая каких-либо проблем с навигационными средствами.

От пилотов не поступило экстренного вызова, и они официально не начали уход на второй круг, хотя вышли за пределы точки ухода, когда врезались в холм в 14:57 по местному времени. В соответствии с всемирным законодательством в области воздухоплавания, каждая страна несет ответственность за публикацию схем захода на посадку, включая минимальную высоту снижения, для своих аэропортов. В этом моменте кроется принципиальная ошибка, которая погубила рейс. Пилоты понадеялись исключительно на карты и показания приборов, став «слепыми» для того, чтобы видеть реальную картину происходящего за фюзеляжем. Экспертами установлено, что минимум в гористой местности на схеме, имевшейся в Соединенных Штатах, составляет 850 м по сравнению с 660 м на карте, предоставленной экипажу, при фактической высоте холмов 700–800 м. ВВС США должны были проверить и утвердить все карты и запретить проводить посадку в аэропортах, карты для которых не соответствовали действующим американским авиационным стандартам. Как выяснилось уже после трагедии, аэропорт в Дубровнике был как раз из числа запрещенных. Впоследствии обнаружилось, что об имеющемся несоответствии стандартам знали, но на него решили закрыть глаза, так как перестать эксплуатировать авиабазу в Дубровнике, было экономически невыгодно. И тут история напомнила пословицу: скупой платит дважды.

Так как аэропорт Дубровника был отмечен неправильной схемой захода на посадку и приземления, после трагедии началась закономерная проверка схем полета и посадки для всех имевшихся в наличии аэропортов и авиабаз. ВВС США приказали оборудовать все военные самолеты регистратором полетных данных и диктофоном в кабине, кроме этого, отныне военные самолеты больше не могли летать в аэропорты без явного разрешения Министерства обороны даже для высокопоставленных дипломатических миссий. Опыт случившегося переняли многие страны, в том числе и Россия, сделав для себя определенные выводы.


В память о погибших на месте крушения водружен большой крест из нержавеющей стали на пике Стражишче. Путешественники могут добраться до вершины холма по «Пути Рональда Брауна», названному в честь министра торговли США, погибшего в результате крушения. Также была открыта мемориальная комната в мемориальном доме Рональда Брауна в старом городе Дубровника. В нем есть портреты жертв крушения, а также гостевая книга.


Дата для календаря:  03.04.2021
просмотры69
Мы используем cookie (файлы с данными о прошлых посещениях сайта) для персонализации и удобства пользователей. Так как мы серьезно относимся к защите персональных данных пожалуйста ознакомьтесь с условиями и правилами их обработки. Вы можете запретить сохранение cookie в настройках своего браузера.